Обзор моторной лодки «Сарепта»

Рыболовная модификация моторной лодки «Сарепта-Р»

Волгоградский судостроительный завод первым в стране взялся за создание специализированной мотолодки для любительского рыболовства. Продолжая серийный выпуск «Сарепты», корпус которой во многом отвечает сформулированным в сборнике №58 требованиям к озерной рыболовной лодке, заводские конструкторы взяли ее за основу и сосредоточили свое внимание на переоборудовании базовой модели применительно к запросам рыболовов-любителей.

Рыболовная модификация «Сарепты», впервые продемонстрированная на трассах XI Всесоюзных соревнований на приз сборника в Лиепае, — итог этой большой работы. Прибывшая на Балтику с далекой Волги «Сарепта-Р» вызвала большой интерес собравшихся здесь водно-моторников. Эта лодка уже имела «на своем счету» несколько сот часов пробега во время заводских испытаний. Испытывалась она и на соответствие своему прямому назначению. Волжские рыболовы, познакомившиеся с будущей продукцией Волгоградского завода первыми, уже высказали конструкторам свое одобрение: рыболовная мотолодка, действительно, очень удобна для лова на спиннинг и удочкой.

Рыболовная модификация «Сарепты» имеет корпус, полностью идентичный основной модели. Напомним: длина лодки — 4,6 м; ширина — 1,6 м; высота борта — 0,65 м. Плоско-килеватое днище, острая скула с брызгоотбойниками тримаранная форма носовой оконечности — позволили наделить «Сарепту-Р» такими необходимыми рыболовной лодке качествами, как высокая остойчивость на стоянке, просторный кокпит, возможность поддерживать высокую скорость на волнении — относительно мягкий ход на волне.

Снаряжение рыболова занимает обычно меньше места, чем объемистый багаж туриста, отправляющегося в дальний поход. Поэтому носовой багажник с закрывающейся сверху крышкой сделан менее вместительным; это дало возможность уменьшить длину носовой палубы — теперь она доходит только до шп. 2. Весь кокпит от края этой укороченной носовой палубы до подмоторной ниши-рецесса целиком отдан рыболову. Во время ловли он может устроиться или на поперечной деревянной банке, или во вращающемся мягком кресле, или на кормовом рундуке.

Деревянная банка с откидной спинкой во время переходов служит сиденьем водителя. Пост водителя оборудован штурвалом — в ДП лодки и дистанционным управлением газом и реверсом с рукоятками на левом борту. От встречного ветра водителя защищает небольшое съемное стекло с прочным трубчатым леером по периметру. Под Деревянной банкой устроены выдвигающиеся ящички для хранения блесен и наживки.

Конечно, при длительной ловле рыбак будет чувствовать себя удобнее в кресле с подлокотниками, каждый из которых оборудован стаканом — держателем спиннинга или удочки. При необходимости кресло можно легко снять, сделав просторный кокпит совершенно свободным. Сплошные фанерные слани не гремят, в лодке легко поддерживать чистоту; удобно и то, что пайол горизонтален.

В кормовом рундуке выгорожены места для хранения бензобаков и предметов снабжения. В корме по бортам также имеются стаканы — держатели для спиннинга или удочек.

Для безопасности рыболова, который будет ловить стоя, по периметру палубы в носу и вдоль бортов в корме установлены невысокие съемные ограждения — трубчатые релинги.

Важная особенность любой рыболовной лодки — приспособленность для хода под веслами. Поэтому, в отличие от основной модели, рыболовная модификация снабжена распашными веслами и уключинами. Грести удобно, расположившись на банке водителя (предварительно надо снять спинку]. На испытаниях с нагрузкой 170 кг лодка показала как вполне удовлетворительную устойчивость на курсе, так и хорошую поворотливость; работать веслами сравнительно легко. Испытатели порекомендовали несколько сместить релинги и подуключины для более удобного крепления весел в походном положении.

Малая осадка корпусом (не более 20 см) позволяет на веслах проходить мелководье и пороги, подходить к отмелому берегу.

Специально проверялось и удобство работы с якорями. Из кокпита можно отдавать якорь с носа и с кормы, закладывать конец за любую из четырех довольно мощных рымов-уток. «Сарепта-Р» будет снабжаться двумя якорями Холла по 2,5 кг весом и якорными концами, спасательным линем, пожарной кошмой, ремонтной аптечкой, черпаком и веслами. В снабжение лодки входит и ДУ лодочным мотором «Вихрь».

Как и основная модель, «Сарепта-Р» имеет самоотливную подмоторную нишу, дистанционно управляемый шпигат для осушения корпуса, пенопластовые блоки плавучести, закрепленные а носу и по бортам и закрытые кожухами.

Полный «рыболовный экипаж» «Сарепты-Р» — три человека, полезная грузоподьемность лодки — 250 кг. На транец лодки разрешено устанавливать подвесной мотор мощностью до 30 л. с.

Во время испытаний под «Вихрем-30» со штатным винтом в полном водоизмещении (490 кг) «Сарепта-Р» прошла мерную милю со скоростью 41,6 км/ч; при проходе с одним водителем на борту и штатным бачком топлива (20 л) скорость возросла до 45,8 км/ч.

Во время циркуляции лодка кренится внутрь поворота. При остановке мотора с полного хода лодка еще 10 секунд движется по инерции, «выбегая» на пять длин корпуса.

При высоте волны 0,5—0,7 м под любым углом и ее бегу можно идти, не снижая числа оборотов двигателя. Кормовая часть кокпита забрызгивается при этом незначительно. Во время хода а ветреную погоду пассажиры ощущают лишь плавную начну при всех курсовых углах, кроме случая, когда волна подходит прямо с борта.

По результатам испытаний рекомендовано снабдить лодку простым тентом — укрытием от непогоды, сместить рымы-утки под релинги, чтобы леска не зацеплялась за них, в носу установить киповые планки для якорных тросов, понизить высоту флора на шп. 3 для более удобного размещения водителя.

Новая «Сарепта-Р», привезенная волгоградцами на соревнования в Лиепаю, неизменно собирала вокруг себя многих любителей рыбной ловли и водных путешествий. Ко всем высказывавшимся при этом мнениям конструкторы прислушивались внимательно. Это и понятно. Ведь прежде чем разворачивать серийное производство по существу совершенно новой для наших условий продукции, завод должен узнать мнение покупателей и иметь гарантии сбыта. Каждому заинтересовавшемуся «Сарептой-Р» водномоторнику предлагалось заполнить анкету, в которой конструкторы лодки спрашивали — нравится ли планировка кокпита, насколько необходимо вращающееся кресло рыболова, устроит ли будущего владельца съемное стекло, какой тент и какие дополнительные удобства хотел бы видеть покупатель-рыболов! Ответ на подобные вопросы мы хотели бы получить и от читателей сборника (письма можно адресовать редакции).

Характеристики лодки «Сарепта с рубкой»

  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 7
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 7
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
Длина, см460
Ширина, см160
Высота борта, см65
Количество пассажиров, чел6
Грузоподъемность, кг450
Угол внешней килеватости днища у транца8.5°
Сухой вес, кг240
Тип лодкиМоторные
Страна происхожденияРоссия (СССР)
Встроенный двигательнет
Рекомендуемая мощность ПМ, л.с.50

Общие сведения
Разработкой проекта моторной лодки “Сарепта” занимался Волгоградский судостроительный завод. Производство данной модели продиктовано необходимостью в туристической мотолодке для продолжительных прогулок на воде. Однако разработчики стремились наделить мотолодку и другими функциями, такими как буксировка воднолыжников, служебно-разъездное судно, база для аквалангистов, патрульный или спасательный катер.
Конечно, подобное использование лодки накладывало специфические требования к технологии производства. Мотолодка “Сарепта” оказалась весьма популярной благодаря нескольким преимуществам: надежности, которая выражалась к воздействию морской воды, а также качественной сборки корпуса и толщине, как днища, так и бортов.
Мотолодка “Сарепта” обладала рядом достоинств перед иными моделями лодок того времени. Например, данная лодка была оборудована сдвижной рубкой, которую можно было сдвинуть назад, при этом формировался открытый кокпит над местом управления. Также при необходимости можно без особых усилий оставить рубку на берегу, если условия похода требовали полностью открытый кокпит. Следует отметить, что разработчиком удалось успешно совместить килеватное днище и тримаранные обводы. Благодаря этой особенности корпуса, мотолодка “Сарепта” обладала отличными мореходными качествами.

Корпус
Производство корпуса лодки осуществлялось из алюминиево-магниевого сплава. Днище имело толщину 2 мм, борта – 1,5 мм. Соединение корпусных элементов осуществлялось сварочным способом, что давало возможность сократить количество технического обслуживания. Разработчики лодки оставили минимальное число клепаных соединений.
Для прочности корпуса использовались выштампованный ребра жесткости, а также набор из 7 шпангоутов. Для транца применялась доска из дуба, и его производство происходило, основываясь на расчете установки двух ПЛМ, которые имели суммарную мощность до 50 л.с. Непотопляемость обеспечивали блоки плавучести, расположившиеся по периметру всего корпуса. Кроме того, оклеенные блоки из пенопласта установлены под палубой и бортами, что обеспечивает нахождение судна на поверхности воды даже в том случае, если оно будет полностью затоплено водой.

Кокпит
Как было отмечено выше, лодка “Сарепта” имеет комбинированное внутреннее пространство, в зависимости от предпочтений владельца. Данная модель комплектовалась рубкой, при необходимости сдвигающейся назад, при этом образовывая открытую часть кокпита на месте переднего и рулевого членов экипажа. Кроме того, рубка мотолодки “Сарепта” могла полностью быть снята, что предоставляло члена команды полностью открытое пространство кокпита.
В остальном компоновка данной лодки представляла собой автомобильную, с остеклением на всю ширину корпуса. Необходимо отметить, что установленное стекло является цельным и изогнутым. Также благодаря плоским и широким бортам заход через носовую палубу в кокпит был достаточно удобным.
Рубка комплектовалась тентом, который образовывал закрытое пространство в виде каюты. Диваны и сиденья раскладывались в спальные места, где вполне комфортно могли расположиться до трех человек. Продольные диваны моторной лодки “Сарепта” закрывают под собой рундуки. Также откинув кормовой диван, можно получить доступ в отсеки, которые предназначены для баков с топливом.

Мореходные качества
Использование мотолодки “Сарепта” в качестве служебного судна, заставило производителя подойти к мореходным качествам данной лодки весьма серьезно. Тримаранные обводы наделяют “Сарепту” отличной стояночной остойчивостью. Кроме того, необходимо отметить, что и ходовые качества у этой модели на высоте. Мотолодка прекрасно справляется с довольно сильным волнением. При максимально допустимых ПЛМ мощностью 50 л.с., судно способно разогнать скорость до 45 км/ч.

Мотолодка Сарепта: описание, технические характеристики моторной лодки Сарепта

Лодки «Сарепта» – это суда, предназначенные для комплектации мотором. Выпускались они в СССР, завершение массового производства – 1981 год. В основе лодки используются тримаранные обводы днища.

Технические характеристики лодки «Сарепта»

Характеристики лодки «Сарепта» позволяют использовать её для туристических нужд. Так как модель имеет закрытый корпус, для рыбалки может использоваться с рядом неудобств. Зато при снятии тента судно будет оптимальным для использования и рыбаками, и охотниками, но об этом следует позаботиться заранее, так как тент габаритный и занимает много места на борту, лучше оставлять его на берегу. Мотолодка-тримаран «Сарепта» со сдвижной рубкой

Технические параметры лодки «Сарепта»:

  • длина по габаритам – 4,65 м;
  • габаритная ширина – 1,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,75 м;
  • высота установки транца – 0,4 м;
  • килеватость дна на транце – 8°;
  • максимальная мощность подвесного двигателя – 50 л. с.;
  • вес со всем оборудованием за исключением мотора – 235 кг;
  • полезная грузоподъёмность – 450 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • максимальная скорость при использовании 2 моторов «Вихрь-М» – 35 км/час;
  • материал изготовления – АМг;
  • метод формирования – сварная конструкция.

Согласно видео, тестам и отзывам о лодке «Сарепта», она оптимально подходят для дальних туристических путешествий. Дополнительно она используется для буксирования воднолыжников, а иногда выполняет функцию базы для аквалангистов. В специфических сферах может использоваться в качестве судна для спасательных и патрульных станций. Технические характеристики позволяют использовать лодку в море. Разрешена эксплуатация при высоте волн, не превышающих отметки в 0,75 м или 3 баллов. Мотолодка-тримаран «Сарепта»

Наиболее экономичным вариантом использования судна является монтаж 1 мотора «Вихрь-30» с мощностью 30 л. с. или 22 кВт. Его достаточно для достижения состояния глиссирования на скорости 30 км/ч с нагрузкой в 350 кг. При заданных характеристиках расход топлива – 0,37 л/км. При использовании мотора Вихрь 20 л. с., рекомендуется предпочитать гребной тип винта с шагом 240–260 мм. Его достаточно для перехода в глиссирование с 3 пассажирами на борту.

При прохождении тестов с установкой двух 25-сильных двигателей, штатными типами винтов и при размещении на борту 4 пассажиров, лодка приобретает скорость 46 км/час. Расход увеличивается до 0,62 л/км. Максимальная зафиксированная скорость – 53 км/ч.

Общее расположение мотолодки «Сарепта»

1 — люк в форпик; 2 — носовая ручка — швартовная утка; 3 — лобовая стенка рубки; 4 — поручень; 5 — сдвижная часть рубки; 6 — мягкая спинка; 7 — подмоторная ниша; 8 — ящик для швартовов

Видео лодки Сарепта

Теоретический корпус мотолодки «Сарепта»

Скорость моторной лодки «Сарепта» в зависимости от полезной нагрузки G и водоизмещения D при различных вариантах установки подвесных моторов:

1 — два «Нептуна-23»; 2 — два «Вихря»; 3 — «Вихрь-30»; 4 — «Вихрь-М»

В корму от сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки, в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков. Четыре шкафчика-ниши в планширях и в приборной доске используются для хранения инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед лобовым стеклом. На стенках рубки «Сарепты» предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Читайте также:  Рыбалка в Бисерово платная - цены, правила ловли в vip зоне

Обшивка лодки изготовлена из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм на днище (в носовой части — 2,5 мм) и 1,5 мм на палубе и бортах.

Большинство соединении корпуса выполнены сварными и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки «Сарепты» позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях. Надежной выполнена конструкция транца, который рассчитан на два мотора мощностью по 25 л.с. С продольным набором днища транец соединен посредством трех бракет-книц с бортами — стенками подмоторной ниши. Дубовая подмоторная доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников.

В комплект снабжения, поставляемого вместе с моторной лодкой «Сарепта», входят: забортный трап, якорь, насос, весло-гребок, брезент-кошма, спасательный линь, аптечка и якорный конец.

«Сарепта» — удобная лодка для дальнего туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Благодаря тому, что лодка изготовлена из АМг, её может эксплуатироваться в морской воде. Допускается использование лодки при высоте волны до 0,75 м. Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним мотором «Вихрь-30» мощностью 22 кВт, под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего при этом составляет 0,37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 14,7 кВт, то оптимальным является гребной винт с шагом 240—264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой 3 чел. При установке двух «Вихрей-М» (по 18,4 кВт) со штатными винтами 240х300 мм с 4 чел. на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой 2 чел. и 70 кг горючего на борту моторная лодка «Сарепта» развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

По материалам: «Справочник по катерам, лодкам и моторам» Под редакцией Г.М. Новака.

Какая цена

Стандартная комплектация, без мотора и различных опций, сегодня стоит от 80 до 130 тысяч рублей. Во многом стоимость зависит от состояния корпуса. С мотором цена возрастает до 200–300 тыс. рублей, а порой доходит и до 400 000 рублей.

Опыт эксплуатации «Сарепты» в морских условиях

Достоинства лодки

«Сарепта» прекрасно зарекомендовала себя при эксплуатации в заливе Петра Великого. Тримаранные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на попутную и косую волну, хорошую устойчивость на курсе и отсутствие зарыскивания. При ходе против волны «Сарепта» идёт мягче, чем «Прогресс», хотя и несколько жёстче, чем более килеватые лодки «Ока-4″,»Днепр» и, тем более, «Темп». Очень высока начальная остойчивость, что ценится аквалангистами.

Достоинства сдвижной рубки трудно переоценить. Это и возможность удобного устройства на ночлег, и защита пассажиров от забрызгивания на волне, и возможность трансформации лодки в открытый вариант.

Материал корпуса не корродирует в морской воде, «Сарепта» — практически «вечная» лодка.

При всех вышеперечисленных достоинствах вес «Сарепты» невелик, нет проблем с выходом на глиссирование под отечественными моторами. Лодка может эксплуатироваться как с двумя, так и с одним мотором 20

Недостатки лодки

«Сарепта» — одна из немногих отечественных лодок, не имеющих явных серьёзных недостатков (таких, как недостаточная прочность днища, быстрая коррозия в морской воде, чрезмерный вес для своих размерений, опрокидывание на волне и т.п.). Лодка сделана очень добротно, что называется, «без дураков», и не будет грузить своего владельца неразрешимыми проблемами.

Из мелочей можно отметить коробление металла бортов при сварке на лодках первой партии, ухудшающее товарный вид (хорошо видно на цветном фото в начале страницы). В дальнейшем завод-изготовитель внедрил более совершенное сварочное оборудование и проблема была решена. К великому сожалению, «Сарепта» в числе многих моделей была снята с производства после известных событий 15 сентября 1981г.

Заключение

«Сарепта» — очень удачная лодка, подходящая для эксплуатации в морских заливах и крупных водохранилищах.

Отзывы владельцев

Отзывы владельцев лодки «Сарепта» преимущественно благосклонны.

Денис:

«У меня лодка 1977 года выпуска. За всё время эксплуатации корпус не приходилось подвергать капитальному ремонту, а коррозия полностью отсутствует. Несмотря на заверения об установке мотора 60 л. с. в стандартной комплектации, мне кажется, что транец нужно укрепить, но на 40 л. с. чувствую себя хорошо».

Борис:

«В движении лодка «Сарепта» превосходит большинство конкурентов, при проведении теста на 40-сильном моторе удалось развить 50 км/ч. Управляемость хорошая, забрызгивания не происходит. В повороты входит приятно, но немного кренит (не критично). Перевернуть при всех усилиях у нас не получилось».

Юрий:

«Бралась лодка для рыбалки, выбор пал именно на неё, так как удобно рыбачить ночью, а когда наступает усталость, можно устроиться на ночлег. Ходим ловить рыбу вдвоём, и никакого стеснения не ощущается, зато, когда холодно, создаётся тёплая ниша в рубке. Летом крышу снимаю, чтобы не мешала».

Фотографии моторной лодки «Сарепта»

Ещё фотографии

Лодка «Сарепта» на видео





Сарепта + мотор Honda BF50

«Сарепта» в попутную волна

Недостатки

  • Коробление металла бортов при сварке на лодках первой партии, ухудшающее товарный вид. В дальнейшем завод-изготовитель внедрил более совершенное сварочное оборудование и проблема была решена.
  • Сварка некоторых частей обводов которая при эксплуатации в условиях вибронагрузок ведет себя менее надежно чем соединение на клёпках. Именно поэтому все Ж/д мосты имеют клепочное соединение.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 14 июля 2017 в 08:31.

Моторная лодка (мотолодка) Сарепта

Технические характеристики моторной лодки Сарепта

«Сарепта» — удобная мотолодка для дальнего
туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик для воднолыжников, базу
для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или
патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в
морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при
высоте волны до 0,75 м.

Скорость хода с полной нагрузкой с двумя
км/ч

Корпус

Корпус мотолодки имеет обводы типа «тримаран» с
гоюско-килеватым днищем в корме (рис. 16). Благодаря спонсонам судно
имеет повышенную остойчивость на стоянке и на ходу.

Рис. 16. Теоретический корпус мотолодки «Сарепта»

«Сарепта» оборудована жестким тентом – сдвижной рубкой, что позволяет
сочетать преимущества судна открытого типа
и каютной мотолодки. При прогулках
в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять
на берегу. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении,
можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения
безопасности плавания, например, при шлюзовании.

Рубка и складной
брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро
оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С
этой целью сиденья легко можно превратить в койки.

Лобовые и боковые
стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых
профилях, что обеспечивает брызгонепроницаемость рубки.

Пост управления
расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и
зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных
метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.

В корму от
сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки,
в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной
ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков.
Четыре шкафчика-ниши в планширях и в приборной доске используются для хранения
инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой
багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него
можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед
лобовым стеклом. На стенках рубки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Обшивка моторной лодки
Комплект снабжения
Ходовые качества

Представление о ходовых качествах мотолодки при различных вариантах установки
подвесных моторов дает рис. 17. Экономичным вариантом можно считать
эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30», под которым мотолодка с 4 чел. на
борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход
горючего пои этом составляет 0.37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь»
мощностью 20 л. с, то оптимальным является гребной винт с шагом 240-264 мм,
позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой в 3 человека. При установке двух
«Вихрей-М» (по 25 л. с.) со штатными винтами 240?300 мм с 4 людьми на борту
мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были
использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С
нагрузкой из 2 человек и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную
скорость 53,3 км/ч.

Рис. 17. Зависимость скорости мотолодки «Сарепта» от нагрузки G и
водоизмещения D с различенными подвесными моторами
1 – два мотора
«Нептун-23»
2 – два мотора «Вихрь»
3 – один мотор «Вихрь-30»
4 – один
мотор «Вихрь-М»

Расход топлива

Средний расход топлива на лодке «Сарепта” составляет около 18л/час. Точное значение зависит от исправности двигателя, стиля езды и поверхности передвижения.

Стоимость на лодке «Сарепта” начинается примерно от 135 000 руб.

Видео

Моторная лодка Прогресс (1, 2, 2М, 3М, 4, 4Л)

Мотолодки Прогресс и Прогресс 2

Характеристики мотолодок “Прогресс” (1, 2, 2М, 3М)

Длина наибольшая, мм4650
Ширина наибольшая, мм1700
Высота борта в носу, мм750
Высота борта на миделе, мм650
Высота борта на транце, мм550
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, мм380
Масса с оборудованием и снабжением, кг:180 – 223
Размер кокпита, мм1300X2150
Пассажировместимость, чел5
Допустимая мощность ПМ, л.с.30
Грузоподъемность, кг500
Материал корпусаД16Т и Д16М
Технология соединенияклепка

Общий вид моторной лодки “Прогресс”, “Прогресс-2”

Технический проект моторной лодки “Прогресс” был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.

Первые версии “Прогрессов” выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки – “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3М”. “Прогресс” имел килевую накладка из стали, на “Прогрессе-2” и более поздних “Прогресс-2М” и “Прогресс-3М” ее заменили на дюралюминиевую, это позволило уменьшить влияние электрохимической коррозии и тем самым, значительно продлить срок службы мотолодки.

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Обводы мотолодки “Прогресс” и “Прогресс-2”

Корпус лодки Прогресс — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.

В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки “Прогресс” относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели “Прогресс-2М” самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки “Прогресс” допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Отличия “Прогресс-2” от “Прогресс-2М”

Обводы моторных лодок “Прогресс-2” и “Прогресс-2М” идентичны.

Основное отличие заключается в том, что у “Прогресса-2М” имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у “Прогресса-4”), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные мене 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр (в рундук входит 2 стандартные металлические 20 литровые канистры) и других крупных вещей.

Спереди же лодки отличаются тем, что люк закрывается на одну защелку, а не две как у более ранних моделей. Также у “Прогресса-2М” отсутствует круглый лючек на палубе для доступа в отсек заполненный пенопластом (доступ туда возможен через люк находящийся в носовом багажнике).

Фотографии моторных лодок “Прогресс” и “Прогресс-2”

Фото © www.lodka44.ru

Фотографии мотолодки “Прогресс-2М”

Вид кормовой части лодки “Прогресс-2М”. Самоотливной рецесс, рундуки

Отличия “Прогресс-2М” от лодки “Прогресс-3М”

Фотографии мотолодки “Прогресс-3М”

Моторная лодка “Прогресс-3М”

Читайте также:  Ловля красноперки осенью. На что ловить и где?

Мотолодка “Прогресс-4”

Характеристики мотолодок “Прогресс-4”

Общий вид моторной лодки “Прогресс-4”

“Прогресс-4” отличается от ранних модификаций “Прогрессов” более высокой скулой у форштевня, большей килеватостью днища, большей на 25 см длиной кокпита (за счет укорачивания палубы), наличием самоотливного рецесса позволяющем установить два мотора, цельное гнутое стекло “панорамного” типа у него заменено на прямое (составное).

Ходовые качества лодки “Прогресс-4” благодаря большей килеватости несколько лучше чем у “Прогрессов” других модификаций.

Корпус лодки “Прогресс-4” клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части мотолодки оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 – литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце лодки установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом подвесным мотором типа “Вихрь”, ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной на не большие расстояния (не стоит рассматривать как прицеп для перевозки на большие расстояния). Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки “Прогресс-4Л” с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей “Прогресс”, “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3” рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Однако рубка съедает большую часть места в кокпите, и открытой остается лишь малая его часть – это хорошо видно на одной из фото ниже.

“Прогресс-4Л” – каютный вариант

Непотопляемость моторной лодки “Прогресс-4” обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце “Прогресса-4” может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении “Прогресс-4” забрызгивается, а перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам “Прогресс-4” пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки “Прогресс-4” — повышение её экономичности и скорости за счет применения “грузовых” гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

Скорость лодки “Прогресс-4” с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором “Вихрь-М”; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм.

Максимальная скорость лодки Прогресс-4 с мотором “Вихрь-М” — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке “Вихря-30” — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора “Вихрь-М” можно рекомендовать гребной винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для лодочного мотора “Вихрь-30” оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

С двумя 25-сильными подвесными моторами максимальная скорость “Прогресса” составляет 52 км/ч.

Фотографии мотолодки “Прогресс-4”

Фотографии мотолодки “Прогресс-4” с каютой (Прогресс-4Л)

Транец и самоотливной рецес “Прогресса-4Л”

Информация о лодках “Прогресс”

Фотографии моторных лодок “Прогресс”
Около 600 фотографии моторных лодок “Прогресс”, “Прогресс-2”, “Прогресс-3”, “Прогресс-4”.

Универсальная дюралевая лодка “Прогресс”
Катера и Яхты, №7, 1966 год
Первое упоминание лодки “Прогресс”.

Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки “Прогресс”. Модернизация. Дополнительное оборудование. Полезные мелочи
Пособие для любителей-водномоторников. В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельной модернизации корпусов, основных узлов и деталей популярных отечественных мотолодок семейства “Прогресс”. Описаны способы установки на лодки дополнительного оборудования – рубок, парусов, тентов и т.д. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации мотолодок для дальних переходов, увеличения скорости и экономичности плавания. Приведен материал по изготовлению своими силами приспособлений, необходимых для улучшения обитаемости и облегчения манипулирования мотолодкой в различных ситуациях.

Опыт эксплуатации “Прогрессов” в морских условиях
Лодка “Прогресс-4” – вместительная, достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций “Прогресса” должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных недостатков.

Опыт использования моторной лодки “Прогресс-2М”
Прогресс-2М – это моя вторая лодка, до этого была лодка “Крым”. В прошлом году появилась мечта совершить путешествие вокруг Байкала, но для этих целей прежняя лодка не годилась, так как была недостаточно вместительной и совсем немореходной. Решено было поменять Крым на более вместительную лодку, приспособленную для путешествий по Байкалу, и способную глиссировать с нагрузкой более 450 кг под мотором 30 лс (мотор Suzuki DT30 остался от прежней лодки). Выбор пал на “Прогрессы”.

Транец мотолодки “Прогресс”. Взгляд со всех сторон
На “Прогрессе-4” транцевая доска состоит из двух частей. Верхней и нижней. Стык находится чуть выше дна самоотливного рецесса. Верхняя доска облицована дюралевой пластиной со стороны “пятаков” струбцины. На последних моделях эта часть транца подкреплена тремя кницами. Нижняя часть доски находится под самоотливным рецессом и одновременно служит для его герметизации. И подкреплена кницей, вклепанной вместе с килем. Эта кница одновременно служит опорой для рецесса.

Ветровое стекло с дверцей на “Прогресс-4”
Ровно год назад пришлось менять ветровое стекло на лодке “Прогресс-4”, старое безнадежно испортилось. Повторять штатную конструкцию не хотелось и после долгих раздумий было принято решение об установке лобового стекла с отрывающейся калиткой.

Слани для лодки “Прогресс-4”
Чертеж сланей для лодки “Прогресс-4”.

Тент для мотолодки “Прогресс-2”
Выкройка тента для мотолодки “Прогресс-2”.

Аэролодка из “Прогресс-2”
Хочу поделится своим первым аппаратом, строительство заняло всего два месяца а результат потрясающий!

Обсуждение на форуме лодок семейства Прогресс (более 510 тем содержащих более 27 500 сообщений)

Моторная лодка Прогресс

Лодки «Прогресс» начали разрабатываться в 1966 году конструктором Л. П. Зимаковым. В течение года суда были поставлены на серийное производство. Для своих лет технические характеристики лодки «Прогресс» стали передовыми и сделали прорыв в судостроении небольших судов.

Общее описание лодки «Прогресс»

Моторная лодка «Прогресс» в первой версии изготавливалась непродолжительное время, ей на смену пришли модели 2, 2М и 3М. Спустя несколько лет был выполнен своеобразный «тюнинг» лодки «Прогресс», в процессе которого были заменены килевые накладки, изготавливаемые из стали, дюралюминиевыми аналогами. Это решение улучшило характеристики лодки «Прогресс» в отношении долговечности, теперь конструкция стала устойчивее к коррозии, соответственно, служит дольше.

Моторка «Прогресс»

Судна выпускались в различных комплектациях, наличие перечисленных ниже элементов необязательно входило в набор:

  • пульт дистанционного управления двигателем;
  • съёмный тент (чаще всего идёт в комплекте);
  • сидения в кокпите, обшитые мягкими материалами, и подушки;
  • колёса вместе с водилом и стойками.

Для получения перечисленных дополнений приходилось доплачивать, соответственно, сегодня нужно изучать фото лодки «Прогресс» для того, чтобы узнать её комплектацию.

Лодки серии «Прогресс» пользуются большой популярностью и сегодня. Они завоевали авторитет и приобрели распространение благодаря установке относительно мощного мотора, высоким показателям вместимости конструкции (превосходит все остальные популярные аналоги) и оптимальным ходовым качествам. В основе всех моделей используются полные обводы носа. Благодаря широкому корпусу, лодка обладает хорошей остойчивостью и без труда преодолевает волны.

Технические характеристики лодки «Прогресс-1»

Конструкция лодки «Прогресс-1» изготавливалась из сплава дюралюминия. Соединение производилось посредством клёпки. В области днища обшивка усилена, используются листы толщиной в 2 мм. На палубе и по бортам – 1,5 мм. Весит вся конструкция в оборудованном состоянии (без мотора) 180 кг.

Лодка «Прогресс-1»

Технические характеристики моторной лодки «Прогресс»:

  • максимальная длина – 4,65 м;
  • габаритная ширина – 1,7 м;
  • бортовая высота в области носа – 0,75 м;
  • высота борта в области миделя – 0,65 м;
  • возле транца борт имеет высоту – 0,55 м;
  • килеватость дна возле транца – 7°;
  • высота расположения транца – 0,38 м;
  • вес с полным снаряжением – 180 кг;
  • габариты кокпита – 1,3х2,15 м;
  • количество пассажиров – до 5 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг;
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30 л. с.;
  • материал изготовления – Д16М и Д16Т;
  • метод крепления – клёпка.

Для обеспечения непотопляемости используются воздушные отсеки, выполненные в виде герметичных карманов, расположенных на корме и в носовой части. Подобная система занимает свободное пространство и требует повышенной прочности отсеков, из-за чего используется редко.

Моторная лодка “Прогресс-1”

В области форпика имеет рундук для складирования снаряжения. При становлении на вёсла, гребец может удобно разместиться на крышке багажника, которая откидывается в сторону носа, а ноги ставятся в рундук. Подобная система размещения предложена конструкторами для обеспечения устойчивости хождения на вёслах и удобства управления.

Технические характеристики лодки «Прогресс» предусматривают необходимость установки усиленного транца, так как судно может оснащаться мотором на 30 л. с. Под транцем расположен моторный отсек, усиливающий его прочность и позволяющий хранить баки для топлива. При становлении на стоянку в нишу можно уложить двигатель. Сверху предусмотрена крышка из дюралюминия, она закрывает нишу на замок.

Размеры кокпита 1,3х2,15 м. В нём присутствуют сидения, их обшивают рейками из сосны. Передние спинки имеют съёмный способ крепления и могут использоваться для создания мест для ночлега нескольких пассажиров. Они выполняют функцию подголовников. Вдоль всего каркаса под палубой размещается 2 полки, в них можно хранить небольшие элементы снаряжения.

Недостатком первой модели выступает высокая степень брызгообразования и попадания воды в кокпит. Особенно много влаги при выходе на воду в свежую погоду. В «Прогресс-1» отсутствует самоотливной рецесс. Владельцы отмечают невысокое качество брезента, ткань склонна к разрушению, соответственно, сегодня практически не встречается.

Использовать судно можно на удалённости 3 км от берега при волнении до 3 баллов или высоте волн до 0,75 м.

Технические характеристики лодки «Прогресс-2»

Лодка «Прогресс-2» практически не имеет отличий от первой модели, соответственно, в ней были заменены только несколько элементов, но часть из них крайне важна.

Длина лодки «Прогресс-2» осталась прежней, как и остальные габаритные характеристики. Значимых изменений корпуса, помимо килевых накладок, не наблюдается. Лодка «Прогресс 2» имеет такие технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,65 м;
  • габаритная ширина – 1,7 м;
  • высота борта в области миделя – 0,65 м;
  • килеватость дна возле транца – 7°;
  • вес с полным снаряжением – 223 кг;
  • количество пассажиров – до 5 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг;
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30 л. с.;

Отличительные характеристики лодки «Прогресс-2»:

  • накладки киля из нержавеющей стали заменены дюралевыми. Нержавейка приводила к появлению электрохимической коррозии. Гниение накладок теперь не происходит, это увеличивает срок эксплуатации;

Моторная лодка “Прогресс-2”

  • вес лодки «Прогресс-2» немного увеличен (до 223 кг) за счёт некоторого изменения конструкции кокпита;
  • устранены герметичные отсеки для непотопляемости. Внутри корпуса разбросаны пенопластовые блоки, они экономят место и отличаются надёжностью.

Эта модель выпускалась длительное время, из-за чего и приобрела распространение. Сегодня лодка «Прогресс-2» всё чаще подвергается тюнингу, в сети многочисленные фото, а также предложения компаний узкой специализации по изменению конструкции и дизайна лодок. По фотоизображениям лодок «Прогресс-2» видно, что они часто подвергаются усилению транца, установке дополнительных электрических компонентов, замене лобового стекла. Ходовые качества лодки «Прогресс-2» можно изучить по видео.

Технические характеристики лодки «Прогресс-2М»

Обводы лодки «Прогресс-2М» не подверглись изменениям и остались прежними. Конструкция корпуса также не перерабатывалась, соответственно, технические характеристики лодки «Прогресс-2М» сохранились.

Основные отличия моторной лодки «Прогресс-2М»:

  • появился встроенный самоотливной рецесс. Его габариты позволяют устанавливать 1 мотор. По краям рецесса присутствуют крышки, фиксирующиеся с помощью шарниров. Открыв их, человек получает доступ в полость под рецессом. Места достаточно для установки бензобаков вместимостью до 20 л. Более вместительные баки в лежачем положении не помещаются, приходится устанавливаться под заднее сидение;

Моторная лодка “Прогресс 2М” с мотором

  • в носовой части отличие лодки «Прогресс-2М» заключается в использовании закрывания люка на 1 защёлку, а раньше их было 2 шт.;
  • в конструкции убран люк на палубе, имевший круглую форму, и обеспечивающий доступ в отсек с плавучими блоками из пенопласта. Теперь добраться в секцию можно через люк в области носового багажника.

Технические характеристики лодки «Прогресс-3М»

Следующая модификация «Прогресс-3М» практически не имеет изменений в сравнении с прошлой моделью. Техническое описание полностью идентичное. Изменения заметны в нескольких элементах:

Читайте также:  Видео о ловле карася на тростниковую удочку (очеретянку)

  • в области носовой палубы и на бортах используются релинги;
  • отсутствуют крепежи под водило и колёса;
  • пайола поднята до уровня настила;
  • видоизменённые сидения.

Моторная лодка «Прогресс-3М»

Технические характеристики лодки «Прогресс-4»

Наиболее заметные изменения среди всей серии появились у лодки «Прогресс-4». Сегодня именно моторная лодка «Прогресс-4» является самой распространённой и популярной моделью в своей линейке. Судно конкурентоспособно с «Казанкой», «Южанкой» и другими ближайшими аналогами.

Лодка «Прогресс-4» технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,69 м;
  • габаритная ширина – 1,72 м;
  • высота борта в области миделя – 0,69 м;
  • килеватость дна возле транца – 7°;
  • высота расположения транца – 0,38 м;
  • вес с полным снаряжением – 220-280 кг;
  • габариты кокпита – 1,3х2,4 м;
  • количество пассажиров – до 5 человек;
  • полезная грузоподъёмность – 475 кг;
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30–50 л. с.;
  • материал изготовления – Д16М и Д16Т;
  • метод крепления – клёпка.

Лодка «Прогресс-4»

Габариты корпуса практически не изменились, но при визуальном осмотре лодки «Прогресс-4» по фото и в натуре заметны ряд важных изменений:

  • скула приподнята в области форштевня. Это улучшило мореходные качества и устойчивость при волнении;
  • увеличена килеватость днища. Изменение обеспечило улучшение ходовых качеств;
  • расширение кокпита на 25 см, этого удалось достигнуть при помощи уменьшения палубы;
  • встроен самоотливной рецесс, вместимость которого рассчитана на 3 двигателя;
  • стекло выполнено цельным. Изготовлено посредством изгибания, это создало панорамный вид.

Характеристики лодки «Прогресс 4» обеспечивают развитие скорости под мотором 30 л. с. до 40 км/ч., а при максимальной нагрузке – 32 км/ч.

Технические характеристики лодки «Прогресс-4М»

Дополнительно выпускается вариант «Прогресс-4М», он же «Прогресс-4Л». Основное отличие – встроенная жёсткая рубка. Её габариты – 1,8х1,3 м, а вес – 30 кг. Сверху устанавливается открывающийся люк. Для рыбалки модель подходит с трудом, так как сильно урезан кокпит, открытая часть не приспособлена для охоты и рыбной ловли.

Какая цена

В основном «Прогрессы» стоят порядка $1–2 тысяч за чистый корпус без мотора. Стоимость возрастает до $3–5 тыс. при установке двигателя на 30–50 л. с.

Отзывы владельцев

Валерий:

«Долго выбирал между импортным судном и нашим, пока не увидел тюнинг лодки «Прогресс-4» на фото, это помогло сделать выбор в пользу неё. Самостоятельно установил на неё многообразие электроники, перекрасил, усилил транец, и получилось не хуже импортного варианта».

Дмитрий:

«Ходовые качества, вместимость, остойчивость и прочность у «Прогресса-2» не вызывают вопросов. Лодка отлично подходит как для рыбалки, охоты, так и прогулок по Амуру. Является одной из лучших моделей отечественного производства».

Лодки Прогресс

Содержание статьи:

В 1966 году Л.П. Зимаков создал проект лодки Прогресс, которую стали выпускать на Куйбышевском авиационном заводе. Первая модель очень быстро потерпела изменения. В зависимости от варианта модификации, транспортные средства приобрели тент, управление мотором на дистанции, мягкие сидения, непотопляемые весла, переносной столик и другие отличия. За эти дополнения приходилось доплачивать дополнительно. В наше время при покупке нужно изучать ее комплектацию или фото.

Для увеличения срока службы, в более поздних вариациях стальную килевую насадку заменили на дюралюминиевую.

Мощный мотор, большая вместимость (по сравнению с аналогами), оптимальные ходовые качества делают лодки Прогресс популярными и востребованными в наше время. Для всех вариаций используется полный обвод носа. Хорошая устойчивость обеспечивается широким корпусом.

Моторные лодки Прогресс используются для прогулок в светлое время суток 4 или 5 человек, а также для перемещения 2-3 человек на более дальние расстояния. Судна могли передвигаться по реке, если волнение вводной поверхности не превышало 3-х баллов. Модели Прогресс 4 можно использовать для передвижения по морю.

Модификации Прогресс 2, Прогресс 2М, Прогресс 3 и Прогресс 4 выпускались серийно.

Судно можно оснащать подвесным мотором с мощностью до 30 л. с. Существует возможность использования более мощного мотора при условии усиления транца.

Внутри корпуса есть три герметические перегородки, с помощью которых корпус делится на четыре отсека. Они обеспечивают безопасность пассажиров. В носовой части располагается герметичный отсек непотопляемости, его предназначение – удерживать лодку на плаву в случае затопления.

Модели оснащены стойками с колесами и водилом. Это позволяет перевозить судно с помощью автотранспорта со скоростью, не превышающей 40 км/час.

Технические характеристики лодок Прогресс

Рассмотрим детальнее описание лодок Прогресс разных моделей.

Лодка Прогресс 2

Технические характеристики лодки Прогресс 2:

  • грузоподъемность 0,5 т;
  • длина – 4,65м;
  • ширина – 1,7м;
  • высота борта в области миделя – 0,65м;
  • вес, с учетом снаряжения – 223 кг;
  • килеватость дна – 7о;
  • вмещает 5 пассажиров;
  • максимальные показатели мощности навесного двигателя – 30 л/с.

Предшественники этой модификации обладали накладками киля из нержавеющей стали. В результате возникали процессы электрохимической коррозии. Для того, чтобы избежать гниения накладок, и продлить сроки эксплуатации, стали использовать дюралевые накладки.

Также производитель устранил герметические отсеки, которые делали лодку непотопляемой. Вместо них внутри корпуса разместили блоки из пенопласта, которые занимают мало места и экономят пространство.

Лодки прогресс 2 выпускались на протяжении длительного времени, и получили довольно широкое распространение. Сегодня в этих моделях изменяют конструкцию, дизайн, меняют лобовое стекло. Также часто усиливают транец, устанавливают дополнительные компоненты.

Лодка Прогресс 2М

Технические характеристики модификации лодок Прогресс 2М аналогичны предшественнику. Но вариация предусматривает использование одного мотора, благодаря встроенному самоотливному рецессу. Крышки фиксируются с помощью шарниров. Они закрывают полость под рецессом. В ней можно разместить топливные резервуары в объеме до 20 литров. Если использовать баки с большей емкостью, то их можно разместить под задним сидением.

Также в носовой части Прогресс 2М используется люк, который закрывается на одну защелку вместо двух.

В модификации Прогресс 2 на палубе есть круглый люк, через который можно попасть в отсек с пенопластовыми блоками. Вариация 2М не обладает таким устройством. Для доступа в эту секцию используется люк возле носового багажника.

Лодка Прогресс 3

Лодка Прогресс 3 обладает усиленным корпусом и релингами на передней палубе. Технические характеристики идентичны предыдущим моделям.

Лодка Прогресс 3М

На бортах и в области носовой палубы используются рейлинги. Эта модификация не предусматривает наличия крепежей для колес. Сидения имеют другой дизайн. Пайолу подняли до уровня настила.

Лодка Прогресс 4

Лодка Прогресс 4 использовалась для семейного отдыха или рыбалки, такую модель можно дополнить, и изменить технические характеристики по своему усмотрению. Это одна из самых удачных моделей из всей серии. Ее можно использовать в прибережных акваториях рек и морей на расстоянии 3 км от береговой линии, если высота волны не превышает 0,75 м. При сильной волне скорость снижается, но судно продолжает двигаться.

Хорошая грузоподъемность и габариты позволяют разместить в лодке до 3 человек. Если использовать транспортное средство для прогулок на небольшие расстояния, то в лодке можно перевозить 4-5 пассажиров. Технические характеристики позволяют передвигаться в лодке в любое время суток и развивать большую скорость.

В носовой части предусмотрен люк, который ведет в отсек для багажа. В кормовой части расположен отсек для мотора. Также здесь имеются две емкости для топлива объемом по 20 л. В этом отсеке содержатся запчасти и инструменты.

В этой модели предусмотрена возможность дистанционного слива воды с использованием клапана.

На сидениях есть объемные подушки. Также в комплект входит складной тент, ветровые стекла, рулевое устройство, очистители стекла. Некоторые системы лодки Прогресс 4 могут управляться на дистанции.

Толщина обшивки на дне равняется 2 мм, а на палубе достигает 1,5 мм. Высота борта достигает 69 см. В комплект входит багор, кошма для того, чтобы затушить пожар, комплект сланей, черпак. Грузоподъемность судна достигает 475 кг. Вес модели, включая оборудование, достигает 283 кг. Это значит, что на борт можно загрузить дополнительно 192 кг. Цельное стекло позволяет увеличить обзор. Кокпит в моделях увеличен на 25 см.

На носу и корме есть герметические отсеки, которые обеспечивают непотопляемость.

Скорость Прогресс 4 при наличии в ней 5 пассажиров достигает 22 км/час. Максимальная скорость достигает 37 км/час. Если на лодку установить мотор «Вихрь-30», то показатели скорости достигают 32 км/час и 40 км/час. Если оборудовать лодку двумя подвесными моторами на 25 л. с., то можно достичь скорости 52 км/час.

Эта модификация считается мореходной, и ее можно использовать для выхода в прибережную зону моря или водохранилища.

Лодка Прогресс 4М

Модификация Прогресс 4М, или 4Л отличается от предыдущих моделей встроенной жесткой рубкой с размерами 1,8 м х 1,3 м. Ее вес достигает 30 кг. Также лодка оснащена люком. В этой модели достаточно сильно урезан кокпит, в результате чего модель не подходит для рыбалки или охоты.

Тюнинг для лодок Прогресс

Серийные модели имеют некоторые недостатки. Существует несколько вариантов тюнинга или модернизации для лодок Прогресс. Целью доработок является изменение заводских характеристик, а именно изменения в геометрии судна, усиление торцевой зоны, изменения в дизайне, смещение центра тяжести.

При самостоятельном тюнинге лодок Прогресс стоит придерживаться таких советов:

  • обеспечить минимальную высоту рубки (при этом важно учитывать рост пассажиров);
  • самая высокая часть рубки должна располагаться на максимальном расстоянии от носовой части;
  • необходимо избегать вертикальных стенок и вогнутых силуэтов;
  • рубка может занимать весь кокпит или полностью его перекрывать;
  • необходимо увеличить площадь элементов, которые открываются, по максимуму.

Для модели Прогресс 4 предусмотрены такие изменения в устройстве рубки:

  • обустройство мест для хранения бытовых мелочей;
  • создание укрытия пассажиров от погодных явлений и брызг во время движения;
  • изменения во внешнем виде транспортного средства;
  • наличие отопительных приборов для использования при низких температурах внешней среды.

Какие опасности существуют при самостоятельном обустройстве рубки:

  • может снизиться обзорность с места рулевого;
  • изменения центра тяжести приведет к снижению устойчивости;
  • снижение скорости и мореходных качеств из-за увеличения веса и парусности;
  • если уменьшить пространство кокпита, то при размещении в лодке нескольких человек, возникнут сложности при перемещении внутри транспортного средства (при ловле спиннингом);
  • внешний вид лодки может ухудшиться;
  • иногда в результате модернизации использование весел становится невозможным.

Лодки Прогресс не предназначены для хождения под парусом, но можно установить прямой самодельный парус для плаванья по ветру.

Также на судне можно разместить частично погруженные подводные крылья, которые приподнимают лодку над водой и повышают скорость судна.

Использование тента на лодках Прогресс

Брезентовый тент, это самое слабое звено на лодках Прогресс, поскольку он начинает сползать практически сразу после использования. Если он сырой, то его ставить или снимать очень трудно. Также тент затрудняет запуск мотора, посадку и высадку из лодки, снижает обзор рулевого.

Этот элемент конструкции должен защищать не только от холода или воды, но и от палящих солнечных лучей. Для тента стоит выбирать ткань, обладающую такими качествами как устойчивость к атмосферным явлениям, легкость при монтаже. Тент не должен доставлять неудобств команде в свернутом и развернутом виде. Если в тент вставляются твердые материалы (боковины или окна), они не должны увеличивать объем тента в свернутом виде. Для этого можно использовать секционные вставки с шарнирами.

Достоинства и недостатки лодок Прогресс

Достоинства лодок Прогресс заключаются в следующем:

  1. Самое главное преимущество лодок «Прогресс», это вместимость. Благодаря этому качеству лодку можно считать семейной.
  2. Полнота носовых обводов и большая ширина корпуса позволяет лодке держаться на плаву и не опрокидываться при наличии высоких волн.
  3. Модификация «Прогресс-4» обладает мореходностью благодаря высоко поднятой скуле, большей килеватости днища в носовой части и самоотливному подмоторному рецессу.
  4. Наличие пенопластовых блоков делает судно непотопляемым. Даже при условии полного погружения в воду оно не утонет, и будет сохранять ровное положение. Запас плавучести позволит поддерживать возле лодки 5-6 человек.

Недостатки лодок Прогресс следующие:

  1. Лодки, выпущенные до 1975 года, производили со стальными накладками на стыках листов на бортах и днище. В результате возникали процессы электрохимической коррозии при использовании судна в воде с содержанием солей. Все модели, выпущенные после 1975 года, оснащены накладками из алюминия, что помогло решить проблему с коррозийными процессами.
  2. Самые первые модификации Прогресса, а также Прогресс 2 не обладали самоотливной подмоторной нишей-рецессом. Если лодка шла по высокой попутной волне, то вода заливалась в кормовой отсек, и кокпит затапливался.
  3. У модификации Прогресс 2 низкая скула, и при движении они зарываются в попутную волну, теряют ход и еще больше затапливаются. По этой причине ее нельзя использовать на открытых водоемах.
  4. У модели Прогресс 2М есть самотливной рецесс, но можно использовать только 1 мотор.
  5. В моделях Прогресс 4 была предусмотрена возможность использовать два мотора с общей мощностью 30 л. с. Но такие моторы в то время в стране не выпускались. Если использовались два мотора «Вихрь», то транец быстро выходил из строя, его стоило усиливать или менять.
Оцените статью
Добавить комментарий