Рыба гольян обыкновенный — фото, описание, виды (речной, озерный)

Гольян обыкновенный — Phoxinus phoxinus (гольян-красавка)

Места обитания гольяна

Рыба обитает в северных реках Европы, Америки и Азии. В России этот вид распространён практически на всей территории. На Среднем Урале обитает в реке Чусовой. Когда вода сильно загрязняется промышленными предприятиями, рыба уходит в притоки. В Сибири представителей этого вида можно встретить практически во всех реках, но в основном особи выбирают места с сильным течением и холодной водой.

Гольян речной также обитает практически на всей территории Европейской России. Его можно встретить в Поволжье, на Кавказе и в Крыму. Однако этот вид не любит тёплую стоячую воду, поэтому летом косяки рыбы устремляются в более быстрые и прохладные реки.

В горной местности вид очень распространён. Учёные утверждают, что косяки рыбы могут подниматься практически к истокам рек. Так, на Урале зафиксировали гольяна в ручьях на вершинах гор.

Рыбы предпочитают собираться в большие стаи. Они обитают в местах каменистых перекатов. В стае может находиться несколько тысяч рыбок. Известно, что самые крупные особи стараются держаться ближе ко дну, а молодняк поднимается на поверхность.

Распространение

Гольян встречается почти во всей Европе и в большей части Сибири. Здесь он водится даже в озерах (Телецком) и распространяется до бассейна Енисея. В последнее время найден также (Маевым) в Туркестане. В России он всюду принадлежит к числу весьма обыкновенных рыб, но на юге водится в меньшем количестве, чем на севере. Гольян любит холодную воду и потому преимущественно держится в небольших, быстротекущих речках, даже в ручьях с каменистым или песчаным дном, и всего многочисленнее в горных речках Крыма, Зауральского края и, вероятно, Кавказа. Теплой, медленно текущей воды он, видимо, избегает и потому очень редок в больших реках, также озерах (например, в Онежском крае) и тут попадается большей частью у каменистых берегов. Вообще до сих пор распространение у нас гольяна не известно с точностью; причина того — его незначительная величина и сравнительная редкость в больших реках, но судя по тому, что в средней, северо-восточной и северо-западной России он встречается во множестве решительно во всех речках и ручьях, надо полагать, что он водится повсеместно и только ускользал от внимания наблюдателей. По крайней мере в Ярославской и Пермской губерниях он встречается во всех небольших реках, даже ручьях.

Внешний вид рыбы

Известно, что в водоёмах мира обитают около 10 видов гольянов, но в России можно встретить только 2 разновидности. В реках обитает гольян обыкновенный. Он имеет следующие особенности:

  • средний вес рыбки не превышает 15 г, а длина равна 10−12 см,
  • удлинённое тело с короткими закруглённым плавниками,
  • чешуя очень мелкая, на животе практически отсутствует,
  • небольшая голова, а рот очень маленький.

В озёрах и болотах можно встретить озёрного гольяна. Этот вид похож на речной, но имеет несколько значительных отличий:

  • средний вес особи равен 100 г, а длина может достигать 17−19 см,
  • тело довольно высокое и толстое,
  • размер чешуи меняется от мелкой у головы до крупной на животе.

Оба вида имеет окраску серебристо-песочного цвета. Но на спинке у речной рыбы проходит чёрная полоса. Спинка озёрного вида довольно яркого изумрудного оттенка. Во время нереста цвет самцов меняется. На участках чешуи проступают крупные красные пятна. У самок же краснеют уголки рта.

Примечания

  1. 12345Решетников Ю. С., Котляр А. Н., Расс Т. С., Шатуновский М. И.
    Пятиязычный словарь названий животных. Рыбы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1989. — С. 146. — 12 500 экз. — ISBN 5-200-00237-0.
  2. ITIS
  3. 1234
    вид включён в базу данных «Позвоночные животные России»

Особенности поведения и питания

Гольян считается довольно агрессивной рыбой. Известно, что он может отгрызать плавники у более крупных видов. Он постоянно готов к нападению на рыб меньшего размера. Если добычу удалось поймать, рыба сразу же съедает её. Эта рыба способна заметить добычу на большой расстоянии, так как обладает хорошим обонянием и отличным зрением.

Питается гольян мелкими рыбами, червяками и ракообразными. Кроме того, особи потребляют личинки, пыльцу, обрывки водорослей и семена растений. Во времена мельниц стайки рыб старались находиться рядом с ними, так как питались мучной пылью.

Строение тела гольяна обыкновенного

Тело у гольяна по своему строению похоже на вытянутое веретено. Чешуйки маленькие по размеру и покрывают не всю рыбу. Часть возле головы и брюхо остаются полностью незащищенными. Хвостовой стебель расположен очень низко и имеет большую длину. Голова, наоборот, занимает лишь небольшую часть тела. Рыло короткое и имеет тупое очертание. Рот нижний, размеры его невелики.

Максимальная длина тела рыбы составляет до 12 см, однако большинство особей не вырастает более 8-9 см.

Способы размножения гольяна

Известно, что готовность к появлению потомства наступает у этого вида к двум годам. В мае все готовые к нересту особи отправляются в те места, где сами появились на свет. Рыбки сбиваются в небольшие стайки. Самцов в этих стаях в два раза меньше, чем самок. Процесс метания икры длится с мая по июль. Самцы подплывают к самкам и начинают сдавливать их с нескольких сторон. Самки, которые ещё не готовы к нересту, уплывают. После того как икра попадает в воду, самцы её оплодотворяют. Икринки приклеиваются к нижней стороне камней или к водорослям.

Известно, что во время нереста каждая самка может дать до тысячи икринок. Вылупившиеся личинки не покидают пространства между камнями до осени. В начале зимы они зарываются в и остаются там до весны. Покидают место нереста мальки только весной. Средний срок жизни гольяна не превышает 5 лет.

Содержание в неволе

Гольян в банке
Часто гольян используется в качестве аквариумной рыбы. На стайку из трёх гольянов требуется аквариум от 50 литров.

Воду до краёв наливать нельзя, так как эти рыбы часто выпрыгивают из аквариума на пол. Гольяны, перенесённые из светлого аквариума в затемнённый, уже через несколько часов становятся тёмными и, наоборот, быстро светлеют, оказавшись на свету.

Питаются они насекомыми и их личинками, червями, планктоном, дафнией и диатомеями. Также не брезгуют сухими и замороженными кормами для рыб. Гольян агрессивен. Зачастую это проявляется ближе к вечеру. Рыб, которые ненамного меньше его по размеру, убивает и съедает, а у тех, что превышают его по размеру, обгрызает плавники.

Выбор снасти и техника ловли

Известно, что рыбаки ловят речного гольяна с целью подготовки наживки для более крупной рыбы. Речная форель очень хорошо клюёт на него. Проще всего вести ловлю с помощью глиняного горшка, в котором просверлены небольшие дырки. Поверхность горшка нужно смазать тестом изнутри. Затем посуду помещают в воду на 30−40 минут. После этого горшок достают из воды. Внутри окажется несколько рыбок. А также с этой целью можно использовать обычное старое ведро. Его нужно устанавливать в воду так, чтобы осталось как минимум полметра до поверхности воды.

Речного гольяна часто ловят, чтобы употребить в пищу. В качестве наживки можно использовать обычное тесто или хлеб, скатанный в шарики. Рыбаки выбирают лёгкие удилища, очень маленькие крючки и тонкую леску. Такие снасти не повредят рыбку во время вытаскивания из воды. Гольян хорошо клюёт только в дневное время. Он быстро заглатывает добычу и начинает сильно дёргаться в воде. Рыбаку нужно действовать очень аккуратно, не совершая резких движений.

Информация

Разновидности рыб / Другие

Рыба Гольян

Рыбак | 27-11-2019, 06:42 |


Рыба гольян – это представитель семейства карповых, которая отличается не большими размерами. Эти рыбки предпочитают водоемы со стремительным течением и чистой водой, которые расположены в европейских, азиатских странах и в Северной Америке. Некоторые из подвидов этой интересной рыбки обитают в озерах, притоках и даже в болотах.
Как рыбка выглядит, чем питается и как себя ведет, рассказывается в этой статье.

ОПИСАНИЕ ГОЛЬЯНОВ

Всего различают порядка 19 видов гольянов, среди которых имеется самый распространенный вид, такой как гольян обыкновенный, которого еще называют «гольян-красавка» или «синявка».

Внешний вид


Гольян обычный отличается довольно интересной раскраской и наличием мелкой, едва заметной чешуи. По бокам гольяна вертикальными рядами расположены темные пятнышки, в количестве от 10 до 17 штук. Чуть ниже боковой линии они сливаются в одну линию.
Тело рыбки имеет продолговатую форму в виде веретена. На брюшке чешуи практически нет, даже мелкой. Хвост удлиненный, а голова маленькая. У гольянов тупое рыльце, маленький рот и закругленные плавники. Перед нерестом гольян окрашивается в более интересные цвета. Спина и бока приобретают более темный оттенок, а плавники отличаются ярко-красным оттенком. Брюшко окрашивается в малиновый цвет. На голове появляются маленькие бугорки в виде «жемчужной сыпи», а на жаберных крышках появляется беловатый блеск. Самки окрашиваются в не столь нарядные цвета. У них лишь появляется мало заметная краснота у рта, а на брюхе можно увидеть пятна красного оттенка.

Самок от самцов можно легко отличить после того, как они достигнут половозрелого возраста. Как правило, грудные плавники у самцов имеют форму веера, а у самок они имеют не выразительные маленькие размеры.

Гольяны – это достаточно мелкая рыбка, достигающая в длину максимум 10 сантиметров, хотя отдельные особи вырастают в длину и до 20 сантиметров. Весит гольян порядка 100 граммов, хотя встречаются и более массивные экземпляры. Живет гольян порядка 8 лет.

Особенности поведения


Гольян предпочитает обитать в речках и ручьях с чистой и прохладной водой, у которых дно характеризуется как галечное. Кроме этого, некоторые виды встречаются в прудах и озерах с водой, богатой кислородом. Гольяны предпочитают вести стайный образ жизни, при этом, они не перемещаются на большие расстояния.
Особи, достигшие половозрелого возраста, могут подниматься в верховья рек, а более молодые особи предпочитают держаться ниже по течению, так как у них еще нет столько энергии, чтобы бороться с течением. Гольян обладает прекрасным зрением и обонянием. Кроме этого, эти рыбки осторожные и пугливые. В случае опасности они вмиг расплываются во все стороны.

Гольяны, как правило, образуют многочисленные стаи. В водоемах эта рыбка может прятаться за камнями или другими укрытиями, расположенными ближе к берегу. Перемещаются стаи рыб с наступлением темноты, а ищут пищу они днем на участках, хорошо освещенных солнечными лучами.

Где обитает гольян


Гольяны предпочитают пресную воду, поэтому они встречаются во многих реках Европы, таких как Днепр и Неман, а также в России в пределах Архангельской, Вологодской областей и Карелии, а также практически во всех реках Сибири. Кроме этого, гольян водится в реках, протекающих в пределах Уральского хребта. Водится гольян и в озерах с чистой и прохладной водой.
Временами гольяны ведут себя достаточно агрессивно, особенно в вечерние часы. Они нападают на другие виды рыб, иногда большего размера, чем они сами. После этого они могут эту рыбку съесть.

Рацион питания


Рацион питания гольянов состоит из:

  • Мелких беспозвоночных.
  • Различных насекомых, таких как комары.
  • Водорослей.
  • Пыльцы растений.
  • Икры и мальков других рыб.
  • Червей.
  • Планктона.
  • Сухого рыбьего корма.

Сами же гольяны входят в рацион питания других хищных рыб гораздо большего размера.

Нерест


По истечении 2-х или 3-х лет жизни гольяны готовы метать икру. Нерест гольяна проходит в те же периоды, что и у большинства видов рыб: конец весны – начало лета. Икрометание происходит при температуре воды не ниже +5 градусов.

Промысловый вылов

Эта рыбка не представляет интереса для промышленного вылова, поскольку она имеет малые размеры. Вкус у рыбки, по утверждениям многих, совсем не плохой. Иногда гольянов разводят и содержат в аквариумах.

РЫБАЛКА НА ГОЛЬЯНА


Несмотря на то, что в промышленных масштабах ее не вылавливают, любительская рыбалка на эту рыбку во многих регионах России весьма популярная. Хотя рыбка имеет не большие размеры, многие рыболовы ее вылавливают и используют в качестве наживки, чтобы поймать более крупную рыбу, такую как:

  • Голавль.
  • Щука.
  • Налим.
  • Форель.
  • Окунь.

Для тех рыболовов, которые не гонятся за крупными экземплярами, когда приходится подолгу ждать поклевки, рыбалка на гольяна может оказаться весьма интересной и азартной. Если удастся попасть на многочисленную стайку рыбы, то поклевки будут следовать одна за другой, что позволит поймать немало рыбы, хотя и маленькой.

Когда лучше ловить гольяна?

Гольяна можно ловить круглый год, но в разгар зимы, когда наступают серьезные холода, гольян прекращает клевать, зарываясь при этом в ил. По первому и по последнему льду его еще можно ловить на мормышки, а также на другие приманки, как искусственного, так и натурального происхождения.

Техника ловли


Когда тепло, гольян собирается в стаи и предпочитает держаться ближе к поверхности воды. При этом, они бросаются на все, что может упасть в воду. А в теплые периоды много чего попадает в воду, в том числе и объекты, которые входят в рацион питания гольянов. Поэтому, в отношении наживок они не разборчивы.
Ловля мелких особей не представляет никаких сложностей, а вот более крупного гольяна поймать совсем не просто. Он предпочитает находиться либо в корягах, либо в траве. Обладая отличным зрением, он запросто может увидеть перемещающегося на берегу водоема рыболова. Почуяв опасность, он тут же уплывет подальше от этого места. Поэтому, ловля крупного гольяна требует от рыболова терпения, маскировки и тонкой снасти, которая не сможет насторожить гольяна в толще воды.

Используемые снасти


Эту не большую рыбку ловят:

  • На обычную поплавочную удочку с тонкой леской.
  • На мормышку.
  • С помощью бредней.
  • Сетями.

Существует так же быстрый способ ловли, которым пользуются местные жители. Таким способом они ловят его, чтобы употребить в пищу или, чтобы использовать его в качестве живца.
Для этого берут старое ведро и делают в нем много отверстий, чтобы вода стекала с ведра, когда его вытаскивают из воды. На дно ведра ложится корочка хлеба, а само ведро помещается в воду, на глубину до 1 метра. Где-то через пару часов можно осуществить проверку ведра на наличие рыбы. Как правило, к этому времени, в ведре уже находится много мелкой рыбки, в том числе и гольян.

Многие хищные виды рыб не откажутся от наживки, в виде маленького гольяна или пескарика.

Наживки для ловли


Поскольку гольян не переборчивый в вопросах наживки, то для его ловли можно использовать:

  • Червей.
  • Опарыша.
  • Мотыля.
  • Тесто.
  • Хлебные крошки.
  • Мушек.
  • Кузнечиков.

Гольян хоть и маленькая рыбка, но она довольно часто служит объектом азартной рыбной ловли. Эту рыбку ловят те, кто хочет использовать ее в качестве живца для поимки более крупной хищной рыбы. Гольяном так же интересуются и те рыболовы, которые предпочитают частые поклевки обычному сидению неопределенное время в ожидании одной поклевки, хотя и крупной рыбы.
Некоторые рыболовы утверждают, что из гольяна можно сварить достаточно вкусную уху. В некоторых странах Европы гольяна жарят и маринуют. Настоящая рыбалка на гольяна – это интересное и незабываемое зрелище.

Рыба гольян: места обитания и техника ловли

Гольян менее известна в России, чем такие рыбы, как: карп, карась лещ, язь или щука. Но гольян имеет большое значение для воспроизводства других видов. Речная форель питается гольяном, поэтому во многих водоёмах его разводят искусственно с целью роста популяции форели. Кроме того, эту мелкую рыбку любят за нежный вкус, который раскрывается преимущественно в солёном виде.

  1. Места обитания гольяна
  2. Внешний вид рыбы
  3. Особенности поведения и питания
  4. Способы размножения гольяна
  5. Выбор снасти и техника ловли
Читайте также:  Ловля раков зимой: 8 проверенных уловистых методов точно рабочих

Места обитания гольяна

Рыба обитает в северных реках Европы, Америки и Азии. В России этот вид распространён практически на всей территории. На Среднем Урале обитает в реке Чусовой. Когда вода сильно загрязняется промышленными предприятиями, рыба уходит в притоки. В Сибири представителей этого вида можно встретить практически во всех реках, но в основном особи выбирают места с сильным течением и холодной водой.

Гольян речной также обитает практически на всей территории Европейской России. Его можно встретить в Поволжье, на Кавказе и в Крыму. Однако этот вид не любит тёплую стоячую воду, поэтому летом косяки рыбы устремляются в более быстрые и прохладные реки.

В горной местности вид очень распространён. Учёные утверждают, что косяки рыбы могут подниматься практически к истокам рек. Так, на Урале зафиксировали гольяна в ручьях на вершинах гор.

Рыбы предпочитают собираться в большие стаи. Они обитают в местах каменистых перекатов. В стае может находиться несколько тысяч рыбок. Известно, что самые крупные особи стараются держаться ближе ко дну, а молодняк поднимается на поверхность.

Внешний вид рыбы

Известно, что в водоёмах мира обитают около 10 видов гольянов, но в России можно встретить только 2 разновидности. В реках обитает гольян обыкновенный. Он имеет следующие особенности:

  • средний вес рыбки не превышает 15 г, а длина равна 10−12 см,
  • удлинённое тело с короткими закруглённым плавниками,
  • чешуя очень мелкая, на животе практически отсутствует,
  • небольшая голова, а рот очень маленький.

В озёрах и болотах можно встретить озёрного гольяна. Этот вид похож на речной, но имеет несколько значительных отличий:

  • средний вес особи равен 100 г, а длина может достигать 17−19 см,
  • тело довольно высокое и толстое,
  • размер чешуи меняется от мелкой у головы до крупной на животе.

Оба вида имеет окраску серебристо-песочного цвета. Но на спинке у речной рыбы проходит чёрная полоса. Спинка озёрного вида довольно яркого изумрудного оттенка. Во время нереста цвет самцов меняется. На участках чешуи проступают крупные красные пятна. У самок же краснеют уголки рта.

Особенности поведения и питания

Гольян считается довольно агрессивной рыбой. Известно, что он может отгрызать плавники у более крупных видов. Он постоянно готов к нападению на рыб меньшего размера. Если добычу удалось поймать, рыба сразу же съедает её. Эта рыба способна заметить добычу на большой расстоянии, так как обладает хорошим обонянием и отличным зрением.

Питается гольян мелкими рыбами, червяками и ракообразными. Кроме того, особи потребляют личинки, пыльцу, обрывки водорослей и семена растений. Во времена мельниц стайки рыб старались находиться рядом с ними, так как питались мучной пылью.

Способы размножения гольяна

Известно, что готовность к появлению потомства наступает у этого вида к двум годам. В мае все готовые к нересту особи отправляются в те места, где сами появились на свет. Рыбки сбиваются в небольшие стайки. Самцов в этих стаях в два раза меньше, чем самок. Процесс метания икры длится с мая по июль. Самцы подплывают к самкам и начинают сдавливать их с нескольких сторон. Самки, которые ещё не готовы к нересту, уплывают. После того как икра попадает в воду, самцы её оплодотворяют. Икринки приклеиваются к нижней стороне камней или к водорослям.

Известно, что во время нереста каждая самка может дать до тысячи икринок. Вылупившиеся личинки не покидают пространства между камнями до осени. В начале зимы они зарываются в и остаются там до весны. Покидают место нереста мальки только весной. Средний срок жизни гольяна не превышает 5 лет.

Выбор снасти и техника ловли

Известно, что рыбаки ловят речного гольяна с целью подготовки наживки для более крупной рыбы. Речная форель очень хорошо клюёт на него. Проще всего вести ловлю с помощью глиняного горшка, в котором просверлены небольшие дырки. Поверхность горшка нужно смазать тестом изнутри. Затем посуду помещают в воду на 30−40 минут. После этого горшок достают из воды. Внутри окажется несколько рыбок. А также с этой целью можно использовать обычное старое ведро. Его нужно устанавливать в воду так, чтобы осталось как минимум полметра до поверхности воды.

Речного гольяна часто ловят, чтобы употребить в пищу. В качестве наживки можно использовать обычное тесто или хлеб, скатанный в шарики. Рыбаки выбирают лёгкие удилища, очень маленькие крючки и тонкую леску. Такие снасти не повредят рыбку во время вытаскивания из воды. Гольян хорошо клюёт только в дневное время. Он быстро заглатывает добычу и начинает сильно дёргаться в воде. Рыбаку нужно действовать очень аккуратно, не совершая резких движений.

Ремонт лодок ПВХ своими руками

Большинство рыболовов предпочитают выезжать на водную охоту на специальных лодках, и зачастую отдают предпочтение лодкам, выполненным из ПВХ. Это связано с тем, что они более доступны по стоимости, чем металлические модели, а также не требуют отдельного места для хранения. Однако вместе с этим возникают некоторые недочеты такого транспорта, например то, что водное путешествие или рыбалку запросто может испортить повреждение лодки.
Многие полагают, что поливинилхлорид с армированным укреплением обладает достаточно высокой прочностью и износостойкостью, но есть множество факторов, которые все же могут нанести ощутимое повреждение судну. Какой-либо острый камень, коряга или мусор при транспортировке или перемещении на мели смогут без труда порвать ткань. В такой ситуации каждый рыбак может обратиться в специализированные мастерские, чтобы отремонтировать свой транспорт или провести тюнинг лодки ПВХ, но дешевле будет, если вы произведете ремонт лодки ПВХ самостоятельно.

Зачастую производители транспорта из поливинилхлорида прилагают к комплекту детальную инструкцию и специальный набор для ремонта лодок ПВХ (так называемый ремкомплект). Однако при помощи такого набора реально осуществить ремонт порезов на лодке ПВХ или пробоины. В ситуации, когда был поврежден клапан или транец, потребуются еще и дополнительные знания. Такой ремонт уже более серьезный и требует необходимых навыков и знаний. Именно по этой причине мы и решили рассказать нашим читателям о возможности ремонта лодки ПВХ своими руками.

Разновидности повреждений

Чтобы понять, как проводить ремонт надувных лодок, следует изначально разобраться с тем, какие виды повреждений встречаются чаще всего.

  1. Прокол. Такое может произойти, если случайно наткнутся на торчащую палку у берега, или же вы самостоятельно из-за невнимательности проткнете ткань. Также случаются и прожоги материала окурками от сигарет. Такие повреждения можно легко устранить самостоятельно в походных условиях.
  2. Порезы до 5 см. устраняются при помощи ремкомплекта даже на берегу водоема.
  3. Более серьезные порезы, рваные деформации более 5 сантиметров. Зачастую в реках и водоемах можно повстречаться с арматурой и прутьями, которые торчат со дна. Именно на них и натыкаются рыбаки, особенно те, которые только начали увлекаться рыбалкой или охотой с лодок. Такие повреждения уже лучше отдать профессионалам.
  4. Серьезные поломки узлов лодки. Транец, клапан, киль, дно и другое могут выйти из строя в процессе долгой эксплуатации. Причины тому могут быть разные, как-то механическое воздействие или плохая просушка в случае транца. В некоторых лодках есть откровенные промахи в конструкциях деталей, которые выясняются только в процессе длительной эксплуатации. Данные поломки лучше доверить профессионалам. Но если хотите рискнуть и сделать самостоятельно ниже мы расскажем как это делается.

Инструменты для ремонта лодок ПВХ

Поливинилхлорид является достаточно хорошим материалом, который отлично поддается ремонту, поэтому починить небольшие повреждения его в полевых условиях можно достаточно быстро. Но для этого следует иметь при себе необходимые инструменты и материалы. Практически ни один ремонт лодок ПВХ не обойдется без следующих материалов:

  1. Специальный клей для ремонта надувной лодки ПВХ (должен быть термостойким, эластичным, водонепроницаемым, устойчивым к статическим и динамическим нагрузкам) и заплаты.
  2. Ножницы.
  3. Пластина или валик из металла.
  4. Фен, лучше всего строительный.
  5. Карандаш (ручка) и кисточка.
  6. Ацетон.
  7. Ветошь, вода и мыло.

Также для ремонта конкретного агрегата вам могут понадобиться дополнительные материалы, о которых мы расскажем ниже.

Ремонт проколов и порезов

Для ремонта проколов и порезов до 5 сантиметров нужно выкроить заплатку по размеру повреждения и обозначить на лодке её размеры. В зависимости от длины повреждения делается одна наружная заплатка или при порезе длиннее 2 сантиметров две изнутри и снаружи длинного пореза.
При выкройке заплаток обратите внимание, что лицевая сторона ПВХ матовая, а изнаночная глянцевая. Края должны выходить за повреждение на 2 сантиметра. Поверхность перед склейкой обезжирить, например ацетоном. Если порез большой и нужна склейка изнутри, то надо нанести поперечные метки на лицевой стороне шва для дальнейшего выравнивания по ним места склейки.

Нанести первый тонкий слой клея на поверхность под заплатку, а так же нанести на саму приклеиваемую часть. Чем тоньше слой нанесения, тем лучше. Дать клею высохнуть 5 минут, нанести второй тонкий слой клея. Высыхание второго слоя от 5 минут до 1 часа. Делаем термоактивацию строительным феном. В данной процедуре главное не переусердствовать. Температура подогрева около 160 градусов. При перегреве на поливинилхлориде появляется глянцевый блеск, который потом не исчезнет. Соединяем склеиваемые детали и прокатываем пластиной или валиком из металла с усилием нажима около 6 кг в течении 30 секунд.
Лодка после такого самостоятельного ремонта прослужит вам ещё много лет.

Ремонт по узлам

Для того, чтобы отремонтировать тот или иной узел надувного судна, необходимо более подробно знать о его особенностях и нюансах починки. Профессионалы в сервисных центрах обладают знаниями и оборудованием для таких ремонтов. Ниже мы рассмотрим отдельно каждый элемент, но не рекомендуем пробовать делать это самостоятельно. Разочарование от качества самостоятельного ремонта может оказаться сильнее выгоды от сэкономленных денег. Да и есть ситуации при которых «повторный ремонт» профессионалами экономически не оправдан или уже просто невозможен (когда проще собрать новую лодку, чем восстановить старую).

Ремонт транца

Те рыболовы, которые ценят скорость и динамичность в перемещении на судне, покупают надувной транспорт с возможностью монтажа электрического или бензинового двигателя. Бензиновый мотор является наиболее распространенным, и для него более подходящими считаются модели со стационарным транцем.

Причины поломки

Чаще всего транец у надувной лодки выходит из строя по следующим причинам:

  • из-за попадания внутрь элемента воды;
  • по причине отслойки поливинилхлоридного материала;
  • из-за непрочного и ненадежного скрепления клеем;
  • если лодка, а соответственно и транец, использовалась в жестких условиях;
  • из-за нарушения советов и пожеланий к эксплуатации лодочной установки.

Материалы и инструменты

Для починки, замены или усиления стационарного транца типа вам понадобятся следующие компоненты и инструменты:

  • один лист бакелитовой фанеры для вставки или нового транца. Он должен иметь ту толщину, которая прописана в характеристиках производителя;
  • небольшой отрезок поливинилхлоридной ткани. При этом плотность ткани 650 грамм на метр кв.;
  • водоотталкивающая пропитка для ткани;
  • однокомпонентный клей на полиуретановой основе;
  • крепление для транцевой вставки;
  • электрический лобзик;
  • строительный фен (если нет, то можно попробовать и бытовой);
  • обычный карандаш (ручка).

Последовательность

Ремонт транца должен осуществляться в определенной последовательности.
Изначально необходимо при помощи строительного фена нагреть материал ПВХ у транца до температуры 210 градусов Цельсия и понемногу убирать регуляторы склейки, отклеивать дно. Нагревая держатель транца или трансхолдер, понемногу высвобождать транец от фиксаторов к баллонам.

При этом нужно не зацепить такой же смежный лодочный шов самого баллона. Оставшиеся частицы транца в трансхолдере выкрошить тупым шилом. При помощи старого транца нужно изготовить новый: очертите контур детали, вставки на фанерной заготовке и вырежьте лобзиком. Фанера, используемая в промышленном изготовлении лодок, в дополнительных пропитках в принципе не нуждается. Но если не уверены в качестве вашего материала, то заготовку необходимо пропитать водоотталкивающим раствором. Теперь необходимо поместить новый транец в лодку. Принцип вклейки будет таким же как и при заклеивании порезов. Приготовьте ткань ПВХ и наклейте в местах стыковки с дном при помощи клея. Верхний край транца тоже проклеить полосой ткани, для предотвращения попадания влаги внутрь фанеры нового транца. Теперь новый транец готов к использованию.

Клапан

Всем известно, что любая конструкция лодки даже при незначительном повреждении может спровоцировать полный выход из строя транспорта. Одним из явных сигналов, который говорит о надобности ремонта, является пропускающий клапан. Его нужно проверять на герметичность перед каждым выездом на воду.

Причины поломки

Среди главных причин повреждения узла стоит выделить:

  • разрушение элементов клапана;
  • отслоение ткани на стыке;
  • неаккуратное использование, попадание частичек песка в клапан.

Материалы и инструменты

Ремонт клапана лодки ПВХ производится при помощи следующих материалов:

  • ключ для ремонта;
  • растворитель;
  • новый клапан.

Последовательность

Проще всего произвести сразу замену клапана на новый четко подходящий по размеру и по резьбе. Можно также попробовать произвести ревизию старого клапана. Сначала нужно полностью спустить из лодки воздух. Далее надежно фиксируем основание клапана через ткань. Затем нужно ввести ключ в основу детали и медленно повернуть его против часовой стрелки, а потом разобрать клапан. Теперь чистим деталь от грязи и мусора. В том случае, если чистка не помогает, то его всё таки нужно заменить на новый.

Уключина

Уключина представляет собой специальную фурнитуру для бортового крепления весла. Если эта деталь вышла из строя, то ее вполне реально починить или заменить. Однако необходимо понимать, что существуют конструкции, которые этого не позволяют сделать, поэтому стоит обращать внимание на этот элемент лодки при покупке.

Материал и инструменты

Чтобы произвести качественный ремонт уключины, понадобятся следующие компоненты:

  • крестовая отвертка;
  • тупое шило;
  • клей;
  • строительный фен;
  • кисть;
  • пластина или валик из металла;
  • обезжириватель.

Последовательность

Итак, ремонт подразумевает замену пальца или штока детали. Для этого нужно отверткой достать два самореза, которые фиксируют палец, и выдавить его из штока. Потом выполняем замену крепежа и фиксируем на саморезах.
При полной замене узла следует осторожно снять уключину с борта накачанной лодки. Нагревая постепенно деталь строительным феном, приподнимать отклеивая уключину тупым шилом. С борта убрать старый клей и обезжирить поверхность. Затем необходимо нанести клей на новую уключину и ПВХ-борт просушить его около 5 минут, повторить нанесение тончайшего слоя клея. Термоактивировать клей феном. Соединить уключину и борт, прокатать валиком или пластиной с соблюдением кратковременного нажима не менее 6 килограмм. Через 24 часа после склеивания лодка полностью готова к эксплуатации.

Одной из самых плачевных поломок является стравливающий киль. Особенно опасно это, если судно находится на воде. Зачастую причина повреждения – это лопнувший шов.

Материалы и инструменты

Чтобы выполнить ремонт киля лодки ПВХ, нужно иметь при себе:

  • клей;
  • кисть;
  • специальную ленту ПВХ для ремонта лодок;
  • строительный фен.

Последовательность

Изначально нужно промазать киль мыльным раствором и выявить область повреждения. Если это небольшой участок его можно заклеить так же как и описанные в начале проколы и порезы. Но если сама ткань в процессе долгой или неправильной эксплуатации (транспортировки лодки волоком) получила многочисленные потертости, то лучше обратится в сервисный центр, где сделают лекало киля и полностью заменят его.

Надувное дно низкого давления это один из самых сложных элементов конструкции лодки. Поэтому нужно очень тщательно следить за рекомендациями производителя и давлением в дне. Для того чтобы произвести ремонт своими руками, сначала нужно убедится в возможности оного. Для этого нужно оценить повреждения. Если образовалась грыжа, она может появится по двум причинам: либо это некачественная склейка и разошелся клеевой шов, либо это «солнечный удар» когда лодку перекачивают и бросают на солнце давление возрастает и происходит повреждение перегородок.

Читайте также:  ПРОГНОЗ КЛЕВА: когда клюет рыба и какие факторы влияют на клев?

В результате такого повреждения лодочное дно практически не подлежит восстановлению, потому что как правило происходит разрыв ткани, отслоение её от основы, в таком случае лодку можно или выбросить или заменить дно целиком.

Если произошло небольшое отслоение, и всё таки вы хотите попробовать отремонтировать днище лодки сами, то нужно выяснить, с какой стороны произошло расслоение: со стороны кокпита или со стороны днища. С противоположной стороны от повреждения делаем технологический разрез. Смотрим, если есть возможность отремонтировать, то для ремонта нам потребуется:

  • клей для ПВХ;
  • активатор для клея соотношением не более 5% от объема клея
  • ткань ПВХ необходимой ширины
  • ацетон
  • валик для прикатки

Накладываем бандаж, усиливаем перегородку то есть восстанавливаем соединение клеевое. Потом накладываем ленту часть ленты приклеиваем к перегородке, часть к дну. Закрываем технологический разрез. Делаем внутреннюю и наружную заплатку. Если есть возможность и желание можно спрятать шов за дополнительным усилением.

Усилить дно

Можно усилить дно лодки ПВХ профилями, но это не очень надежный способ, который ещё и утяжеляет лодку. Самый эффективный способ усиления днища лодки ПВХ – это бронирование ненапряженным слоем. Слой ткани в ненатянутом состоянии накладывается и наклеивается на накаченную поверхность дна лодки. При использовании лодки этот дополнительный слой не так сильно подвержен повреждениям, как основной, натянутый давлением.

Пайол

Чтобы провести ремонт пайола лодки ПВХ, нужно заменить изношенную фанеру на новую. Сперва снять профили со старых сегментов, использовать их в качестве трафарета для изготовления новых. Установить профиль на новые части пайола.

Перегородка

Усиление баллонов лодки ПВХ своими руками и ремонт перегородки выполнить слишком сложно в домашних условиях. Такую работу проводят только если хорошо представляют себе внутреннее конструктивное решение лодки. Поскольку снаружи проблему не решить, необходим технологический разрез. Он делается вдоль шва склейки или в другом мало заметном месте. После ремонта перегородки технологический разрез заклеивается «косметическим» швом и становится незаметным, если не знаешь куда смотреть.

Насос

Очень часто лодочники сталкиваются с проблемой выхода из строя ножного насоса. Как правило, это происходит из-за того, что от многократных перегибов протирается мех из ПВХ, который находится на складках. Ремонт насоса для лодки ПВХ своими руками можно провести при помощи простых заплаток, которые входят в ремкомплект, однако это не очень надежный и долговечный вариант. Поэтому можно просто заменить материал меха, к примеру, на резину, которая отличается большей износостойкостью.

Для этого нужно разобрать насос: открутить шурупы из стяжных хомутов, снять деформированный мех и склейку меха. Склейку можно использовать в качестве трафарета, из которого нужно вырезать заготовку из прорезиненной ткани. Нужно учесть, что следует оставить припуски в 2 см. Заготовку нужно склеить клеем, стянуть струбциной и оставить высыхать на 24 часа. Стоит отметить, что из прорезиненной ткани также можно вырезать новый впускной клапан насоса. Теперь собираем насос, устанавливаем мех на корпус без клея, смазываем пазы крышек насоса клеем, устанавливаем стяжки. Все, насос готов.

При должном умении и максимуме усилий можно отремонтировать самостоятельно всё, но на такой ремонт никто не даст гарантии качества. Водная стихия не шутка, а поломка лодки может привести к печальным последствиям. Не стоит экономить и покупать некачественные, но недорогие ПВХ, чтобы потом вкладываться в их ремонт. Берите качественные, проверенные временем и профессионалами своего дела лодки Тонар. При правильной эксплуатации вам не придется задумываться о ремонте.

ТОП-15 лучших мастерских по ремонту лодок ПВХ в Москве и Подмосковье

Лодками на основе поливинилхлорида сегодня пользуется каждый второй рыбак. Благодаря их дешевизне, но при этом высокой практичности и мобильности, они стали незаменимыми помощниками для успешной рыбной ловли, охоты или просто прогулке на воде.

Плавательное средство из ПВХ очень просто в использовании. С ним можно справиться в одиночку: собрать, разобрать и переместить. В сложенном виде оно не занимает много места, зато после надува превращается во вместительное судно.

Если лодке из ПВХ требуется ремонт

Все преимущества плавсредства одним движением перечеркивает слабость к порезам и проколам. Подводные препятствия даже порой в виде плоских камней зачастую становятся роковыми для бота. Однако по статистике чаще всего порча происходит даже не в воде. На суше владелец сам наносит травму своей плавучей помощнице при транспортировке или хранении в захламленном месте.

Однако прокол, порез, прожег или рваное повреждение это еще не конец. Не всегда прохудившийся бот нужно отправлять в мусорный бак. В большинстве случаем ее можно отремонтировать. Подобные услуги оказывают специализированные компании.

Причем, спектр работ довольно широкий:

  • устранение порезов, проколов и расхождения швов;
  • восстановление целостности;
  • усиление днища и бортов;
  • нанесение защитных слоев, предупреждающих повреждения.

Ремонтные мастерские в Москве

Сегодня услуги по ремонту и модернизации лодок на основе ПВХ предлагает множество компаний. Большинство из них успешно справляются с проблемами за сравнительно невысокую цену. Вот перечень некоторых из них в Москве с указанием адреса и средней стоимости ремонта:

«Флагман Лодка»

  • (МО, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 46,
  • Цена от 500 руб.
  • Сайт:http://flagman-lodka.ru);

«В мире лодок»

  • (Москва, ул. Смольная, д. 63Б,)
  • Цена от 700 руб.,
  • Сайт:http://vmire-lodok.ru

«Мир лодок»

  • (Москва, ул. Гостиничная, 4, корп.9,)
  • Цена: от 600 руб.,
  • Сайт: www.mirlodok.ru

«Pit Line»

  • (г. Москва, проезд Одоевского, д.10,)
  • Цена: от 500 руб.,
  • Сайт:http://www.pitline.ru;

«Бот Ленд»

  • (г. Москва, ул. Автозаводская, 23 строение 9,)
  • Цена: от 450 руб.,
  • Сайт:http://boat.land;

«Кайман»

  • (г. Москва, ул. 6-я Радиальная, д.17, стр.1,)
  • Цена: от 600 руб.,
  • Сайт:http://kayman-k.ru

«Первый российский водный клуб»

  • (г. Москва, ул. Колодезный пер, 3 стр.3,)
  • Цена: 500 руб.,
  • Сайт:www.ruswaterclub.ru;

«Водомоторика»

  • (г. Москва, ул. Кольская, д.12 стр. 21,)
  • Цена: от 550 руб.,
  • Сайт:http://vodomotorika.ru

«to Boat»

  • (г. Москва, Пр-д.Дежнева, д.9,)
  • Цена: от 500 руб.,
  • Сайт:http://toboat.ru

«Бот Сервис»

  • (г. Москва, ул. Лётная, д. 99А,)
  • Цена от 500 руб.,
  • Сайт:http://www.boat-service.ru/)

Московская область

«Флагман Лодка

  • (МО, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 46,)
  • Цена от 500 руб.
  • Сайт:http://flagman-lodka.ru);

«MosBot»

  • Мытищинский район, д. Коргашино, ул. Кооперативная,
  • Цена: от 400 руб.,
  • Сайт:http://www.ремонт-катера.рф)

«Форсаж»

  • (г. Химки, Юбилейный проспект, 4)
  • Цена: от 500 руб.,
  • Сайт:http://stekloplastik-bort.ru/)

«Мастерская боцмана»

  • (Коломенский район, дер.Городище-Юшково,)
  • Цена: от 400 руб.,
  • Сайт:http://botsman-service.ru/)

«Воднмото»

  • (Ленинский район, Деревня Апаринки, Каширское шоссе владение 6,
  • Цена: от 500 руб.,
  • Сайт:http://vodnomoto.ru/)

Ремонт в мастерской

Повреждения встречаются различного характера. У многих логично возникает вопрос, справятся ли в мастерской со сложными и редкими порезами или проколами? Если неисправность занимает не половину судна, то решение есть всегда.

Ниже представлен перечень работ, которые обычно выполняется практически каждая фирма по ремонту:

  • ремонт порезов;
  • ремонт и замена транца;
  • изготовление нового транца из «морской» фанеры (бакелита);
  • ремонт швов;
  • ремонт надувного дна (низкого и высокого давления);
  • ремонт кильсона;
  • установка нового клапана.

Среди новых качеств, которые приобретает судно после тюнинга, выделяют следующие:

  • усиление днища специальной лентой ПВХ;
  • бронирование днища за счет покрытия кордовым слоем ПВХ;
  • оснащение креплениями для эхолота и удилищ;
  • установка якорного рыма;
  • установка транцевых колес для перемещения по суше;
  • маркировка номерами;
  • установка дополнительной фурнитуры (ручки, буксировочные кольца, леерные шайбы);

Работы по замене включают следующие:

  • демонтаж всей фурнитуры на транце;
  • демонтаж (утилизация в случаях поломки) доски транца;
  • подготовка посадочного места для установки нового транца (зачистка, обезжиривание);
  • изготовление нового транца;
  • установка новой транцевой доски;
  • установка усиливающих элементов;
  • герметизация стыков;
  • установка фурнитуры и шильда.

Ремонт лодок ПВХ своими руками

Устранить порезы, прожиги и проколы можно и своими силами. Правда, если это не основательные повреждения, для ремонта которых требуется сложное оборудование. В основном это мелкие нарушения.

Чтобы починить бот своими руками потребуется:

  • ремкомплект (идет вместе с лодкой при покупке);
  • валик или пластина из металла;
  • ножницы;
  • строительный фен (бытовой тоже подойдет, если он достаточно мощный);
  • кисточка и карандаш;
  • растворитель.

При этом процедура склейки довольно простая:

  1. подготовить заплатку нужного размера;
  2. расправить поврежденный участок;
  3. очистить место склеивания от загрязнений и наростов;
  4. обезжирить с помощью растворителя;
  5. наложить заплатку;
  6. нанести кистью клей по краям заплатки;
  7. повторить процедуру снова через 15 минут;
  8. для хорошего сцепления заплатку нагревают;
  9. прикладывание заплатки к месту прокола;
  10. оставить высыхать минимум на 24 часа.

Советы по ремонту от опытных рыбаков

Как найти место прокола? Порой эта задача не из легких. Бывалые рыболовы советуют два простых и всегда работающих способа. Погрузить лодку в воду и обратить внимание на пузырьки. Выходящий воздух выдаст пробоину. Второй вариант, натереть борта и днище густой мыльной пеной. Образование пузырей также покажет прокол.

В быту часто приходится сталкиваться с проблемой плохим склеивающим свойствами клея. Большинство дешевых экземпляров под громким названием «Супер» не в состоянии нормально склеить даже бумагу. А когда речь идет о плавсредстве, которое постоянно то в воде, то на воздухе и эксплуатируется при разных температурах, то здесь рыбки советуют использовать клеи «Десмокол», специально разработанный для склеивания материалов из ПВХ, а также добавлять к нему стабилизирующие присадки, например, «Полиизоционат (ПИЦ) марки Б» или «Десмодур» в пропорции на 95% клея 5% присадки.

Ремонт лодки ПВХ процесс не сложный, но требует к себе большого внимания и ответственности. Если нарушить технологию восстановления, то судно рыболова-любителя не только не поплывет, но и может стать причиной трагедии. Поэтому если есть сомнение, что самостоятельно с ремонтом лодки не справиться, то лучше доверить это тонкое дело профессионалам.

Теперь клюет только у меня!

Этого карпа поймал с помощью активатора клева. Теперь домой без рыбы никогда не возвращаюсь! Настало время и вам гарантировать свой улов. Лучший активатор клева года! Сделано в Италии.

Ремонт лодок ПВХ

Лодки ПВХ – отличное средство для рыбалки, отдыха. Плавсредства долговечней резиновых, за ними проще уход, складываются, потому легко перевозятся в багажнике автомашины. Не нужна специальная стоянка как для металлических и деревянных лодок. Но несмотря на явные плюсы, ПВХ-плавсредства сильно подвержены повреждениям. Объясняется это материалом, который крепче резины, но уступает металлу.

Проблемы и неисправности лодок ПВХ

  • – царапины, задиры: повреждения из не серьёзных; однако, продолжение рыбалки с лодки может закончиться разрывом ткани;
  • – прокол баллона: проблема из распространённых; это случается из-за неосторожного обращения с острым предметом; часто причина – крючок из снасти; проткнуть материал можно при вытаскивании лодки на берег, где присутствуют осколки стекла, разбитые бутылки и другие острые предметы;
  • – прожигание баллона: проблема частая у курящих рыбаков;
  • – разрыв, рваная дыра: такое повреждение чаще происходит при движении; бывает результатом наезда лодкой на торчащую со дна арматуру или иные предметы, части сооружений, скрытые под водой; иногда причиной становится столкновение лодок – материал рвётся под воздействием гребного винта;
  • -если лодку перед хранением не чистят, то остатки мусора, прикормки, рыбьей слизи могут привлечь грызунов; повреждение такого типа характерны в начале сезона;
  • – порез: проблема бывает при контакте с режущими инструментами, элементами; возникает часто при выезде на берег, если он и мелководная прибрежная полоса усеяны ракушками, битыми бутылками, камнями; порезы случаются во время транспортировки, при хранении, перемещениях по берегу;
  • – отклеивание крепления уключин, сидений;
  • – отказ клапана: такое происходит после механического воздействия.

Преимущества ремонта лодок ПВХ в специализированных мастерских

При любых знаниях починка ПВХ-лодок рыбаками самостоятельно проводится редко. Навыков всегда недостаточно, потому можно легко нарушить технология, допустить ошибку. В результате отклеиваются заплатки, повторно склеенные элементы, швы.

Если доверить работу мастерам, профессионально ремонтирующим лодки, то вероятность повторения устранения повреждений сводится практически к нулю. Специалисты занимаются этим ежедневно, у них больше навыки выполнения сложных работ. К тому же они пользуются присутствующими на предприятии устройствами, приспособлениями, позволяющими выполнять ремонт быстрее, качественно.

Кроме того, даже в инструкции учитывается возможность самостоятельного устранения повреждений только до размера в 5 см. Более крупные порезы, дыры рекомендуется заделывать, обращаясь в сервисные центры.

Мастерские по ремонту лодок ПВХ в Москве

Сервисный центр «Швартов»

Находится вблизи 14-го километра МКАД, в районе Белой дачи, с внешней стороны кольца. Имеет свой сайт shvartov.ru/page/remont-lodok-pvh, где отображены услуги по починке ПВХ-лодок.

Территориально центр «Швартов» работает на Москву и Подмосковье. Принимает лодки в работу на месте или забирает их в указанном заказчиком пункте. Выполняет любой по сложности ремонт. Для этого располагает квалифицированными специалистами, производственной базой с набором необходимых устройств, приспособлений.

Функционирует центр «Швартов» во все дни недели кроме воскресения. Обычное время работы с 9 до 19 часов. В субботу с 10 до 18.

Связь с центром возможна телефоном 8(495) 92495438; 8(800) 7072205), электронной почтой sales@shvartov.ru .

Мастерская ZOON

Специализируется на ремонте водной техники, в том числе ПВХ-лодок. Располагает для этого хорошими мастерами, парком необходимых станков, устройств, приспособлений. Работы выполняет оперативно, с достойным качеством. Имеет высокий рейтинг среди подобных предприятий.

Мастерская находится в столице по Нагорному проезду, в корпусе 1 дома 12. Недалеко от станции «Крымская». Открыта в период 10…20 часов. Официальный её сайт remont-lodki.ru . Телефон для связи – +7(925)7916574.

Мастерская «Ангар ПРО»

Организация большая, имеет возможность ремонта не только лодок ПВХ, но и из других материалов. Перечень работ обширен – каждый из владельцев может надеяться на решение проблем. Причём быстрое, качественное. Оперативность работ обеспечивается наличием у мастерской своего эвакуатора.

В особенностях предприятия:

  • – возможность выезда на место к заказчику и проведение там ремонта ПВХ-лодки;
  • – годовая гарантия на услуги.

Находится мастерская у метро «Аннино» по улице Дорожной, в корпус 5 дома 54. Выходных нет, время работы 9…21 час.

Есть возможность подробно узнать об услугах на сайте angar-pro.ru . Электронная почта customers@angar-pro.ru, телефон +7(499)7091165.

Сервис «Водномото»

От многих аналогичных предприятий выделяется наличием сертификации всех выполняемых при ремонте ПВХ-лодок работ. Это дополнительно указывает на высокое качество обслуживания, даёт надежду на долгую эксплуатацию отремонтированных плавсредств.

Объем услуг, предлагаемых сервисом «Водномото», включает устранение всевозможных повреждений лодок. Сайт предприятия vodnomoto.ru/ , телефоны: 8(495)9990267; +7(985)9990267.

Компания LODSTER-BOAT

Мастерская московская, с адресом улица Полбина, дом 35 г. Делает все, что требует ремонта в ПВХ-лодках. Представляет годовую гарантию на любой вид и объем услуг. Отличается доступностью цен.

Сайт компании lodster-boat.ru/ . Телефон (+7(916)5056932, электронная почта info@lodster-boat.ru.

Мастерские по ремонту лодок ПВХ в Санкт-Петербурге

Мастерская TIME TRIAL

Известная в городе. Работает с начала нынешнего века, имеет положительные отзывы. Гарантирует качество, долгую службу лодок после ремонта.

Расположена мастерская по улице Гельсингфорсской, в доме 3-и, 518-й офис. С предложениями по ремонту ПВХ-лодок, можно ознакомиться на сайте timetrial.ru/remont-i-tyuning/ .

Решив обратиться в TIME TRIAL с проблемами, вы можете предварительно все обговорить по телефону +7(812)4256818 или обратиться по электронной почте info@timetrial.ru.

Компания «Баджер»

Находится по 16-й линии, в доме 85/3. Выпускает собственные ПВХ лодок одноимённого названия. В услугах – их ремонт. Принимает в починку ПВХ-плавсредства других марок, производителей.

Гарантия качества в долгом (с 1996) присутствии на рынке. За прошедшее время:

  • – в компании сформирован коллектив высококвалифицированных специалистов, знающих все в ремонте ПВХ-плавсредств;
  • – организованы сервисные центры в Северной столице, в российских городах (в Москве тоже).
Читайте также:  Живцы для хищника

Подробней о ремонте лодок, других вопросах можно, связавшись с компанией по многоканальному телефону +8(812)3218880. Время работы сервисных центров 10…18 часов. Выходные – общероссийские – суббота, воскресение.

Ремонт лодок ПВХ самостоятельно

Материалы, инструменты, используемые в ремонте:

  • – ремкомплект, включающий заплаты, клей) и поставляемый с лодкой;
  • – ножницы;
  • – пластина из металла;
  • – растворитель;
  • – фен: вариант – строительный; если нет, то пользуются бытовым;
  • – карандаш;
  • – кисточка;
  • – вода, тряпки, мыло.

Перечисленные материалы, инструменты применяются, если ремонт осуществляется дома. При выполнении на природе чаще будете использовать только зажигалку и ремкомплект.

Ремонт прокола, прожжённого отверстия

Перечень операций, выполняемых при этом, такой:

  • – распаковывают ремкомплект, вырезают из заплатки овальную или круглую заготовку, величина которой больше отверстия на пару сантиметров в стороны;
  • – выравнивают материал баллона в точке ремонта, положив на доску, пайол;
  • – очищают, обезжиривают место работ; подходит растворитель, ацетон; как вариант при отсутствии перечисленного – спирт; зачистку наждачной бумагой делать НЕЛЬЗЯ!
  • – накладывают вырезанную заготовку на ремонтируемое место, обводят по контуру карандашом;
  • – наносят равномерно кисточкой клей на повреждённое место, на накладку; ждут, пока подсохнет;
  • – через 10…15 мин. опять наносят клей на обе поверхности;
  • – прогревают феном, зажигалкой;
  • – через 5 мин. накладывают заплатку; выдавливают из-под неё воздушные пузырьки; прокатывают сверху жёстким валиком или, например, ручкой ножа;
  • – оставляют на сутки просыхать.

Ремонт пореза, рваной дыры

При таком повреждении перечень операций аналогичный тем, что устраняют прокол. Отличия только в необходимости приклеивания заплат изнутри баллона и снаружи.

Ремонт пореза днища

Технология аналогична предыдущей, которая применяется для устранения дыр. Перед началом склейки сшивают разорванные поверхности крепкими нитками.

Осуществление ремонта лодок из ПВХ

  1. Как выявить повреждения?
  2. Инструменты и материалы
  3. Наиболее частые проблемы
  4. Полезные рекомендации

Лодка является одним из наиболее используемых человеком приспособлений уже на протяжении нескольких тысячелетий. Дело в том, что рыболовный промысел является одним из первых занятий людей и дожил до наших дней. То же самое касается лодки и как транспортного средства – она и сегодня используется в этом качестве. Конечно, за все время существования лодки стали более качественными, начали делаться из других материалов, многие их характеристики стали существенно лучше.

Но даже несмотря на то что лодки на сегодняшний день делаются из поливинилхлоридных материалов или ПВХ, они все так же подвержены физическим повреждениям. Мы поговорим об особенностях их выявления и устранения.

Как выявить повреждения?

Одним из преимуществ, которые имеют надувные лодки, является возможность их эксплуатации на протяжении небольшого промежутка времени даже после получения повреждения. Это очень важно, ведь на воде это может спасти жизнь рыбака. Или часто бывает так, что лодка спускает воздух – значит, она негерметична, ее эксплуатировать нельзя. Процесс выявления повреждений будет сводиться к следующему алгоритму.

  • Проверка надежности клапанов и их исправности. Они должны быть закрытыми, но крышка должна быть открытой. Чтобы точно знать, что с этой деталью все хорошо, можно налить воду и проверить наличие пузырьков. Если они отсутствуют, то это явно не причина разгерметизации. Если они есть, то высока вероятность, что в клапане присутствует мусор, который не дает ему плотно закрываться. Можно взять насос и осторожно продуть клапан. Если неполадка возникла сбоку, то можно подтянуть его при помощи ключа.

Если же это не помогло, то осуществляются замена клапана. Кстати, еще один метод предполагает применение раствора на основе мыла и его нанесение губкой на область вокруг этого элемента. Если воздух присутствует, то клапан нужно поменять.

  • Дно плавсредства следует осмотреть на предмет повреждений. Его проверить просто – достаточно налить воды внутрь лодки и посмотреть, не протекает ли она.

  • Теперь следует осмотреть внутреннюю сторону баллонов. Проверить их целостность можно уже упомянутым методом вспененной воды. Кроме того, можно обнаружить утечку и на слух. Для этого нужно накачать плавсредство чуть сильнее положенного и прислушаться, есть шипение или нет.

По звуку можно будет быстро определить место, где есть повреждение.

Отметим, какие бывают типы повреждений лодок из ПВХ.

  • Проколы. ПВХ – довольно плотный материал. Но несмотря на это проткнуть его каким-то острым предметом (ножом либо крючком от блесны) проще некуда. Да и при транспортировке лодки ее легко повредить чем-то.
  • Порезы. Деформировать поливинилхлоридную ткань очень легко любым инструментом. И снова-таки это можно сделать не нарочно. Скажем, при перетаскивании либо неверном хранении.
  • Царапины. Может не слишком значительный вид деформаций, но его хватит, чтобы нарушить целостность плавсредства. Многие владельцы лодок из ПВХ не придают им значения, что неверно. Потому что материал может порваться в это месте в любой момент, ведь целостность уже снижена.
  • Разрывы. Порвать тканевую часть может какой угодно предмет. И это может стать причиной невозможности использования лодки.
  • Прожоги. Такое бывает у владельцев лодок, которые курят. Такие повреждения могут появиться, если рыбак потеряет бдительность.

Инструменты и материалы

Для осуществления ремонта лодки, выполненной из ПВХ, нужен будет набор вещей, составляющих ремкомплект:

  • специальный клеевой состав;
  • ПВХ-латка.

Также потребуется иметь ряд инструментов:

  • растворитель, позволяющий обезжирить нужное место перед склеиванием;
  • жесткий валик;
  • ветошь;
  • нож;
  • кисти;
  • термонагреватель;
  • ножницы;
  • карандаш.

Все это требуется, чтобы осуществить ремонт лодок ПВХ в домашних условиях или где-то еще. Теперь скажем чуть больше об особенностях и характеристиках некоторых упомянутых элементов. Например, многие не всегда знают, из чего и как делается латка. А она делается обычно из ПВХ, что поставляется в ремкомплекте. При ее вырезании нужно знать, что для лучшей надежности латку следует делать на 5 сантиметров больше поврежденного участка.

Это позволит заделать своими руками место повреждения более качественно.

Если подобную заплатку из материалов, что остались в ремкомплекте, сделать нельзя, то можно воспользоваться тонким куском резины. Но лучше иметь именно такой материал у себя, ведь его легко купить в специализированном магазине. Еще один важный момент – выбор клея. Обычно в ремкомплекте первым портится именно клей из-за небольшого срока его хранения. При его покупке нужно обратить внимание на следующие моменты.

  • Состав. Здесь не должно содержаться различного рода смол, ведь они повышают липкость, но снижают возможности склеивания.
  • Данные о термической стойкости. Ультрафиолетовое излучение очень нагревает материал, и если он не может сопротивляться высоким температурам, долго подобная жидкая заплатка не продержится.
  • Упоминание «универсальности» либо «специальности». Лучше использовать клей, который имеет обозначение «специальный», ведь характеристики будут лучше.
  • Отметка «полиуретановый». Лучше выбирать клеевые составы с подобной пометкой. Тогда заплатка будет приклеиваться лучше, а срок службы существенно увеличится.

И следует сказать, что наиболее качественными типами клея, что могут содержаться в ремкомплекте, будут: «Мастер клей», «Виникол-1520», «РК-2», «900 И», Penosil, Kernil, «УР-моно».

Наиболее частые проблемы

Первой наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются владельцы лодок из ПВХ, является ее прокол или прожигание. Чтобы ее устранить, следует проделать следующие действия:

  • сначала требуется вырезать из ткани, что идет в ремкомплекте, круглую либо овальную заплатку на несколько сантиметров больше в диаметре, чем поврежденный участок;
  • после этого следует выровнять поверхность, куда будет клеиться латка, чтобы разгладить все складки;
  • под область, где будет проводиться ремонт, подкладывается доска, после чего правильно будет обезжирить и очистить ее, используя растворитель;
  • чтобы заклеить собственноручно плавсредство, требуется положить заплатку на место прокола и обвести ее контуры при помощи карандаша;
  • смазываем поверхности клеем и дожидаемся высыхания;
  • через четверть часа действия следует повторить;
  • склеивание осуществляется через несколько минут после повторного нанесения клеевого состава, стоит проверить, чтобы швы были качественными.

Клеевой состав должен быть липким. Область ремонта следует осторожно нагреть при помощи фена. Тут важно соблюдать осторожность, дабы не деформировать склейку. Между склеивающимися материалами не должно остаться воздуха. Тут можно применить валик. После завершения процесса требуется оставить склеенную область где-то на сутки до момента, когда она высохнет полностью.

Важный момент еще в том, что клеить при низких температурах заплатку в случае проблемы такого типа не всегда представляется возможным. Все будет зависеть от применяемого клеевого состава. Поэтому перед использованием следует ознакомиться с информацией на тюбике, в котором хранится состав.

Кстати, такой клей позволяет и приклеить к лодке ручку, если она изначально отсутствует.

Теперь поговорим, как правильно выполнить устранение порезов и рваных отверстий. В данном случае нужно накладывать заплатку с 2 сторон. Потребуется:

  • сделать 2 одинаковых по габаритам заплатки в форме круга либо овала;
  • расправить и провести обезжиривание области для последующего ремонта;
  • обвести поврежденный участок маркером;
  • нанести клей в 2 слоя на обе части;
  • дать клеевому составу высохнуть сутки.

Еще одна распространенная проблема – устранение пореза на дне. Проблема деформации НДНД нередко встречается на реке, когда человек находится в плавсредстве, и вода просто прибывает внутрь. Если так произошло, то следует вытащить плавсредство из воды, высушить его и потом уже начинать ремонт. При этой проблеме клей использовать нельзя из-за постоянного воздействия воды на днище. Прорез необходимо сшить при помощи очень прочных ниток.

Следующая проблема, что довольно часто встречается – ремонт и замена клапана. Такая необходимость может появиться из-за того, что он не закрывается полностью, из-за чего постоянно спускает воздух, и плавсредство необходимо все время подкачивать. Чтобы заменить клапан, будет необходим спецключ, что в комплекте с плавсредством не идет. Его легко сделать собственноручно. Потребуется лобзик и металлическая труба, имеющая размер до 2 сантиметров в диаметре.

Спускаем лодочные баллоны и проделываем наверху отверстие в форме цилиндра указанного размера. Теперь осторожного выкручиваем клапанный корпус из своего подстаканника. Вытаскиваем его, после чего осматриваем. Если неполадка незначительная, то можно просто осуществить смазывание солидолом, после предварительной промывки и просушки. Если клапан использовать нельзя, то нужно вкрутить другой, придерживая его ответную часть.

Слишком закручивать и прижимать клапан не следует из-за возможной поломки ключа. Кстати, перед вкручиванием не будет лишним смазать место мыльным раствором, чтобы запчасти максимально плотно прилегали друг к другу.

Полезные рекомендации

Приведем некоторые полезные советы и рекомендации, что позволят облегчить эксплуатацию и ремонт плавсредства ПВХ:

  • спуск и накачивание плавсредства следует делать только на чистой и ровной поверхности, дабы минимизировать риск возникновения царапин и различного рода проколов;
  • после использования лодку необходимо мыть, освобождать от мусора, дабы не было вещей, которые могут повредить ее тканевую оболочку;
  • осторожное использование, хранение и правильный ремонт лодки из поливинилхлорида продлят срок ее эксплуатации;
  • клеевое соединение обязательно должно полимеризироваться, лишь после этого оценивают качество склейки;
  • если склейка получилась качественной, то лодку уже на следующий день можно использовать по назначению, а в остальных случаях срок ожидания составит 3 дня;
  • поверхности, что склеиваются, нельзя нагревать на открытом огне;
  • универсальные клеевые составы применять нельзя, потому что в склейках через время образовываются трещины – это ставит под сомнение надежность соединения;
  • если порезы и рваные дыры велики, то лучше обратиться к специалистам, при этом для ремонта порезов длиной более 15 сантиметров ремкомплект использовать нельзя;
  • то же самое касается и каких-то серьезных физических повреждений, например, если поломался киль, то лучше отнести лодку в сервисный центр;
  • чтобы снизить вероятность порезов и деформаций надувного днища низкого давления, можно приобрести защитную ленту.

О том, как заклеить лодку из ПВХ в походных условиях, смотрите в следующем видео.

Ремонт лодок ПВХ

ПВХ материал хоть и не восприимчив к плохой погоде, сырости и частой эксплуатации, но механические повреждения его слабое место. О самых частых поломках лодок ПВХ и их ремонте – в этой статье, основанной на рекомендациях экспертов по починке.

Самые частые поломки у лодок ПВХ

Большинство повреждений лодка получает во время сплава или при неправильной упаковке и хранении:

• Проколы – во время сплава, зацепившись о корягу, арматуру. При закидывании удочки, зацепив крючком, во время буксировки лодки на берег.
• Прорыв, разрыв – так само можно наплыть на арматуру или корягу в воде, зацепившись о что-то на берегу во время буксировки плавсредства;
• Расхождение склеенных ранее швов – если был плохой клей, на солнце нагреваясь он может просто расползтись.

Большинство этих поломок можно исправить самому. Но, большие прорывы лучше ремонтировать в мастерских.

Устранение поломок

Починка любого повреждения состоит из двух этапов: подготовка и сам ремонт. Подготовительные работы таковы:

• если это прокол – найти место. Подойдет мыльный раствор, который надо нанести на поверхность лодки. В месте прокола будет образовываться пузырь;
• накачать лодку, если получится при таком повреждении;
• подготовить поверхность – помыть, высушить, обезжирить. Обезжирить можно растворителем, уайт-спиритом, спиртом;
• лодку сдуть.

Для заклейки маленького прокола хватит стандартного ремкомплекта, но обратите внимание на качество клея. Лучше перед ремонтом проверьте его клейкость на куске ПВХ.

Для ремонта понадобится:

• отрезок ПВХ материала;
• клей для работы с ПВХ. Не подойдет «Момент», «Суперклей» и их модификации;
• валик – для прокатки поверхности от лишнего воздуха;
• груз для придавливания места склейки;
• промышленный фен;
• обезжириватель;
• расходные материалы: тряпки, маркер для отметки места.

• вырежьте кусок ПВХ по диаметру на 5-7 см больше, чем место повреждения;
• прогрейте феном место повреждения и заплатку;
• под место повреждения подложите доску, чтобы поверхность была ровной, не было складок;
• нанести слой клея на место повреждения и заплатку, оставьте на 10 минут;
• повторите операцию, но слой клея меньше, достаточно 2-3 мм. Оставьте на 4-7 минут;
• нанесите еще один тонкий слой клея, плотно прижмите заплатку к проколу, подержите 10 секунд, прокатайте валиком, чтобы не было лишнего воздуха;
• придавите грузом, оставьте на 24 часа.

Если повреждение большое, то заплаток должно быть несколько, приклеивать по принципу перевернутой пирамиды. Алгоритм подготовки и поклейки такой самый, но с нюансом:

• первая заплатка должна быть на 4-6 см больше, чем само повреждение;
• вторая заплатка на 3-4 см больше в диаметре первой;
• третья заплатка на 3-4 см больше второй.

Большой прорыв можно сначала сшить, потом по вышеописанному принципу нанести заплатку.

Советы от экспертов

Вопрос: клей в стандартном ремкомплекте можно использовать для ремонта?
Ответ: чаще всего такой клей не лучшего качества, поэтому для серьезного ремонта купите клей для работы с ПВХ материалами. Подойдет полиуретановый. Хорошие марки: «РК-2», «Мастер Клей», «Виникол 1520», «900 И». При выборе клея обратите внимание на то, что он должен быть термостойкий, иначе на солнце место ремонта просто разлезется.
Вопрос: чем обработать, если нет обезжиривателя?
Ответ: можно использовать бензин, керосин, ацетон.
Вопрос: как заделать прорыв по шву?
Ответ: в таком случае нужно нанести заплатку внутри и снаружи. Чтобы наклеить заплатку внутри, надо снять клапан, и нанести на место прорыва жидкую заплатку. Приклеить хорошо обычную из ПВХ не получится из-за труднодоступности. Жидкая заплатка наносится как клей.


Оцените статью
Добавить комментарий