Технические характеристики моторов «Ветерок»

Лодочные моторы Ветерок

Лодочные моторы Ветерок выпускались в России с 1964 года по 2008 год. Это подвесное оборудование, которое используется и сегодня. Двигатели обладают:

• Длительным сроком службы.

На базе этих силовых агрегатов сейчас изготавливаются модели «Волгарь», которые имеют усовершенствованную конструкцию. Есть информация о том, что серийное производство знаменитых «Ветерков» будет возобновлено.

О компании

Агрегаты создавались компанией «Волжские моторы», расположенной в Ульяновске. Она появилась в 1941 году, когда в город были эвакуированы цеха автомобильного завода из Москвы. Изначально на заводе собирались различные автомобили. В пятидесятых годах двадцатого столетия инженеры компании спроектировали модель двигателей с воздушным и водяным охлаждением, которые стали массово выпускаться в 1959 году. Они предназначались для использования на моторных лодках, в бензиновых генераторах, насосах.

Первые лодочные силовые агрегаты завода назывались «Стрела». Модели «Ветерок» пришли им на смену. С 1968 года основным направлением деятельности предприятия является сборка автомобильных двигателей для УАЗов и Газелей. Его производственные мощности расширились и пополнились новым высокотехнологичным оборудованием. Однако создание лодочных двигателей оказалось невыгодным, так как на российский рынок пришли зарубежные аналоги, которым покупатели отдавали предпочтение. Завод приостановил их выпуск. На данный момент компания намерена создать обширную дилерскую сеть для продажи, сервисного обслуживания, ремонта своих моторов для лодок и снова заняться сборкой модифицированных «Ветерков».

Модельный ряд

В линейке представлены три больших серии двигателей с мощностью 8 л. с., 9,9 л. с., 12 л. с. Оборудование не требует регистрации, подходит для установки на одноместные, двухместные, трехместные легкие лодки. Небольшими партиями вышли силовые агрегаты «Ветерок 15». Они обладают повышенной производительностью, гребными винтами с уникальной конструкцией без винтовой ступицы и реверс-редуктора. Все модели управляются с помощью румпеля.

Применение моторов

Конструкция лодочных двигателей «Ветерок»

Конструкция «Ветерков» предусматривает вертикальное расположение всех узлов. В нее входят:

• Два цилиндра с гильзами из чугуна и дефлекторами для продувки, оснащенными лепестковыми клапанами.

• Картер, обладающий продувочными каналами, крышкой и перегородкой в передней части.

• Магнето с поворотным основанием, позволяющим менять угол опережения зажигания.

• Редуктор с подшипниками качения.

• Игольчатый подшипник, играющий роль средней опоры.

• Сцепление с муфтой кулачкового типа.

• Отдельный бак для топлива.

• Трехлопастной гребной винт.

• Пластинчатые клапаны для впуска топлива.

• Стальной коленчатый вал.

• Шатун с бронзовой втулкой.

Технические характеристики

Лодочные моторы «Ветерок» обладают таким диапазоном параметров:

• Рабочий объем – от 173 до 248 кубических сантиметров.
• Степень сжатия – от 6 до 7 единиц.
• Расход топлива в час – от 2,7 до 3,3 литра.
• Емкость топливного бака – от 12 литров до 20 литров.
• Максимальное количество оборотов – 5000 в минуту.
• Вес – от 20 килограмм до 27 килограмм.

Покупка и обслуживание

Новые модели двигателей «Ветерок» в продаже отсутствуют. Купить можно только подержанный мотор у его бывшего владельца. Чтобы не было больших проблем в дальнейшей эксплуатации надо знать особенности ремонта, который можно проводить самостоятельно.

Модели часто требуют регулировки карбюратора, которая проводится с помощью специальной иглы, находящейся на нем. При закручивании этой иглы топливная смесь обедняется, подача горючего снижается. Если ее открутить, смесь обогатится. Такие манипуляции нужны, когда работа мотора становится неустойчивость или наблюдается большой расход топлива. Дозирующую иглу сначала закручивают до отказа, затем откручивают на три оборота, запускают двигатель на холостом ходу на 15 минут, потом переводят на минимальную частоту оборотов. После этого иглу поворачивают так, чтобы оборудование переключилось на полный газ. Когда частота оборотов снизится иглу закручивают.

Владельцы моторов «Ветерок» утверждают, что это оборудование нуждается в регулировке системы зажигания, которая осуществляется румпелем. Его рукоять поворачивают до отказа так, чтобы установить режим полного газа. Через отверстие в свечи проверяют ход поршня до верхней точки. Если он больше или меньше нужной величины, необходимо изменить угол опережения зажигания.

Чтобы силовой агрегат прослужил долго, не рекомендуется сразу после покупки его полностью нагружать. Сначала оборудование должно пройти обкатку на пониженных оборотах в течение 10 часов. Потом двигатель нужно осмотреть, зачистить свечи, затянуть все болты, гайки, слить с редуктора старое масло, промыть его бензином и залить новое масло. Мотор нельзя запускать, если в системе охлаждения нет воды! Хранить агрегат нужно в сухом помещении, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость.

Преимущества и недостатки

У моторов Ветерок много достоинств. К основным их преимуществам относятся:

• Способность работать с низкооктановым бензином и недорогим маслом.

• Экономный расход топлива.

• Высокая обтекаемость подводной части.

• Легкий и быстрый запуск.

• Высокие скоростные способности (лодка может разогнаться до скорости 45 километров в час).

Из недостатков оборудования можно отметить:

• Дефлекторную продувку, не позволяющую провести форсирование мотора.

• Отсутствие в системе охлаждения термостата.

• Невозможность замены гребного винта.

• Довольно сложный процесс разборки из-за множества стыков, уплотненных прокладками.

Минусом является и тот факт, что сейчас трудно найти сервисный центр, предлагающий услуги по ремонту моторов «Ветерок». Но при необходимости замену деталей и регулировку можно провести в домашних условиях. Важно соблюдать правила эксплуатации оборудования, не допускать его перегрузки, своевременно смазывать, периодически проводить техосмотр и не перегревать. И тогда оборудование будет радовать хорошей работой на протяжении многих лет.

Пресс-релиз ОАО «Ульяновский моторный завод» УМЗ. Лодочные моторы Ветерок 8, Ветерок 9.9, Ветерок 12

На сегодняшний день ОАО «Ульяновский моторный завод» – единственное предприятие в России, производящее лодочные моторы средней мощности. Лодочные моторы «Ветерок» производства «УМЗ» имеют мощность 8 л.с., 9,9 л.с., 12 л.с. В 2007 году планируется выпуск моторов мощностью 15 л.с.

Моторы производятся разных модификаций: стандартные (для высоты транца лодки 380 мм) и с удлиненной подводной частью (для высоты транца лодки 510 мм).

Подвесные лодочные моторы «Ветерок» отличаются экономичностью, малым весом, компактностью (свободно помещаются в багажнике легкового автомобиля), простотой обслуживания, доступной ценой.

«Ветерок» – наиболее подходящий двигатель для тяжелой рыбацкой лодки, а также легкой прогулочной лодки, надувной лодки пвх или «картопа». Он идеально подходит для отдыха на воде, рыболовства, охоты, для комплектации спасательных шлюпок, станет незаменимым помощником в хозяйстве, может применяться в качестве резервного двигателя на катерах и яхтах, для буксировки.

«Ветерок» имеет массу преимуществ перед импортными аналогами. Кроме явного отличия цены, он экономичен в эксплуатации — для работы требуется низкооктановое топливо, а при необходимости ремонта у его владельца не возникнут проблемы с обеспечением запасными частями для лодочных моторов Ветерок 8 и 12.

Нами была проведена работа по реновации модельного ряда подвесных лодочных моторов «Ветерок». Применены новые технологии и современные материалы, в результате чего удалось значительно повысить качество выпускаемой продукции. Была разработана новая модель – «Ветерок-9,9», достижения, достигнутые при разработке нового мотора, удалось применить к серийным моделям.

Так, обеспечена бесперебойная работа и снижение оборотов начало искрообразования за счет применения электронной системы зажигания с импортными тиристорами. Установлена кнопка «СТОП». Применены шланги из материалов более высокого качества, установлен топливный фильтр для очистка рабочей смеси от примесей. На румпель управления применен резиновый амортизатор. Изменена конструкция и дизайн верхнего кожуха.

Лодочные моторы Ветерок-8

Мотор оборудован системой бесконтактного электронного зажигания. Имеется вывод для подключения системы питания сигнальных огней лодки.

Запуск мотора производится с помощью пускового механизма с самоубирающимся шнуром. Нижнее расположение пускового механизма уменьшает откидывание мотора при запуске. Управление лодкой и режимом работы двигателя производится посредством румпеля.

Охлаждение мотора производится забортной водой при помощи водяной помпы. Для удобства эксплуатации мотор снабжен муфтой холостого хода, держателем мотора в откинутом положении и пружинной подвеской, уменьшающей передачу вибрации на лодку.

Топливный бак — переносный, его можно поместить в любом месте лодки.

Объем топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 3 часов.

В морском исполнении Ветеркок-8 может эксплуатироваться и в соленой воде.

Основные технические характеристики подвесного лодочного мотора Ветерок 8

Лодочные моторы Ветерок-12

Мотор оборудован системой бесконтактного электронного зажигания. Имеется вывод для подключения системы питания сигнальных огней лодки.

Запуск мотора производится с помощью пускового механизма с самоубирающимся шнуром. Нижнее расположение пускового механизма уменьшает откидывание мотора при запуске. Управление лодкой и режимом работы двигателя производится посредством румпеля.

Мотор работает на смеси бензина с маслом. Объем топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 2 часов.

Основные технические характеристики подвесного лодочного мотора Ветерок 12

Лодочные моторы Ветерок-9,9

Мощность модернизированного “Ветерка” по аналогии с импортными моделями снимается на гребном винте, и полностью соответствует заявленным показателям.

Верхний пусковой механизм с самоубирающимся шнуром позволяет при запуске двигателя увеличить крутящий момент, передаваемый маховику.

Изменена конструкция маховика, благодаря чему двигатель более устойчиво работает на малых оборотах и безопасен в эксплуатации.

Установлена измененная подвеска с блокировкой откидывания мотора при проведении пусков.

Усовершенствована система подачи топливной смеси: применены топливные шланги из материалов лучшего качества, более надежные хомуты крепления шлангов. На шланге подкачки топлива установлена надежная «груша».

Специально для Ветерка-9,9 был спроектирован и изготовлен новый карбюратор К-493.

Для очистки рабочей смеси установлен топливный фильтр для двухтактных двигателей.

Для безопасной эксплуатации лодки установлена кнопка «СТОП».

Изменена конструкция и дизайн верхнего кожуха.

Лодочный мотор «Ветерок-9,9» выгодно отличается от импортных аналогов ценой и своей ремонтопригодностью. При производстве мотора использованы современные материалы и комплектующие, благодаря чему удалось значительно улучшить качество, обеспечить долговечность, стабильную и точную работу всех его механизмов.

На все «Ветерки» завод дает гарантию в течение 18 месяцев со дня его приобретения потребителем. Благодаря проведенным работам по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов удалось значительно повысить их качество и упростить эксплуатацию. Каждый лодочный мотор Ветерок проходит приемо-сдаточные испытания на заводе, ежегодное испытание в эксплуатационных условиях. Кроме того, «Ульяновский моторный завод» регулярно проводит водноспортивные праздники, где лодочные моторы «Ветерок» отлично показывают свою надежность.

Читайте также:  Промысловая рыба пятнистая зубатка

Технические характеристики и устройство моторов Ветерок

Подвесные лодочные моторы семейства «Ветерок» предназначены для установки на лодки хозяйственного, прогулочного, туристского и спортивного назначения. Они успешно эксплуатируются на моторных и гребномоторных лодках, таких как «Казанка», «Южанка», «Форель», («Кефаль»), «Таймень», «Язь», «Автобот», «Казанка-6», «Романтика-2», «Таврия», на надувных резиновых лодках «Орион-8» и др. Широко используются эти моторы на деревянных водоизмещающих лодках, на разнообразных малых судах самостоятельной постройки, в качестве резервного двигателя для яхт.

Моторы «Ветерок» предназначены для установки на лодки с высотой транца до 380 мм (модели с удлиненным дейдвудом «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» рассчитаны на высоту транца до 500 мм) и могут эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм. «Ветерок-12» применяется на спортивных мотолодках в классе двигателей с рабочим объемом 250 см3. «Ветерок-8» («Ветерок-8Э») и «Ветерок-12» («Ветерок-12Э») в значительной мере унифицированы (рис. 1). Моторы с индексом «Э» отличаются от исходных моделей только комплектацией электронной бесконтактной системой зажигания.

Техническая характеристика моторов «Ветерок»

Двухтактный карбюраторный бензиновый

По часовой стрелке

От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформатора­ми 2112

Масло автомобильное трансмис­сионное ТАп-15В (ГОСТ 23652- 79)или другие автомобильные летние трансмиссионные масла

Моторы «Ветерок» состоят из следующих основных узлов и систем:

моторной головки с верхним и нижним кожухами (двигатель в сборе с магдино, высоковольтными трансформаторами, пусковым механизмом, карбюратором, бензонасосом, деталями управления карбюратором и опережением зажигания);

промежуточной передачи с подвеской (промежуточный корпус с механизмом переключения муфты холостого хода, плита управления с румпелем, подвеска с деталями крепления к транцу лодки, поворота и откидывания мотора);

подводной части (редуктор с зубчатой передачей и валом гребного винта, проставка с муфтой холостого хода, водяной насос, гребной винт);

системы питания двигателя (бензобак, бензиновый шланг с ручной подкачизающей грушей, карбюратор и диафрагменный бензонасос);

системы зажигания (магдино, высоковольтные трансформаторы, свечи зажигания);

системы охлаждения (всасывающий трубопровод, водяной насос, напорный трубопровод, рубашка охлаждения двигателя). Продольный разрез мотора показан на рис. 2.

Рис. 2. Продольный разрез мотора.
1 – картер; 2 – перегородка с клапанами; 3 – патрубок; 4 – карбюратор; 5, 69 – шарикоподшипники № 204; 6 – игольчатый ролик; 7 – крышка картера; 8 – кулачок блокировки; 9 – основание магдино; 10 – шпонка коленвала; 11 – маховик; 12 – блок цилиндров; 13 – коленчатый вал; 14 – шатун; 15 – поршневой палец; 16 – поршень; 17 – поршневое кольцо; 18 – стопорное кольцо поршневого пальца; 19 – свеча; 20 – головка блока цилиндров; 21 – ромежуточный корпус; 22 – рычаг; 23 – вертикальный вал; 24 – тяга; 25 – пластина; 26 – хомут; 27 – корпус помпы; 28 – шпонка крыльчатки; 29 – крыльчатка; 30 – нижняя пластина; 31 – сальник; 32 – шарикоподшипник № 201; 33 – стакан; 34 – трубка; 35 – ведущая муфта; 36 – вилка; 37 – ведомая муфта; 38 – водоприемник; 39 – демпфер винта; 40 – штифт; 41 – колпачок; 42 – гребной винт; 43, 68 – сальники; 44 – стопорное кольцо; 45 – стакан сальника; 46 – уплотнительное кольцо; 47 – шарикоподшипник №205; 48 – регулировочная шайба; 49 – ведомая шестерня; 50 – шарикоподшипник № 201; 51 – горизонтальный вал; 52 – ведущая шестерня; 53 – корпус редуктора; 54 – роликовый подшипник №7203; 55 – шарикоподшипник №203; 56 – проставка; 57 – нижняя пружина; 58 – замок; 59 – нижний вкладыш; 60 – наружный подшипник; 61 – кронштейн подвески; 62 – упор; 63 – опора подвески; 64 – верхний вкладыш; 65 – труба; 66 – винт опоры; 67 – подушечка; 70 – верхняя пружина; 71 – плита управления Рис. 3. Внешние характеристики двигателей

Внешние характеристики двигателей моторов «Ветерок» — зависимости мощности и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора — изображены на графике (рис. 3).

Лодочный мотор “Ветерок”: описание, характеристики, отзывы

Лодочный мотор «Ветерок» – это целая марка подвесного оборудования, которая начала выпускаться в СССР и закончила свое «шествие» в 2008 году. Серийно производились три модели, мощность каждой из которых составляла:

  • 8 л. с.;
  • 9,9 л. с.;
  • 12 л. с.

Они получили соответствующие торговые названия, в них к слову «Ветерок» добавлялось цифровое обозначение. Наиболее мелкой серией была выпущена модель «Ветерок 15». Штучно выпускались «Ветерок 34» и «Ветерок 75».

Описание

Лодочный мотор «Ветерок» использовался для водоизмещающих и глиссирующих лодок, высота транца у которых достигала 380 мм. Эти суда могли иметь туристическое, хозяйственное или спортивное назначение. Моторы использовались в качестве резервного или вспомогательного двигателя для катеров и яхт. Эксплуатация оборудования допускалась в соленой морской воде.

Устройство

Лодочный мотор «Ветерок» построен по схеме, которая предусматривает вертикальное расположение узлов. Технических новинок оборудование не содержит, решения к моменту начала проектирования были отработаны на зарубежных и советских моторах, что очень нравилось потребителям, ведь это говорило о долговечности устройств.

Двигатель представляет собой двухцилиндровую установку с дефлекторной продувкой, которая всасывает свежую смесь с помощью автоматических лепестковых клапанов. Цилиндры обладают чугунными гильзами, что нравится потребителям, ведь это продлевает срок их эксплуатации. В отливке картера есть продувочные каналы. В том месте, где располагаются продувочные окна, имеется полость, которая закрывается крышкой.

К передней части картера фиксируется перегородка, на которой располагаются выпускные клапаны. Лодочный мотор «Ветерок» довольно популярен среди потребителей еще и по той причине, что основание магнето является поворотным. Эта особенность позволяет изменять угол опережения зажигания при работе мотора. Осуществлять эти работы может водитель судна с помощью дистанционного управления.

История создания

Завод лодочных моторов «Ветерок» – Ульяновский моторный завод – на момент начала выпуска описываемой модели устройства изготавливал мотор «Стрела», который требовал замены на новую модель. На заводе в связи с этим было принято решение создать устройство, рабочий объем двигателя которого составил бы 173 см 3 . Кроме того, агрегат предыдущей модели должен был лишиться некоторых недостатков.

Лодочный мотор «Ветерок», характеристики которого упоминаются в статье, имеет прототип, который выпускался под названием «Москва» с 1955 года в рамках «Красного Октября». На то время оборудование успело хорошо зарекомендовать себя. От мотора «Москва» «Ветерок» унаследовал цилиндро-поршневую группу, детали подвески и топливный насос. Конструктивное исполнение тоже отличалось. Например, в роли средней опоры использовался игольчатый подшипник, а в редукторе применялись лишь подшипники качения.

Технические характеристики

Лодочный мотор «Ветерок», описание которого представлено выше, имеет рабочий объем в пределах 173 см 3 . Что касается модели «Ветерок-12», то у неё этот параметр составляет 248 см 3 . Для двигателей степень сжатия равна 6, что касается модели «Ветерок 8м», то этот параметр равен 7.

Мощность двигателя равна 8 л. с. За час расход топлива составляет 3,2 л. Данное оборудование выпускалось массово с 1964 года. Двухтактный карбюраторный двигатель имеет кулачковую муфту сцепления. Отдельный топливный бак рассчитан на 14 л. Что касается гребных винтов, то они являются трехлопастными. Скоростной имеет следующие размеры: 202 x 190 мм. Что касается грузового, то его параметры равны 190 x 160 мм. Весит оборудование 24 кг.

Ремонт лодочного мотора

Новые лодочные моторы «Ветерок» уже не изготавливаются, поэтому старые модели довольно часто требуют ремонта. В случае с карбюратором его необходимо регулировать. Этот узел обладает регулировочными элементами. При закручивании дозирующей иглы будет происходить снижение подачи топлива. Рабочая смесь обеднится. Если дозирующую иглу открутить, то рабочая смесь окажется обогащена. Винт регулировки тоже можно закрутить или открутить – это приведет к обогащению или обеднению рабочей смеси.

Дозирующие элементы регулируются на заводе. Если мотор стал работать неустойчиво или его функционирование сопровождается повышенным расходом топлива, то карбюратор требует настройки. Своими руками лодочный мотор «Ветерок 8» вполне можно отремонтировать. Для этого винт малого газа и дозирующая игла поворачиваются до отказа, а после их необходимо открутить на 3,5 оборота.

Двигатель запускается, его на холостом ходу необходимо продержать около 15 минут. Затем оборудование переводится в режим минимальной частоты. Винт малого газа следует повернуть в одну из сторон, чтобы установить частоту вращения. Мотор затем переводится на полный газ, а после поворотом иглы можно вывести устройство на максимальную частоту вращения. Дозирующая игла должна быть повернута до того момента, пока частота вращения не окажется снижена.

Отзывы об особенностях регулировки системы зажигания

Для того чтобы осуществить ремонт правильно, не помешает прочесть отзывы. Лодочный мотор «Ветерок», по словам опытных владельцев такого оборудования, должен подвергаться регулировке системы зажигания. Для этого нужно проверить или установить угол опережения зажигания – рукоятка румпеля поворачивается до отказа, чтобы основание магдино оказалось в режиме «полный газ».

Нужно повернуть маховик, чтобы метка была на ободе маховика. Через свечное отверстие цилиндра нужно проверить, как идет поршень до верхней точки. Со слов специалистов, если ход поршня больше или меньше указанной величины, то угол опережения нужно отрегулировать. Для этого коленвал устанавливается в положение, когда ход поршня будет равен величине в пределах от 3,2 до 3,7 мм. Винт и гайка ослабляются, основание магдино поворачивается до совпадения меток. Если метки оказались совмещены, то, как говорят отзывы, важно удостовериться в том, что ось выступающего ганца и метки находятся в одной плоскости.

Особенности обслуживания мотора

Лодочный мотор «Ветерок 8», ремонт которого вы можете осуществить самостоятельно, должен эксплуатироваться и обслуживаться согласно инструкции. Для остановки двигателя рукоятку румпеля необходимо повернуть до упора. Если он не остановился, то воздушная заслонка карбюратора закрывается.

Мотор нельзя эксплуатировать при полной нагрузке, если он новый. Обкатка устройства должна быть осуществлена в течение 10 часов. Во время этого периода работать необходимо на пониженных оборотах. После 6 часов функционирования устройство осматривается, электроды свечей зажигания очищаются, осуществляется затяжка всех болтов, гаек и винтов. Как только обкатка была осуществлена, масло из редуктора следует слить, а после узел промыть бензином и залить свежее.

Читайте также:  Классификации рыболовных крючков. Как выбрать номер рыболовного крючка?

Особенности эксплуатации двигателя

При эксплуатации мотора следует соблюдать несколько правил. Мотор не должен нагружаться до окончания обкатки. Его работа не должна быть допущена, если нет охлаждающей воды. Рукоятку румпеля нужно поворачивать на увеличение, ведь уменьшение частоты вращения производится плавно. Ручка переключения муфты должна быть переведена лишь на малой устойчивой частоте вращения.

Особенности хранения мотора

Мотор должен храниться в сухом помещении, это особенно касается длительного хранения, например зимнего периода. Воду из системы охлаждения необходимо слить, как и топливо из карбюратора и бака. Последний промывается чистым бензином, а после в него заливается масло в количестве 0,5 л, которое необходимо взболтать и снова слить.

Возможные неисправности и способы их устранения

Как и любое другое оборудование, мотор «Ветерок» может выйти из строя. Если в карбюраторе нет топлива, то важно проверить, правильно ли подсоединены шланги, не оказался ли заборник топлива пустым. Конец шланга необходимо отсоединить от штуцера и опустить его в отверстие горловины, прокачать топливо грушей. В том случае, если в карбюраторе нет топлива, нужно снять крышку поплавковой камеры и прочистить ее, отвернув иглу жиклёра.

Иногда случается и так, что карбюратор оказывается разрегулирован. Его можно вернуть в строй по вышеописанной схеме. Когда владелец столкнулся с проблемой, что свечи не дают искры, нужно очистить электроды от нагара и вытереть элементы насухо. Важно установить зазор между электродами. Для того чтобы проверить свечи, их выворачивают: если одна из них искрит, а другая – нет, то можно поправить ситуацию перестановкой свечей, трансформаторов и проводов, в некоторых случаях это позволяет найти причину неисправности.

Если при попытке запуска мотор не выходит в рабочий режим, а свечи искрят, нужно проверить, не оказались ли перепутаны провода, идущие к свечам и трансформаторам. Опытные владельцы таких агрегатов рекомендуют также проверить угол опережения зажигания и уменьшить зазор между электродами до 0,6 мм. Если вы заметили, что в двигателе излишнее количество топлива, а свечи оказались забрызганы, то нужно открыть заслонку карбюратора, вынуть свечи и продуть цилиндры.

Заключение

Описываемый в статье мотор обеспечивает возможность управления направлением лодки за счёт поворота вокруг вертикальной оси двигателя. Оператор при этом использует румпель. Скорость тоже можно регулировать, изменяя режим работы устройства. Для этого на конце румпеля есть рукоятка, которая связана механической передачей с узлом, отвечающим за изменение угла опережения зажигания.

Если речь идет о моторах, которые выпускаются с середины 70-х годов прошлого века, то в таких моделях допускается наличие дистанционного управления тросового типа. Сегодня такие устройства в магазинах соответствующего оборудования уже не приобрести, однако можно купить с рук сравнительно новые модели двигателей, состояние которых бывает довольно удовлетворительным. Важно проверить перед совершением покупки агрегат на длительность срока эксплуатации.

На что клюет хищная рыба щука

Щ ука – желанная добыча рыболова, от новичка до профи. Поймать эту зубастую хищницу нелегко, нужно знать повадки, умело подбирать приманку, а во время поклевки суметь сохранить хладнокровие, чтобы вытянуть трофей на берег.

Описание и особенности поведения

Каждый рыбак знает, как выглядит щука. Узкое, вытянутое тело, большая голова, огромная пасть, усаженная острейшими зубами, мощный хвост, позволяющий совершать резкие, неожиданные броски. Щука достигает впечатляющих размеров. Обычно ловятся экземпляры до 6-8 килограмм, хотя официально подтверждены случаи, когда вылавливались особи весом до 35 кг. Ходят даже легенды о том, что пойманы речные хищницы, которые весили до 15 пудов, а длина достигала 5-6 метров. Но это не более чем слухи, хотя в последние годы максимальный вес этой популярной рыбы уменьшился. В результате уменьшения численности поголовья из-за действий браконьеров – рыбалки во время нереста, хищнического отношения к икре, использования сетей – поймать даже 2-3-килограммовую щуку для многих остается несбыточной мечтой.

Как и большинство хищников, она сохраняет активность круглый год, хотя в некоторые месяцы становится прожорливой и охотно берет приманку. Ведет преимущественно ночной образ жизни – днем, особенно в жару, не активна. Можно играть блесной у нее под носом, но рыба будет лениво отодвигаться, даже раненым живцом не соблазнится. Вытягивать щуку – наслаждение, и нельзя точно сказать, сколько весит трофей, пока он не окажется на берегу.

Питание и нерест хищницы

Ее добычей может стать любая мелкая живность, оказавшаяся в поле зрения хищницы: окунь, плотва, пескари, ерши и другая рыбка. При случае не отказывается от небольшого леща, густеры, язя, мелкой щучки. Не раз деревенские жители замечали, что крупные хищницы атаковали птиц и маленьких животных, обитающих в воде. Утята, мышь, лягушки, ондатры могут стать объектом нападения. Для нее нет ограничений – с удовольствием полакомится любой живностью, уступающей в размерах.

Нерест у щук начинается вскоре после окончательного схода льда, когда вода немного прогреется. Ранний нерест замечен у мелких щук, крупные экземпляры идут на икромет на несколько дней или недель позже. Самки начинают метать в возрасте четырех, а иногда – трех лет, самцы созревают немного дольше. В качестве нерестилища выбирается неглубокое место – 50-100 см, где вода прогревается быстрее, значит, активность рыбы будет выше. Здесь самка откладывает икру, а партнеры оплодотворяют ее.

Одна щука в сезон может выметать от 20 до 200 тысяч икринок – конкретное число зависит от возраста и размера. Крупные (до 3 миллиметров в диаметре) оплодотворенные икринки имеют слегка липкую поверхность, благодаря чему легко приклеиваются к предметам. Но через несколько суток клейкость снижается и они падают на дно, где впоследствии растут. Процесс проходит через несколько стадий:

  • икринка – не активна, развивается за счет запаса питательных веществ;
  • личинка – почти не движется. Все необходимое для жизни получает из желточного мешка, закрепленного на животе;
  • малек – уверенно плавает, питается мельчайшими организмами, постепенно превращаясь во взрослую особь.

Во время нереста у хищницы просыпается сильный жор, но вылов не разрешен – рыбалка является браконьерством и строго карается законом.

Где обитает щука

Это довольно консервативный хищник. Если вы нашли удачный омут и сумели поймать несколько серьезных экземпляров, через неделю можно опять наведаться сюда. Летом она часто стоит возле мостов. Вода, обегая опоры, создает зоны обратного течения – их очень любит хищная рыба. Стоит уделить внимание местам, где подмытые деревья низко наклонились над водой. С листьев падают насекомые, мелкая рыба охотится на них, а щука лакомится мелочью. Но будьте осторожны – не зацепитесь при забросе за ветки.

Разновидность хищницы – травянка – прячется в водорослях, откуда совершает набеги на проплывающую мимо мелочь, но обычно такой тактики придерживаются небольшие экземпляры. В сентябре, когда уровень воды в реке снижается, щука скатывается в глубокие омуты и живет преимущественно в них. Количество рыбы в донных углублениях может различаться – в небольшой яме часто обитает одна хищница, а если это полноценный омут, в нем могут соседствовать несколько трофейных экземпляров. Обычно приманку хватает самая большая. В ноябре, рыбача по первому льду, имеет смысл выбирать проходы между камышом – крупные особи почти всегда двигаются по «проложенным дорожкам», избегая заплывать в густую растительность. Зная, где водится щука, вы всегда будете возвращаться с богатой добычей.

Снасти для ловли щуки

Выбирать технику следует исходя из времени года. Летом зубастая прекрасно клюет на спиннинг. Рыбачить можно с лодки и берега, особенно если место ловли достаточно глубокое.
Осенью эффективны жерлицы – установив живца и опустив в яму на ночь, можно рассчитывать на улов. В конце осени – начале зимы опытные рыбаки спешат на щуку по первому льду. Толщина корки достигает 5-7 сантиметров, но вода еще не успела до конца остыть, и хищница клюет довольно активно. Самое время поспешить за трофейными экземплярами. Чтобы рыбалка была успешной, нужно серьезно подойти к выбору соответствующей снасти и помнить — способы ловли, успешные в июне, осенью окажутся бесполезными.

Живцовая удочка

Можно использовать кружки или жерлицу, но приманка всегда будет одна – живец. Это крайне пассивный вид рыбалки – достаточно поставить в местах обитания снасти, правильно их настроить и просто проходить от одной к другой, ожидая, когда щука клюнет. В свободное время можно посидеть с удочкой. При использовании живца важно брать тяжелый груз – приманка не должна сдвигать его со дна. С поводком 20-40 см мелкая рыбешка будет плавать, привлекая щуку, иначе она наверняка затянет снасть в коряги.

Ловля щуки – снасти и тактика

Щука, обитающая практически во всех наших водоемах, является популярным трофеем. Номером один для рыбацкой братии эту плутовку делает ее непредсказуемость, энергичность, незаурядная физическая сила и отменный аппетит. Даже во время отдыха хищница продолжает внимательно следить за происходящим вокруг, и не упустит возможности полакомиться зазевавшимся мальком. Рыболовы же пытаются обмануть ее с помощью живца или искусственной имитации живой рыбки.

Оказавшись на крючке, щука оказывает упорное сопротивление, остервенело бросается с одной стороны в другую, совершает невероятные воздушные кульбиты и, надо отдать ей должное, зачастую остается на свободе. При этом рыбаки, независимо от исхода борьбы, всегда испытывают те самые незабываемые ощущения, ради которых встают ни свет, ни заря и едут на рыбалку. Неудивительно, что для многих ловля щуки стала главным увлечением. Заядлые щукари неустанно ищут новые и совершенствуют старые способы ужения этой зубастой бестии. О них, а также о повадках хищницы в разное время года пойдет речь ниже.

Читайте также:  Как своими руками сшить чехол для удочек

Особенности рыбалки

Рыбалка на щуку отличается от ловли других видов, в том числе плотоядных. Чтобы поймать эту рыбу, необходимо изучить ее образ жизни, характер, предпочтения. Это безжалостный хищник, который превращается в кровожадного и агрессивного монстра при нехватке легко доступного корма. При этом действия щуки можно назвать продуманными, ведь в отличие от большинства других хищников она не гоняется за кормовой рыбкой по всей акватории, а терпеливо поджидает свою жертву в засаде и, дождавшись подходящего момента, молниеносно ее атакует. В случае неудачи, что случается крайне редко, зубастая возвращается на исходную позицию и ждет очередного претендента на роль обеда. Именно поэтому важно правильно выбирать место ловли. На участках с ровным дном, без растительности, коряг и прочих предметов хищнице просто негде спрятаться. Рыбалка в таком месте вряд ли будет результативной.

Опытные рыбаки успешно ловят щуку на протяжении всего года, однако есть периоды, когда на хороший улов могут рассчитывать и новички. Весной, до нереста и спустя некоторое время после него пятнистая хищница проявляет наивысшую активность, бросается практически на все искусственные приманки, не говоря уже о живце. Почти так же хорошо она ловится в осенние месяцы – с сентября до начала ноября. Первые осенние холода заставляют ее начинать готовиться к зимовке, усиленно питаться и нагуливать жир. На инстинктивном уровне щука понимает, что без необходимого запаса энергии пережить зиму будет очень сложно.

Питание щуки

Щука – выраженный хищник, поедающий представителей многих других видов, которые помещаются в ее огромной пасти. За это ее называют грозой водоемов. Предпочтение отдает уклейке, пескарю, ельцу, плотвичке, красноперке, окуню, колючему ершу. Замечен за ней и каннибализм, в желудках пойманных хищниц рыболовы неоднократно обнаруживали более мелких сородичей. В теплое время года меню дополняется мелкими лягушками и линяющими раками. При скудной кормовой базе хищница не брезгует насекомыми, червями и прочей живностью.

Особенно прожорливыми считаются особи трофейных размеров (больше метра), способные затягивать под воду и поедать мышей, крыс и водоплавающих птиц в период их линьки . Пернатые попросту не успевают подняться в воздух. Зачастую крупная щука атакует рыбу, которая всего лишь вдвое меньше ее самой.

Перерывов в пищевой активности щуки никогда не бывает, она кормиться и летом, и зимой. В течение года наблюдается несколько всплесков, которые рыболовы называют щучьим жором и чаще выезжают в это время на водоемы. Как правило, зубастая жирует ранней весной перед нерестом и после икромета, может порадовать неплохим клевом в июне и в самом конце сезона открытой воды – в сентябре-октябре. Зимой ловля проходит с переменным успехом, зависящим от концентрации хищника на конкретном водоеме, особенностей его кормовой базы, погодных условий и целого ряда других факторов.

Места обитания рыбы

На любом водоеме найдутся места, в которых может стоять в засаде щука.

Задача рыболова – найти их, аккуратно подойти и забросить снасть. Стоит обратить внимание на следующие признаки ее наличия:

  • Мосты . Опоры речных мостов разделяют поток надвое, образуя так называемые обратки. В таких местах хищнице комфортно охотиться. Во-первых, не нужно бороться с течением. Во-вторых, обратная струя сама выносит мелкую рыбешку прямо ей под нос.
  • Смещенное русло . На каждой реке есть участки, где основной поток идет вдоль одного из берегов (обычно крутых) и вымывает в нем углубления, в которых любит прятаться зубастая. Протяженность такого берега может быть значительной, иногда рыбак наполняет садок, не дойдя и до середины перспективного участка.
  • Деревья . Растущее очень близко к воде дерево – еще одна многообещающая точка. Течение подмывает грунт и оголяет корни растения, создавая отличные условия для обустройства засады. В этом случае придется аккуратно забрасывать снасть, чтобы не зацепиться за них крючком.
  • Коряжники . Участок, захламленный ветками, корягами, стволами деревьев также считается весьма перспективным. Активная щука любит стоять и поджидать добычу в таких местах. Здесь лучше использовать поверхностные приманки из-за большой вероятности зацепа.
  • Мелководные перекаты . На прогретой мели часто собираются стайки мальков, чтобы понежиться в лучах солнца. Зубастая прекрасно об этом знает и посещает такие места с целью быстро набить брюхо. Прячется она обычно на дне за перекатом и атакует мелкую рыбешку снизу.
  • Растительность . Заросли травы, камышовые островки, лежащие на поверхности воды листья кубышек позволяют хищнице надежно укрыться и успешно атаковать своих жертв. Ловля щуки в траве на границе растительности и чистой воды всегда обещает хороший улов.

Куда отправиться за трофейной щукой?

Михаил Никишатов, «Cпортивное рыболовство» | 17 июня 2017 г.

Не так-то давно отшумели «ледовые баталии», еще свежи в памяти последние выезды за корюшкой на подтаявший темный лед Финского залива, а руки уже, как говорится, чешутся по спиннингу. Конечно, соблюдение требований Федерального агентства по рыболовству, введшего нерестовый запрет на ловлю спиннингом на водоемах Ленинградской области до середины мая, а на Ладоге – и вообще до 1 июня, являются неукоснительным для любителей спортивного рыболовства. Но все ж душа рыболова уже где-то там, на открытой воде, со спиннингом в руках и в поисках пятнистой хищницы.

Ранняя весна дает нам возможность поймать действительно трофейную щуку. Она идет на нерест в бесконечные заливы и протоки вслед за стаями «белой» рыбы, становится поближе к прошлогоднему тростнику и склонившим свои желтые головы камышам. В душе рыболова в этот момент возникают чувства, возбужденные рыболовным инстинктом. Я бы назвал эти чувства весенним рыболовным обострением, а отсутствие спиннинга в руках сравнимо для многих с нехваткой витаминов.

Думаю, что это весеннее обострение и нестерпимое желание рыбной ловли заставляют работать мозг так же напряженно, как при решении какого-то серьезного рабочего вопроса или неожиданно возникшей проблемы. Я немного пораскинул умом – и решение вдруг родилось само собой: что нельзя у нас, то возможно в Финляндии!

Пару лет назад я познакомился с белорусским рыболовным гидом Антоном Антоновичем, более известным в соцсетях как Anton Fisherman. Вспомнилась недавняя предновогодняя беседа с ним и разговор о возможной рыбалке в неизведанном мною ранее архипелаге в Таммисаари (Tammisaari) в Финляндии. Оказалось, что ранней весной и поздней осенью здесь настоящая рыболовная Мекка. Мне как-то даже стыдно стало, что я не знал о таком известном в мировых рыболовных кругах месте. Таммисаари – это часть города Расеборг (Raseborg) в провинции Уусимаа (Uusimaa), все это располагается на юге Финляндии (фото 1). Там Антон под крылом финских гидов помогает организовывать рыбалку русскоговорящим рыболовам. Ну что же, Таммисаари – так Таммисаари, где наша не пропадала!

Осуществление желания половить трофейную щуку всего в пятистах километрах от Санкт-Петербурга, чтобы снять синдром рыболовного авитаминоза, показалось мне сущим пустяком. Тем более что Антон подготовил к этому сезону свой новый гидовский катер North Silver PRO 610 Fish (фото 2), упакованный всеми современными рыболовными гаджетами, да еще и с необходимыми для трофейной рыбалки снастями.

Фактически мне нужно было взять с собой только любимый рыболовный костюм Westin W4 Flotation Suit, запастись желанием и прихватить немного европейских бумажек человеческой радости. Да, и еще найти компаньонов, чтобы и вместе было веселее, и отдых оказался намного бюджетнее, чем в гордом одиночестве. Связавшись с Антоном, я узнал, что у него в двадцатых числах апреля как раз есть свободные окна и пара желающих составить мне компанию. Так и вышло, что оплачивать лодку и услуги гида на троих было гораздо приятнее. И оказалось, что трое в лодке плюс гид – это вполне оптимальный состав. Ну что же, надо ехать!

Я не выдержал и сорвался чуть раньше моих новых партнеров по ловле – Алексея из Питера и Дмитрия из Москвы, благо было у меня и время, и огромное желание. Приехал на день раньше нашей «сборной», чтобы пообщаться с Антоном, узнать о тактике ловли трофейной щуки (1 метр +), познакомиться с техникой ловли на крупные силиконовые приманки до 100 г и освоить бросок жестким спиннингом с мощной бейткастинговой катушкой. Конечно, у меня есть небольшой опыт ловли подобными снастями, но более легких тестов, его я приобрел на рыбалках в издательских командировках на других европейских водоемах. В Европе это не считается чем-то особенным и используется повсеместно. У нас же, в России, так называемые «мыльницы», тем более столь крупного размера, пока не очень популярны, их доля – где-то 3% от общих продаж различных рыболовных катушек.

Первый день не прошел зря – новая снасть далась мне достаточно легко, заставив, правда, изрядно поработать ослабленными за зимней период мышцами локтевого и плечевого сустава. Лишь иногда я немного отдыхал, беря в руки более привычный для меня спиннинг Stinger PowerAge 902M с тестом до 35 г с одноимённой безынерционной катушкой в размере 3500. И проверял при этом все свои испытанные годами козырные карты в виде «колебалки» от KuusamoHauki (что в переводе с финского означает «щука») и небольшого секретного японского составничка.

Убедившись, что мелкие приманки работают, и некрупная щука здесь есть, я все же снова брал в руки мощный комель кастингового Savage Gear с катушкой Okuma, оснащённый увесистым «силиконом» Pig Shad от Strike Pro (фото 3) и Abu Garcia Svartzonker McRubber (фото 4), так обожаемые местной трофейной щукой. Были и другие фавориты – например, финский воблер Islure Akonar (фото 5), отличившийся поимкой хорошего трофея (фото 6). Этот 100-граммовый воблер имеет необычную рыскающую «игру» при джерковой проводке, весьма привлекательной для крупной щуки.

Оцените статью
Добавить комментарий