Моторная лодка МКМ

Технические характеристики лодки “МКМ”

Лодка «МКМ» – детище сразу нескольких судостроительных заводов: Ярославского и Херсонского. Она была выпущена в 1968 году в качестве усовершенствованной версии лодки «Казанка». Особенность лодки «МКМ» заключалась в том, что в ней была предусмотрена возможность подвешивания мотора с мощностью 25 л.с. Тем не менее, несмотря на эту доработку, лодка не стала слишком популярной среди населения: ее эксплуатация была не очень комфортной, к тому же мореходность и безопасность так и не достигли высот. Подробнее о лодке «МКМ» читайте в следующей статье.

Моторная лодка «МКМ»

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с.

В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками.

Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.

Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца “МКМ” зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу.

Для устранения этих недостатков консультантами журнала “Катера и Яхты” была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм “МКМ”, однако дальше опытных образцов дело не пошло.

Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.

В целом «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у “Казанки”. Кроме того, «МКМ» не обладает никакой “изюминкой”, т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.

Корпус лодки «МКМ»

Корпус лодки «МКМ» изготавливался из дюралюминия с максимальной толщиной 1 мм. Конструкция корпуса, традиционно для того периода, была клепаной. Днище – плоскокилеватое с килеватостью на транце не более 2 градусов, что, конечно, не добавляло лодке «МКМ» курсовой устойчивости.

Низкорасположенные скулы практически не защищали от брызг и по совету некоторых конструкторов, владельцы МКМов устанавливали на лодку дополнительные самодельные брызгоотбойники различной конфигурации. Борта в корме сходились кверху, что вкупе с остальными конструктивными особенностями создавало неоспоримое достоинство лодки «МКМ» – это стояночную остойчивость.

Кокпит лодки «МКМ»

Кроме кормового дивана, лодка «МКМ» комплектовалась двумя банками из влагостойкой фанеры, которые крепились в бортах. К этим банкам на металлической дуге были прикреплены жесткие спинки – какой-никакой, а комфорт. При этом передняя банка имела откидную спинку.
Носовая часть лодки запалублена и содержит багажное отделение с доступом через люк в передней палубе. Кроме того, лодка комплектовалась ветровым стеклом.

Мореходные качества

Моторная лодка «МКМ» допускается производителем к эксплуатации при высоте волны не более 25 см, что сильно сужает места ее плавания. При этом рекомендованным мотором для этой лодки является 12-18 сильный двигатель, при котором лодка ведет себя предсказуемо и более-менее безопасно. Многие сходятся на том, что конструкция лодки оказалась неудачной в силу ее невысоких мореходных качеств. При этом для эксплуатации в малых реках, прудах и озерах «МКМ» вполне пригодна, как судно для коротких выездов и стояночной рыбалки.

Технические характеристики “МКМ”

  • Длина, см: 410
  • Ширина, см: 152
  • Высота борта, см: 57
  • Количество пассажиров, чел: 4
  • Угол внешней килеватости днища у транца, град: 2.00
  • Сухой вес, кг: 157
  • Водоизмещение, л: 400
  • Тип лодки: Гребные Моторные
  • Страна происхождения: Россия (СССР)
  • Встроенный двигатель: нет
  • Материал корпуса: Металл
  • Производитель: Ярославский судостроительный завод
  • Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15.

Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.

Доработка и ремонт лодок “МКМ”

Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы. Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока – на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой.

По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.

Второй способ тюнинга лодки”МКМ”

Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.

Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.

Полезные советы

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.

Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.

Отзывы о моторной лодке “МКМ”

kosstin: д ля малых рек, шириной от 30 Для малых рек, шириной от 30 метров до 3 км, идеальный вариант.На много удобней казарки с крыльями. Эксплуатирую 20 лет а до этого мой дед отьездил ище лет 15 на ней. Корпус крепкий не сгнил, ну канешно при надлежащем уходе! Мотор Ямаха 15 2-х тактная . Скорость с двумя рыбаками и немного шмурдяка 34-37 км при правильно подобраном винта!

Павел: эксплуатирую более 40 лет и другой такой не видел ( с 6 лет). Приходилось рыбачить на Иртыше при температуре минус 20 градусов ( Вихрь 25 л.с.). При обмерзании лодки (в 2000-х годах) один вытаскивал на забереги (лед возле берега) и освобождал от льда. Какую лодку можно таким образом использовать? При правильном управлении проходит волну почти до 1 метра (конечно на малой скорости). Остойчивость великолепная. Эксплуатируется без стекла. Самодельный тент используется во время стоянки и непогоды. Транспортируется вместе с мотором и вещами на прицепе любым легковым автомобилем.

Лодки МКМ

7 минут Автор: Игорь Карпов 0

  • Причины создания
  • Рабочие показатели
  • Корпус
  • Кокпит
  • Мореходные свойства лодки
  • Способы модернизации ярославки своими руками
  • Отзывы
  • Самое важное
  • Видео по теме

В шестидесятых годах в пользовании многих рыбаков и любителей была известная советская казанка. Мощность мотора, которой не могла превышать 12 лошадиных сил. Это подвигло инженеров-конструкторов на совершенствование моторного изделия и в 1968 году на Ярославском судостроительном заводе в России увидела свет лодка мкм. Кроме казанки, в ее основу были взяты детали МК-29 – более старой модели.

Причины создания

Основная – устаревание предыдущих изделий из легких сплавов. К тому же, как показала практика, казанка оказалась небезопасной для плаванья с мотором свыше 12 лошадиных сил.

Но все же конструкторы посчитали целесообразным оставить в новой моторной лодке мкм аналогичное устройство корпуса.

Новое судно позволяло использовать в оснащении мотор мощностью уже 25 лошадиных сил.

Но это стало причиной некомфортного передвижения по реках, водохранилищах и любых водоемах с заметным течением. Волны, ударяясь о нос судна, забрызгивали водой кокпит, пассажиров.

Поэтому владельцы мкм стараются выходить на воду в полный штиль либо плавать на ней только в водоемах со стоячей водой.

Рабочие показатели

Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:

  • Максимальная длина – 4,1 м.
  • Максимальная ширина – 1,52 м.
  • Высота борта на миделе – 0,57 м.
  • Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
  • Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
  • Сухой вес – 157 кг.
  • Грузоподъемность – 400 кг.
  • Максимальное количество пассажиров – 4.
  • Тип лодки – гребная, моторная.
  • Встроенный мотор – нет.
  • Технология соединения деталей – клепка.
  • Материал – металл – дюралюминий.

Судно рекомендуется оснащать подвесными моторами «Москва», «Ветерок», «Вихрь». Установка более мощных моделей допускается только в качестве прогулочного варианта использования судна.

Корпус

Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.

Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.

Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.

Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.

Кокпит

Мкм оснащена кормовым диваном, ветровым стеклом. В комплекте идут деревянные реечные слани. Нос ярославки запалублен. В нем есть багажный отсек, который закрывается люком на замок. Через него есть доступ к передней палубе.

В бортах зафиксированы две банки, что выполнены из влагостойкой фанеры. К ним металлической дугой монтировались спинки. Спинки на носовых сиденьях – откидные.

Мореходные свойства лодки

Описание мореходных качеств ярославки сводится к таким рекомендациям:

  • Выходить на воду при высоте волне не более 25 см.
  • Удаленность от береговой линии не должна превышать 1 км.
  • Рекомендуемая мощность двигателя – 18 л. с. Больший показатель может привести к опрокидыванию судна при езде по волнам.
  • Оптимальные места выхода на воду – пруда, малые реки, притоки, озера.

Поэтому многие новички и мастера стали отдавать предпочтения более усовершенствованным вариантам моторных лодок.

В свое время консультанты журнала «Катера и Яхты» советовали инженерам-конструкторам завода оснастить лодку поперечным реданом, скуловыми брызгоотбойниками. В ответ на заводе была принята попытка пробного выпуска рубок для ярославки, но на этом дело и закончилось.

Добиться массового производства так и не удалось.

Способы модернизации ярославки своими руками

Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.

Устраняем отгиб донной части лодки

Последовательность этапов следующая:

  1. Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
  2. Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
  3. В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
  4. Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
  5. Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
  6. При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
  7. Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
  8. По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.

Крепеж поперечного редана

В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.

Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки.

Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.

Транцевые плиты

Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.

Скуловые отбойники

Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.

Дюралевая лодка «МКМ» для крупносерийного производства

Перед нами была поставлена задача — спроектировать и построить дюралевую лодку для крупносерийного производства и продажи населению, рассчитанную на подвесной мотор мощностью до 25 л. с.

Эта лодка должна заменить широко распространенную, но уже устаревшую «Казанку». Напомним, что были разработаны и некоторые другие лодки из того же материала, но они оказались слишком сложными по конструкции и в массовое производство, не пошли. Надо еще учесть, что конструкция «Казанки», как и ряда новых лодок, была создана для освоения большими предприятиями, имеющими богатый опыт работы с дуралюмином, мощное прессовое хозяйство и комплекты штампов, а главное способными производить термообработку изгибаемых деталей. Таких возможностей зачастую не имеют даже судостроительные заводы, не то что отдельные коллективы любителей.

При разработке рабочих чертежей лодки «МКМ» (металлический катер модернизированный) мы рассчитывали на широкие круги любителей, а не только на промышленность. Чтобы лодку можно было строить в «домашних условиях», в ее конструкции нет деталей сложной формы, при гибке которых требуется термообработка.

Основные данные лодки «МКМ»

Длина наибольшая, мм4060
Ширина, мм1492
Высота борта на транце, мм440
Габаритная высота без ветрового стекла, мм660
Вес лодки с оборудованием, но без мотора, кгдо 132
Полное водоизмещение при 5 чел. на борту, кг590
Скорость (расчетная) под мотором «Москва» с одним человеком, км/час31
Читайте также:  Каталог Спиннингов Майор Крафт - цены и отзывы на удилища.

Разработкой каких-то особых новых форм обводов мы специально не занимались, а в основу выбора размерений были положены следующие соображения. Мы опросили многих владельцев мотолодок и пришли к заключению, что подавляющее большинство выходов связано с рыбалкой и охотой и на борту находится при этом не больше трех-четырех человек. При наиболее популярных моторах «Москва» и «Ветерок» и нагрузке четыре человека скорости различных лодок почти одинаковы (14—16 км/час), так что решающее значение приобретают соображения не столько ходкости, сколько безопасности и удобства плавания. В частности, существенную роль играет возможность ночлега на лодке.

За последнее время в печати публиковались описания самых разных лодок, но все они были из фанеры или досок, так что подобрать подходящую дюралевую лодку мы не смогли. За основу взяли фанерный катер «МК-29», описание которого было приведено в первом выпуске сборника, поэтому теоретический чертеж и таблица ординат здесь не приводятся.

Обводы корпуса остроскулые глиссирующие, с довольно высоко поднятой скулой для уменьшения ударов на волне. Ветви флоров шп. 1 и 2 имеют выпуклость для лучшего прилегания обшивки.

Для установки мотора в транце сделан вырез до высоты 380 мм. Кормовой отсек от непроницаемой переборки на шп. 6 до транца используется для хранения подвесного мотора и его принадлежностей. На стоянке этот отсек закрывается сдвигающимися от бортов к ДП крышками (на палубе и на транце).

В кормовой части кокпита, в котором расположены три поперечные банки, находится герметичный отсек плавучести объемом 90 л. В нос от непроницаемой переборки на шп. 1 расположен носовой герметичный отсек объемом 168 л. Этого достаточно для обеспечения непотопляемости затопленной лодки с мотором и держащимися за нее плавающими пассажирами.

Отсек между переборками на шп. 1 и 2 предназначен для хранения личных вещей пассажиров.

Ветровое стекло сделано легкосъемным, чтобы можно было его убирать не только при подготовке к зиме, но и для прохождения под низкими мостами и всевозможными препятствиями. Для снятия стекла нужно отдать 20 винтов.

Тентовое устройство не проектировалось, так как каждый может сделать его по своему усмотрению и вкусу из подсобных материалов. В то же время заводы могут выпускать тентовые устройства для торговой сети отдельно. Дистанционное управление не предусматривалось, поскольку промышленность в ближайшее время будет их выпускать вместе с моторами.

Лодка приспособлена для хода на веслах; подуключины расположены между шп. 2 и 3.

Корпус лодки выполнен из дуралюмина Д16АТ. Днище и палуба имеют толщину 1,5 мм, борта 1 мм. Для уменьшения сопротивления применены заклепки с бочкообразной головкой.

О результатах испытаний лодки «МКМ» рассказывается в этой статье.

Лодка МКМ: описание, технические характеристики, чертеж, отзывы

Моторная лодка «МКМ»

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах

Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с.

В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками.

На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает непотопляемость лодки.

Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями

Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца “МКМ” зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу.

Для устранения этих недостатков консультантами журнала “Катера и Яхты” была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм “МКМ”, однако дальше опытных образцов дело не пошло.

Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.

В целом «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у “Казанки”. Кроме того, «МКМ» не обладает никакой “изюминкой”, т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.

История и цели создания

Целью конструкторов лодки было создание модели, для изготовления которой не требовалось сложное прессовое оборудование и высокотехнологичные промышленные операции. В результате выпуск судна мог быть легко налажен на небольших производственных площадках, более того, умельцы могли собственноручно собрать его по опубликованным в профильных журналах чертежам.

Простые в изготовлении лодки выпускалась по одной проектной документации небольшими судостроительными верфями Харькова, Астрахани и Ярославля. Потребители стали называть их по месту расположения производства: «Астраханка», «Ярославка» или «Харьковчанка».

Некоторые производители пытались заменить установку поперечных реданов изменением профиля лодки, в результате одни модели имеют загиб днища в задней части, а другие нет.

Описание и технические характеристики

Моторная лодка МКМ имеет следующие эксплуатационные параметры:

  • длину – 4,2м;
  • ширину – 1,5м;
  • высоту борта – 0,45-0,58м (на транце и миделе);
  • килеватость — 20-70 (на миделе и транце);
  • полную массу – 150 кг;
  • вместимость пассажиров – 4 чел.

На борту допустима перевозка груза весом до 400 кг, мощность двигателя не должна превышать 25л.с.

Внешний вид

Острые обводы корпуса позволяют катеру легко переходить в режим глиссирования и смягчают силу ударов о воду. Жестко зафиксированное лобовое стекло может задевать за опущенные в воду ветви деревьев, мешать проходу под навесными мостами, создавать другие помехи во время охоты или рыбалки.

Для предотвращения этого предусмотрена возможность демонтажа ветрозащитного стекла, закрепленного винтовым крепежом.

Эксплуатация лодки допустима при высоте волны, не превышающей 30 см. При выходе в морские заливы и другие обширные водяные пространства не рекомендуется удаляться от береговой линии дальше 1000м.

Особенности конструкции

Корпус лодки собран из дюралюминиевых элементов, соединенных при помощи клепки. Головкам крепежа придана обтекаемая форма для снижения сопротивления при движении. Толщина металла на палубе и днище составляет 1,5 мм, на бортах – 1 мм. Герметичная переборка разделяет кокпит и отсек для размещения двигателя, при необходимости закрывающийся на замок. Для крепления подвесного мотора предусмотрен специальный вырез.

Непотопляемость обеспечивается обустроенными в передней и задней части судна герметизированными секциями объемом 90 и 168л. Сухое багажное отделение, расположенное в пространстве между шпангоутами на носу лодки и под палубой оборудовано запорным механизмом. Пара сидений спереди снабжена механизмом для откидывания спинок, сзади находятся поперечные расположенные банки.

Схема

Схематичное изображение лодки показано на следующем чертеже:

Таблица скоростей лодки МКМ

Скорость движения катера с некоторыми видами моторов показана в следующей таблице:

Управление лодкой на высоких скоростях требует опыта и умения, поэтому не стоит двигаться быстрее 35 км/ч. С мотором мощностью в 25л.с. катер выходит в режим глиссирования даже с грузом в 400 кг. Установка более мощного двигателя приводит к растрескиванию транца, не рассчитанного на такие нагрузки.

Отремонтировать его можно только клепкой, так как дюралюминий не поддается ни газовой, ни электрической сварке.

Обитаемость

Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.

Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.

Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти ,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем, корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.

Непотопляемость

Запас плавучести обеспечивается за счет воздушных герметичных отсеков общим объемом 258 литров (90 на носу, 169 на корме). В отличие от пенопласта воздушные камеры не боятся бензина, не подмокают. В то же время в случае пробоя они не способны выполнять свою функцию. Толщина дна и палубы 1,5 мм. Поэтому стирание киля ей не страшно. Катер крепкий, выносливый. Согласно характеристикам лодки МКМ плавсредство должно оставаться в горизонтальном положении при заполнении, обеспечить безопасность четырем пассажирам на плаву, держащихся за катер.

Статическая остойчивость высокая. Можно спокойно садиться, становиться в полный рост на борт без опасения крена. Одна из редких конструкций, позволяющая рыбачить с носовой палубы. Вместе с тем продольная остойчивость желает оставлять лучшего. В 1967 г. были произведены первые испытания при высоте гребней 30-50 см показали, что с ПМ “Москва” и командой из 4 человек.

Надводная часть, м
НагрузкаВодоизмещение, кгНосМиндельКормаОсадка, м
Пустая, с ПМ, топливом2000,510,470,360,12
4 человека5400,40,40,320,19
5 человека6250,380,380,30,21

Надводная части корпуса выступала на 25 см от верхней кромки выреза под двс при полной загрузке на спокойной воде. Чтобы снизить риски было принято решение установить водонепроницаемую переборку моторного отсека. Однако эта мера не давала должных результатов. На помощь пришел автоматический шпигат. Остойчивость оказалась на высоком уровне. Это доказали практические испытания. Трое пассажиров из четырех садились на край палубы. При этом его надводная часть поднималась над водяной гладью на 20 см. Если один человек вставал на борт, заливания, опрокидывания не наблюдалось.

Продольная остойчивость измерялась на Вихре весом 47 кг. При его установке двое пассажиров вставали в моторный отсек. В результате до воды от верхней кромки выреза транца было 10 см. Непотопляемость была проверена через затопление с заменой ПМ, вместо которого была использована стальная плита массой 60 кг. Корма была под водой, на поверхности оставался форштевень выдававшийся на 20 см. Если балласт перемещался к боковой стороне кормы, сохранялась положительная остойчивость без крена.

Объема воздуха в отсеках было достаточно для удержания одного человека, когда он стоял на палубе. При высоте надводного борта 6 см. Благодаря приведенным характеристикам лодки ее часто использовали спасательные станции (при извлечении человека из водоема судно сохраняло равновесие, гарантировало безопасность экипажа).

Корпус лодки «МКМ»

Корпус лодки «МКМ» изготавливался из дюралюминия с максимальной толщиной 1 мм. Конструкция корпуса, традиционно для того периода, была клепаной. Днище – плоскокилеватое с килеватостью на транце не более 2 градусов, что, конечно, не добавляло лодке «МКМ» курсовой устойчивости.

Низкорасположенные скулы практически не защищали от брызг и по совету некоторых конструкторов, владельцы МКМов устанавливали на лодку дополнительные самодельные брызгоотбойники различной конфигурации. Борта в корме сходились кверху, что вкупе с остальными конструктивными особенностями создавало неоспоримое достоинство лодки «МКМ» – это стояночную остойчивость.

Кокпит

Мкм оснащена кормовым диваном, ветровым стеклом. В комплекте идут деревянные реечные слани. Нос ярославки запалублен. В нем есть багажный отсек, который закрывается люком на замок. Через него есть доступ к передней палубе.
Современная модификация мкм. Качественно выполнен тюнинг корпуса и кокпита.

В бортах зафиксированы две банки, что выполнены из влагостойкой фанеры. К ним металлической дугой монтировались спинки. Спинки на носовых сиденьях – откидные.

Мореходные качества

Моторная лодка «МКМ» допускается производителем к эксплуатации при высоте волны не более 25 см, что сильно сужает места ее плавания. При этом рекомендованным мотором для этой лодки является 12-18 сильный двигатель, при котором лодка ведет себя предсказуемо и более-менее безопасно. Многие сходятся на том, что конструкция лодки оказалась неудачной в силу ее невысоких мореходных качеств. При этом для эксплуатации в малых реках, прудах и озерах «МКМ» вполне пригодна, как судно для коротких выездов и стояночной рыбалки.

Пожалуйста, оцените лодку и оставьте об этой лодке свой отзыв

Длина, см: 410Ширина, см: 152Высота борта, см: 57Количество пассажиров, чел: 4Угол внешней килеватости днища у транца, град: 2.00Сухой вес, кг: 157Водоизмещение, л: 400Тип лодки: Гребные Моторные Страна происхождения: Россия (СССР) Встроенный двигатель: нетМатериал корпуса: МеталлПроизводитель: Ярославский судостроительный завод Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15

Рабочие показатели

Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:

  • Максимальная длина – 4,1 м.
  • Максимальная ширина – 1,52 м.
  • Высота борта на миделе – 0,57 м.
  • Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
  • Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
  • Сухой вес – 157 кг.
  • Грузоподъемность – 400 кг.
  • Максимальное количество пассажиров – 4.
  • Тип лодки – гребная, моторная.
  • Встроенный мотор – нет.
  • Технология соединения деталей – клепка.
  • Материал – металл – дюралюминий.

Судно рекомендуется оснащать подвесными моторами «Москва», «Ветерок», «Вихрь». Установка более мощных моделей допускается только в качестве прогулочного варианта использования судна.

Технические характеристики “МКМ”

  • Длина, см: 410
  • Ширина, см: 152
  • Высота борта, см: 57
  • Количество пассажиров, чел: 4
  • Угол внешней килеватости днища у транца, град: 2.00
  • Сухой вес, кг: 157
  • Водоизмещение, л: 400
  • Тип лодки: Гребные Моторные
  • Страна происхождения: Россия (СССР)
  • Встроенный двигатель: нет
  • Материал корпуса: Металл
  • Производитель: Ярославский судостроительный завод
  • Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15.
Читайте также:  Сушилка для рыбы своими руками — варианты конструкций и монтаж

Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.

Стоимость и где купить

Приобрести бывшую в употреблении лодку МКМ можно на торговой площадке Авито. Стоимость выставленных на продажу моделей колеблется в очень широких пределах – от 19 до 430 000 рублей. Небольшое количество торговых предложение говорит о том, что владельцы лодок не стремятся от них избавиться, а предпочитают продолжать пользоваться надежными и прочными глиссерами. Тем не менее, можно отыскать неплохо сохранившийся экземпляр за разумную цену.

Доработка и ремонт лодок “МКМ”

Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы. Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока – на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой.

Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца. Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка.

По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.

Второй способ тюнинга

Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.

Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.

Полезные советы

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану)

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.

Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.

Видео

Заключение

Мотолодка МКМ хороша для рыбалки по тихой погоде на гладкой воде. Устойчивая, широкая, приспособленная к маломощным двс. Конструкторы заложили большие возможности для тюнинга. Не годится для моря, а также водоемов с высокой волной. Надежна для прибрежных семейных прогулок.

Меласса для рыбалки своими руками

Меласса довольно часто используется для добавки в прикормочные смеси для рыбалки, чтобы улучшить пищевую ценность и придать прикормочной смеси привлекательный аромат. Как правило, подобный продукт применяется для ловли карпа, леща и плотвы. Ко всему следует добавить, что объемы улова серьезно порадуют, а капиталовложения окажутся оправданными.

Использование патоки для большей результативности рыбалки считается оправданным ходом. К сожалению, продукт дорогостоящий и покупать его постоянно – это накладно для семейного бюджета. В связи с этим, в статье будет рассказано, как сделать смесь самому в домашних условиях.

Приманка меласса: ее особенности

Приманка меласса представляет сироп бурого оттенка со сладковатым привкусом и является результатом переработки сахарной свеклы в сахар.

Продукт имеет специфический запах и состоит из таких составляющих:

  • часть – это вода.
  • Азот и его производные составляют около 10%.
  • Углеводы – это половина продукта.
  • 10% — это зола.

Это значит, что данный продукт является отличным кормом для рыбы, поскольку в его составе много углеводов.

Особенности

Меласса отличается интересными вкусовыми характеристиками, а так же интересным ароматом. Этот продукт имеет и другое название – «кормовая патока». В некоторых странах Северной Америки этот продукт применяется в виде пищевой добавки, а так же для приготовления всевозможных блюд, вроде сиропа. В мелассе содержится достаточное количество полезных веществ, что позволяет добавлять ее в качестве подсластителя.

Этот продукт предпочитают и вегетарианцы, поскольку он чисто растительного происхождения. Кроме большинства полезных веществ, меласса содержит и кальций, в том числе целый букет витаминов. В большей части европейских стран, а так же в России, меласса скармливается скоту. Поэтому, можно смело сказать, что это тот продукт, от которого не откажется и рыба. Но стоит этот продукт не дешево.

Преимущества

  • Меласса состоит из большого количества обычных аминокислот и бетаина, которые благотворно влияют на любой живой организм, в том числе и на рыб.
  • Наличие углеводов, в достаточном количестве, указывает на существенную энергетическую ценность, что позволяет насытить подводных обитателей в полной мере.
  • Зола – это сильное слабительное для рыб, что способствует быстрому опорожнению кишечника рыбы. Поэтому, насыщения, как такового, не происходит и рыбе приходится постоянно кушать.
  • Меласса прекрасно растворяется в холодной воде, что актуально в процессе зимней рыбалки. Она считается эффективным компонентом для приваживания рыбы в зимнее время.
  • На основании мелассы можно получать как сухие смеси, так и жидкие прикормки, что весьма удобно.

Исходя из вышесказанного, подобный компонент весьма эффективно действует на аппетит рыбы, не участвуя в ее насыщении. Поэтому, рыба постоянно чувствует голод и старается пополнить свой желудок.

Как сделать приманку меласса своими руками

Меласса – это средство, которое сможет увеличить улов рыболова в несколько раз. Из-за того, что стоимость готового продукта слишком высокая, не каждый рыболов сможет позволить себе такое удовольствие.

Чтобы все же заиметь такой привлекательный для рыбы продукт, придется изготовить его самостоятельно. Для настоящих рыболовов это не проблема, поскольку они постоянно то и делают, что изготавливают своими руками рыболовные принадлежности.

Некоторые рыболовы рекомендуют использовать другие препараты, обладающие похожими действиями. Для этого, можно воспользоваться некоторыми витаминами – шипучками или аспирином. Они не являются дорогостоящими компонентами, но обладают наличием цветовой гаммы и разнообразных запахов. Как правило, таблетки помещают в верхнюю часть кормушки для рыбы.

Аналоги настоящей мелассы

Жизнь показывает, что результативность рыбалки зависит от применения данной приманки. Чтобы как-то сэкономить, рыбаки начали искать новые составляющие, чтобы создать что-то подобное. Создать искусственно патоку не проблема, если использовать различные ингредиенты вместе со специями, такими как корица или кориандр. О наиболее эффективных рецептах можно прочитать далее в статье.

Нужно знать! Подобная приманка должна храниться только в холодильнике, так как она быстро покрывается плесенью и приходит в негодность. Перед добавлением мелассы в прикормку, ей нужно дать время, чтобы она нагрелась до комнатной температуры. При низких температурах продукт быстро становится густым и с ним трудно работать. Чтобы перелить мелассу в другую емкость, для начала ее требуется смазать маслом. В холодильнике готовый продукт способен храниться около одного года.

Меласса из свеклы

Чтобы получить мелассу со свеклы необходимо подготовить воду, сахар и свеклу. Наличие сахара несколько усложняет процесс изготовления продукта, но без него вряд ли удастся создать привлекательный для рыбы ингредиент, способный улучшить вкусовые характеристики прикормочной смеси.

Как сварить свекольную патоку: этапы приготовления.

  • Очистить свеклу от кожуры и мелко натереть на терку.
  • После этого свекла помещается в отдельную емкость и заливается водой, в соотношении 2:1.
  • Свекла разминается руками, пока она не пустит сок.
  • Как только цвет свеклы изменится ближе к бурому оттенку, все процеживается через марлю.
  • Процедуру можно повторить, залив свеклу опять водой и подождав, пока вода изменит свой цвет.
  • Как вариант – это применение соковыжималки: быстрее и качественнее, так как можно получить натуральный насыщенный вкус и аромат.
  • Сок из свеклы ставится на огонь и добавляется около 5-ти столовых ложек сахара.
  • Как только сок закипит, огонь уменьшается до минимума, чтобы продукт не загустел.

Если этого не сделать и вовремя не выключить огонь, то сироп загустеет и станет непригодным к использованию.

Хранится готовый продукт, в стеклянной посуде в холодильнике.

Патока из меда

Очень простой способ сварить мелассу в домашних условиях, достаточно, чтобы был мед, вода и желтый сахар.

Как сделать:

  1. Берется одна столовая ложка меда и три столовых ложки коричневого сахара, после чего они тщательно смешиваются.
  2. К основному составу добавляется вода, в соотношении один к трем.
  3. Состав ставится на огонь до полного растворения сахара.
  4. После закипания смесь варится на протяжении 5 минут. Если нет меда, то можно воспользоваться следующим рецептом.

Сахарная патока

Этот способ получить патоку в домашних условиях даже проще предыдущего, поскольку потребуются только вода и сахар.

Способ приготовления:

  • В отдельную, небольшую емкость набирается 3 столовых ложки воды.
  • В воду добавляется 7 столовых ложек сахара.
  • Кипятить раствор не следует, нужно лишь дождаться, пока полностью растворится сахар.

Если есть желание, то смесь можно прокипятить минуты 2 и получить более качественный продукт. Как смесь остынет, ее переливают в стеклянную посуду и отправляют в холодильник на хранение.

Меласса для рыбалки – виды и как сделать своими руками

Когда-то один рыбак ради эксперимента подмешал в тесто немного сахара, после чего клев заметно оживился. А сегодня уже никто не сомневается в том, что многих мирных рыб привлекают сладкие вкусы и запахи. Особенно в теплое время года. Теперь в любом рыболовном магазине можно приобрести прикормки и приманки со сладкими составляющими. Кто-то покупает уже готовую прикормку с ванилью или медом, а кто-то добавляет в базовую смесь мелассу – специальный подсластитель, повышающий аппетит у рыбы. Благодаря этому продукту уловы увеличиваются в разы.

Меласса — что это такое?

Так называют сладкую темно-коричневую патоку, образующуюся в процессе производства сахара.

Ее можно использовать не только в кулинарии, как это делают во многих странах. Этот густой сироп с запахом жженого сахара оказался востребованным и в рыболовной сфере. Он улучшает пищевую ценность прикормки, придает ей привлекательный аромат, приманивает рыбу с большого расстояния. Сейчас практически у каждого любителя фидерной ловли есть меласса, и она не просто на всякий случай лежит в багажнике автомобиля, а активно используется. Сахарная патока хорошо зарекомендовала себя как в стоячих водоемах, так и на течении, она отлично привлекает карпа, карася, плотву и других «вегетарианцев», ее успешно применяют даже зимой на подледной рыбалке.

Меласса в значительной степени повышает результативность ловли, поэтому ее использование более чем оправдано . Вот только продукт этот дорогостоящий и не всем рыболовам по карману. Те, кто не может позволить себе магазинную патоку, делают ее самостоятельно из воды, сахара и дополнительных ингредиентов. Результат примерно тот же.

Виды мелассы

Существует две разновидности патоки, которые сложно перепутать. Первая – белая, крахмальная. Изготавливается из крахмала и совершенно не подходит для рыбной ловли, поскольку это органическое вещество не представляет пищевого интереса для представителей ихтиофауны. Вторая – черная, полученная на сахарном производстве. Именно черная (темная) меласса выручает в периоды тотального бесклевья, надо всего лишь добавить ее в прикормочную смесь.

В свою очередь темная патока разделяется на несколько видов в зависимости от того, из каких продуктов произведена. Она может быть:

  • тростниковой;
  • свекловичной;
  • кукурузной;
  • медовой;
  • фруктовой;
  • сахарной.

К примеру, меласса тростниковая получается в результате варки измельченного сахарного тростника. На первом этапе содержимое емкостей выглядит, как светлый жидкий сироп, но после многократного кипячения сахар начинает кристаллизоваться, масса загустевает и приобретает темный оттенок. Остается добавить в нее консерванты на основе серы и продукт готов.

Меласса свекловичная производится по тому же принципу, только из сахарной свеклы. Она неплохо работает по лещу, сазану, карпу. Такая патока может применяться в качестве привлекательной добавки к прикормке или основного компонента в изготовлении растворимых бойлов. Кукурузную мелассу сильно уважают озерный карась и красноперка. Карасики мгновенно подтягиваются на аромат этого активатора и радуют жадными поклевками.

Это продукция для профессиональных рыболовов, а новичкам лучше воспользоваться чем-то попроще, с минимальным количеством ингредиентов.

Преимущества мелассы

Растительное происхождение, интересные вкусовые характеристики и особый аромат делают сахарную патоку очень привлекательной для мирных видов рыб. Подсластитель уже доказал свою эффективность в ловле карпа, сазана, карася, леща, плотвы и других представителей карпового семейства. Секрет мелассы кроется в ее богатом составе. Основные составляющие:

  • углеводы – примерно 50%;
  • вода – 25-30%;
  • производные азота – 10%;
  • зола – 10%.

Благодаря углеводам патока является хорошим кормом для подводных обитателей. Углеводы дают энергию, необходимую для выживания в подводном мире. Зола – мощное слабительное средство, ускоряющее опорожнение кишечника. Этот компонент не позволят рыбе насытиться в полной мере, она остается голодной и далеко не отходит от закормленной точки. В патоке также есть бетаин, аминокислоты, витамины и другие природные вещества.

Меласса для рыбалки содержит дополнительные ингредиенты. Составы разрабатываются на основании результатов проводимых исследований. Изначально специалисты пытались подбирать ключик к каждому конкретному виду рыб, но оказалось, что это невозможно. К примеру, меласса, рассчитанная на карпа, одинаково хорошо привлекает и прудового карася, и речного сазана.

Меласса своими руками

К сожалению, сладкий активатор из сахара стоит недешево, поэтому многие рыболовы предпочитают изготавливать его самостоятельно из вполне доступных продуктов. Их смешивают, кипятят на медленном огне некоторое время, а затем ждут, когда патока остынет. В процессе остывания формируется густая однородная масса.

При приготовлении мелассы важно не перестараться, иначе она получится слишком сладкой или густой. Излишняя сладость может отпугнуть рыбу, а высокая плотность усложнит размешивание активатора с прикормкой.

В приготовлении самой простой мелассы для рыбалки используются всего два продукта – сахар и вода. Они берутся в соотношении 2:1. То есть, на стакан сахара требуется полстакана воды. Сахар нужно высыпать в небольшую кастрюльку, залить водой, поставить на плиту и включить огонь. С момента закипания массу следует постоянно помешивать. Когда крупинки сахара растворятся полностью, меласса считается готовой, но для получения более сильного аромата стоит подержать ее на огне еще несколько минут. При этом следует учитывать, что чем дольше варить, тем плотнее будет ее консистенция.

Читайте также:  Донка закидушка из спиннинга монтаж

Точно так же делается медовый активатор, в котором кроме воды и сахара используется еще и мед. Все продукты смешиваются и варятся с постоянным помешиванием. Соотношение:

  • сахар – 3 части;
  • мед – 3 части;
  • вода – 2 части.

Несколько сложнее приготовить свекловичную патоку. Сначала подготавливают свеклу: моют, натирают на терке (пропускают через мясорубку), немного отжимают, чтобы пустила сок. Затем заливают так, чтобы уровень воды доходил до половины свекольной массы, и оставляют на пару часов. За это время свекла отдаст сок. Окрашенную жидкость процеживают, добавляют в нее сахар и варят точно так же, как в двух предыдущих вариантах.

Домашняя меласса оправдывает себя на все 100 процентов. Заводская продукция, которую продают в пластиковых бутылках разной емкости, стоит недешево. За литр просят 500-600 рублей . Для кого-то это не деньги, а кто-то лучше потратит их на леску или крючки. Что касается эффективности, то в этом вопросе мнения рыбаков разошлись. Одни предпочитают усиливать клев с помощью домашней продукции, другие делают ставку на магазинную.

Нельзя забывать, что сладкая патока, особенно домашнего приготовления, приманивает не только рыбу, но и различных микроорганизмов. Если оставить ее в комнате, она за считанные часы может покрыться плесенью и прийти в негодность. Поэтому хранить такой продукт нужно исключительно в холодильнике, в закрытой банке.

Как использовать мелассу для рыбалки

Для приготовления многих рыболовных кормовых смесей используют добавки, стимулирующие высокий уровень аппетита у рыбы, таким образом, повышая величину улова. Меласса для рыбалки именно такой продукт, обладающий великолепным свойством приманивания рыбы в прикармливаемую точку ловли. Рыболовы узнали об этих качествах добавки относительно недавно, не более двух десятков лет назад. Но уже с уверенностью можно отметить тот факт, что добавление мелассы в прикормку весьма распространённый приём, соблазняющий рыбу -сладкоежку, в перечень которой входят такие популярные у рыболовов объекты добычи как карась, лещ и плотва.

Целью представленной статьи как раз-таки и станет знакомство рыболова с этим видом кормовой присадки, а также мы научим приготавливать сладкую массу из обыденных кулинарных продуктов и грамотно добавлять продукт в кормовую смесь, делая эффективный прикормочный микст.

Что такое меласса

Хоть термин и на слуху в рыболовных кругах, да и использование мелассы для рыбалки уже обыденность, немногие рыболовы досконально знают о происхождении этой сладкой и тягучей, коричнево-чёрной по цвету массы. Сладкий вкус и специфический запах не понаслышке влияют на стимулирование аппетита рыбы. Сама же сладкая субстанция является побочным продуктом получения сахара при переработке сахарной свеклы на сахарорафинадных заводах. В дальнейшем из этих отходов производства приготавливают добавки, идущие в корма для крупного рогатого скота и свиноводства.

В большей мере этот продукт обычному обывателю знаком как свекольная патока, которую можно найти в специализированных на кормах для животноводства магазинах, разлитую в полиэтиленовые канистры объёмами по 5-10 литров. Состав сиропа складывается из следующих компонентов: вода — 25%, азотистые соединения -10%, углеводы — около 60%, зола -10%. Исходя из этих пропорций можно смело утверждать, что патока довольно высокий по количеству углеводов продукт, способный активно стимулировать аппетит, что в принципе и является его основным достоинством в животноводстве и рыболовной индустрии.

Зачем в прикормку добавлять мелассу

Патока для рыбалки имеет первоочерёдную цель активизировать аппетит рыбы. Достигаются эти условия специфичностью запаха сиропа и его довольно сильным и даже приторно сладким вкусом. Таким образом, вещество можно считать полноценным натуральным аттрактантом сладкой направленности, отлично собирающим многие виды карповых рыб в прикормленной точке, на приваде или у фидерной кормушки.

Важно! Кроме вкусовых качеств меласса в прикормке успешно выполняет роль связующего элемента, имея высокую степень вязкости.

Объёмом добавляемой присадки рыболовы эффективно управляют вязкостью прикормочной смеси, регулируя растворимость микста в воде и его рассыпчатость. Ещё одним полезным свойством выделяется насыщенность цвета сиропа. Как и при регулировании вязкости манипуляция объёмом добавки влияет на окраску закормочной смеси, делая светлые мешанки намного темнее первоначального их окраса.

Как влияет меласса на рыбу

Особо стоит заострить внимание на влиянии сиропа на стимулирование аппетита и пищеварение рыбы. Сладкая углеводистая масса, попадая в кишечник рыб, вызывает специфичную реакцию, ускоряя процессы пищеварения. Меласса как бы является своеобразным слабительным для рыбы. Перевариваемая с высокой скоростью пища не задерживается в пищевом тракте, быстро выводясь наружу и тем самым не насыщает трофей. Рыба, распробовав питательную смесь с сиропом, постоянно чувствует нарастание аппетита, вновь и вновь приходя на точку с поданным лакомством в надежде насытится заново.

Таким образом, она надолго привязывается к зоне подачи приманок, не отходя от точки лова на дальние дистанции, и переквалификация рыбы в разряд трофея становится лишь делом времени и терпения рыболова. Как вывод, констатируем факт, что аромат патоки в совокупности с её влиянием на пищеварение рыбы делают продукт эффективным и действенным средством в приготавливаемой прикормочной смеси, чем с успехом и пользуются современные рыболовы, добывающие мирные виды карповых рыб.

В какое время года лучше использовать

Невзирая на способ и вид приготовление мелассы приоритетным сезоном года для использования добавки считают летнюю пору, когда рыба в большей мере питается растительными кормами и охотно отзывается на сладкий вкус. А также можно отметить практичность применения в конце весны и начале осеннего периода года, когда вода в водоёмах уже прогрета или ещё не совсем остыла.

Зимой же качество рыбалки с кормами и добавкой в их составы мелассы не так высоко и рыболовы зимники редко применяю такой вкусовой, сладкой по направленности прикорм, используя нейтральные и не сильно ароматизированные корма. Следовательно, основываясь на практическом опыте применения сиропа, можно заметить предрасположенность его применения по открытой, уже достаточно прогретой и стабильной по температурному режиму воде, чего и стоит придерживаться, планируя стратегии рыбалок с применением прикормки с добавками мелассы.

Сколько добавлять мелассы в прикормку

При формировании закормочных микстов немаловажен вопрос количества добавки сладкого вкуса в прикорм. Стоит отметить, что в классическом варианте патоку перед заправкой в корм разбавляют водой, взятой из водоёма в объёмах пропорций или соотношения 1 к 5. После чего эту жидкую и сладкую консистенцию применяют как обычный увлажнитель, смешивая до нужной вязкости прикорм. А также можно мешать миксты концентрированной неразбавленной патокой. В этом случае на килограмм прикормки потребуется около 50-70 грамм чистого сиропа. Как правило, чтобы получить больший эффект, на мелассе готовят объёмные партии закормочных смесей, где к примеру, на 4 кг корма заправляют 250 грамм сиропа.

Важно! Объёмов не стоит бояться и опасаться за их порчу. Ведь сладкий сироп отличный консервант, замедляющий окисление кормов, а следовательно — их закисание и появление плесени даже в жаркую погоду.

Отличным примером в этом плане является разбавление покупных кормов смешиванием с таким продуктом, как меласса копра, содержащем микст сиропа и волокна кокосового ореха замедляющих порчу продукта и сохраняющем его в рабочем состоянии в течение пары суток.

Как правильно замешивать мелассу в прикормку

Ввиду достаточно высокой вязкости продукта существует ряд сложностей смешивания микстов с добавками из сиропа. Конечно же, разбавленную водой субстанцию легче перемешать с сухой фракцией корма. Сам же сироп проще растворить в слегка подогретой воде. Используя воду с водоёма можно просто выставить небольшой объём жидкости на прямые солнечные лучи дождавшись нагрева или же целенаправленно разогреть воду на костре.

Важно! Добавляя неразбавленный продукт необходимо пользоваться миксером или шуруповёртом с использованием обычных кулинарных венчиков.

Применение механизированного оборудования помогает более равномерно распределить вязкий продукт, таким образом, напитав всю смесь, делая её однородной по составу. Даже меласса, приготовленная своими руками с определёнными параметрами вязкости, нуждается в тщательном перемешивании. Как правило, после микширования, закорму дают настояться порядка получаса, после чего мешанку увлажняют и вновь тщательно перемешивают, оставляя в таком состоянии на 6-10 часов для полной пропитки и ароматизации сиропом. Перед применением остаётся подсвежить микст интенсивным размешиванием и уже применять по прямому назначению, используя как фидерную прикормку, заряжая ей кормушки или напрямую подовая забросами с руки или рогаткой в водоём.

Как сделать мелассу своими руками

Несмотря на определённые сомнения некоторых рыболовов, приготовить патоку для рыбы в домашних условиях совсем несложно. Для этих целей не потребуются какие-либо экзотические и дорогостоящие продукты. Наверняка большинство подходящих под изготовление сиропа ингредиентов вы отыщете на полках собственной кухни или с лёгкостью приобретёте в ближайшем супермаркете по относительно адекватной цене. Помогут с подбором подходящего рецепта наши дальнейшие рекомендации с примерами наиболее простых составов самодельной мелассы.

Аналоги настоящей мелассы

Подметив высокую эффективность применения натуральной свекольной патоки, рыболовы стали экспериментировать с производством схожего по параметрам с реальным сиропом состава, что в результате некоторых практических опытов привело к успеху. Сладкую массу дополнительно ароматизировали таким специями как корица или кориандр совершенствуя качества, привлекающие разную по видам рыбу. Сегодня сделанная меласса своими руками вполне может стать альтернативой покупному аттрактанту, поэтому рыболовам советуем взять на заметку несколько рецептов для самостоятельной подготовки продукта. Его можно сохранять до одного года в обычном холодильнике, не опасаясь за порчу и добавлять в прикормки по мере надобности исходя из стратегии планируемой рыбалки.

Меласса из свёклы

Даже свекольная потока может быть произведена самостоятельно в домашних условиях. Для этого процесса потребуется спелая сахарная свёкла, небольшое количество сахара и вода. Изначально свёклу режут на мелкие части и выдавливают из неё сок посредством бытовой соковыжималки. В её отсутствие, свёклу натирают на тёрку и давят через марлю собирая в ёмкость сладкую жидкость. Собрав нужный объём его разбавляют с водой в соотношении 2 к 1 и начинают греть на огне.

Предварительно в жидкость в расчёте на один литр добавляют 1-2 столовые ложки сахара. Сразу же после закипания смеси огонь уменьшают до минимума, постоянно помешивая варево ещё в течение 2-3 минут после чего отключают газ и дают массе остыть. В итоге получают густой, коричневый по цвету сироп схожий с натуральной мелассой.

Патока из мёда

Медовая патока готовится по следующей рецептуре состоящей: из мёда, коричневого сахара и воды. На ложку мёда берут три ложки сахара и тщательно перемешивают продукты. После замеса в объём добавляют три объёма воды и ставят на огонь доводя смесь до кипения. После закипания варево выдерживают пять минут на огне с постоянным размешиванием состава. Далее отвар остужают, получив вязкий ароматный и сладкий продукт.

Сахарная патока

В отсутствии мёда можно обойтись приготовлением сиропа из воды и сахара. В этом случае на одну долю воды потребуется две доли сахара. Чтобы сахар быстро растворился, воду подогревают и интенсивно мешают раствор, получая желтоватый сироп. После смешивания и полного растворения ёмкость ставят на огонь и после закипания выдерживают на газу ещё две минуты. Сироп загустеет и приобретает коричневый цвет. Приобретённый тёмный цвет говорит об окончании готовки продукта. Остаётся разлить патоку в заранее заготовленную мерную посуду и определить на хранение в холодильник. Такой состав отлично подходит для рыбалок, целью которой являются лещ и сазан.

Патока из фруктов

Рыболовы пристрастились варить патоку из избытка фруктов, содержащих высокий процент сахара. К таким видам продукции относится виноград, груша, сладкие сорта яблок, абрикосы, шелковица или инжир. Чтобы сделать патоку нужно с фруктов предварительно выдавить сок. Именно эта сладкая жидкость и станет производной необходимого для рыбалки продукта. Набрав определённый объём сока остаётся его сварить на газовой плите, по итогу варки получая густую и сладкую натуральную массу с запахом исходного фрукта с качествами и характеристиками мелассы. Как правило, независимо от вида сока он начинает густеть в течение десяти минут после закипания жидкости, после чего огонь отключают и дают стыть и густеть сиропу при комнатной температуре.

Меласса для карпа

Меласса для карпа стала важным ингредиентом эффективного прикорма. Для крупной рыбы применяют натуральною свекольную патоку добавляя в покупные или самодельные прикормочные составы в концентрированном виде или предварительно растворённой с водой.

Важно! Корм с добавкой сиропа не киснет и хорошо подходит для многодневных карповых рыбалок сохраняясь не только в свежем виде, но и в одинаковых вкусовых параметрах и консистенциях, не требуя постоянных добавок свежих ингредиентов.

В последнее время появились действенные методики и технологии подготовки из мелассы карповых растворимых бойлов. Пластичные и ароматные бойлы внедряют в монтажи с волосяными оснастками при ловле донными снастями и поплавочными удочками.

Цены на мелассу для рыбалки

Если процесс приготовления патоки покажется рыболову сложным и суматошным, то, конечно же, приобрести продукт станет идеальным вариантом. Хотелось бы в продолжении статьи сориентировать по ценовому параметру нашего читателя, дав определённо ценный совет по планированию покупки. Как правило, в рыболовных магазинах на полках в отделе аттрактантов можно заметить мелассу в небольших, до одного литра, ёмкостях по ценам от 200 до 600 рублей за одну штуку.

Конечно, такого объёма вполне достаточно для однодневной рыбалки с интенсивной технологией прикорма. Но в целях экономии денежных средств советуем отыскать специализированные магазины при сахарорафинадных заводах или точки продажи добавок для сельскохозяйственных животных, где нередко можно встретить патоку в качестве предлагаемого для покупки товара. Здесь уже ёмкость будет порядка 10 литров, а её цена не превысит 800 рублей. Одного мерного ведра патоки теперь хватит на несколько многодневных рыбалок, а избыток сиропа можно сохранить впрок, и о том, как это сделать, мы поведём разговор в завершающей главе нашей статьи.

Хранение мелассы

К сведению рыболова, меласса в домашних условиях может храниться по двум методикам. Наиболее известен способ сохранения распечатанной ёмкости с продуктом на нижних полках холодильника, где сироп, не теряя своих качеств может содержаться неопределённый по времени срок без всякого рода порчи. Для некоторых рыбаков может стать удивлением и тот факт, что меласса может храниться при комнатной температуре абсолютно оставаясь пригодной к применению на протяжении пары лет.

Но отметим такую особенность, что разведённый с водой сироп не портится в течение 3-4 суток, после чего начнёт бродить, а сами прикормки с добавками мелассы консервируются, оставаясь пригодными для приваживания и закорма рыбы в течение 2-3 суток.

Оцените статью
Добавить комментарий