Трехцилиндровый Вихрь: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Трехцилиндровый Вихрь-45 на базе “тридцатки”

Ростислав Владимирович Страшкевич много лет занимается моторами “Вихрь” — от разработки и изготовления его самого первого образца (это было 15.12.64 г.) до настоящего времени, когда счет выпущенным ПМ с этой маркой перевалил за миллион. Он провел через серийное и опытное производство более восьми моделей, в том числе и уникальную “всеклиматическую” модель для спасательных судов с обеспечением ее работоспособности при температуре воздуха от +30° до -30°.

В своем недавнем письме в Р. Страшкевич обращает внимание на то, что стоило в два-три прошедших года резко сократить производство “Вихря-30”, как мгновенно его место в нашем мощностном ряду стали замещать импортные двигатели с близкими характеристиками. Например тот же мотор “Сельва ” из Италии с такой же паспортной мощностью, одинаковым рабочим объемом (489 см3 против 499 см3), одинаковым диаметром цилиндров (72.0 мм) и ходом поршня. Правда, с большим на 5-7 кг общим весом, что не смутило изготовителей.

“Это явно говорит, — считает Р. Страшкевич, — об использовании корпусных деталей от другой, более мощной модели: фирме явно помогла унификация, действительно необходимая и для производства (уменьшение номенклатуры оснастки), и для владельцев (упрощение обеспечения запчастями). Такой подход позволяет и нам поднять очень интересный и важный вопрос о привлечении предприятий малого и среднего бизнеса к производству лодочных моторов. Те же “Ветерок” и “Вихрь” изготовляются десятки лет. Теперь, конечно, прежние количества в 50-60 тысяч моторов ежегодно не нужны, но меньшие серии можно было бы делать на местах даже без дорогостоящей оснастки – универсальным способом, загрузив квалифицированных станочников, используя унифицированные узлы и детали. Взяв за основу хорошо доведенную модель, можно было бы расширить мощностной ряд отечественных моторов, который остановился на “Вихре- 30” ±2.0 л.с.” В качестве примера автор рассматривает возможность изготовления испытанного разработчиками мотора “Вихрь-45” па базе “Вихря-30” или переделке “Вихря-30” с установкой на него двигателя в 45 л.с.

Основные технические данные
Тип двигателядвухтактный, карбюраторный с возвратно-петлевой продувкой, водяным охлаждением
Число цилиндров3
Диаметр цилиндра, мм72
Ход поршня, мм60
Рабочий объём, см3733
Степень сжатия (геометрическая)8.5
Максимальная мощность:
кВт
л.с.
33.1±1.5
45±2
Частота вращения коленвала при макс. мощн., об/мин5000±200
Расход топлива при макс. мощн., кг/ч13
Масса сухая, кг62+3
Винт гребной:
диаметр, мм
шаг, мм
число лопастей
235
282
3
Емкость топливного бака, л22+2
Реверс-редуктор
Передаточное отношение
Модуль
одноступенчатый конический, зубчатые колеса с круговым зубом
14:20
3.5
Зажиганиеэлектронное бесконтактное маховичное магнето с высоковольтными трансформаторами
Свечи зажиганияСИ-12РТ (резьба СПМ14Х1.25)
Система охлажденияпринудительная, насосом, незамкнутая, забортной водой
Применяемое топливобензины А-72, А-76 ГОСТ 2084-77
Применяемые масла:
двигателя
реверс-редуктора
АС3п-10 ТУ 38101267-72 или АС-10 ГОСТ 2084-63
трансмиссмоннок масло ТУ 38101529-75, масло ТСп-14 МРТУ 38-1Г-3-68

В самом конце 70-х годов существовавшим тогда Куйбышевским СКВ были разработаны, изготовлены на заводе н испытаны образцы новых, более мощных, чем “Вихрь-30”, поступающий в продажу с 1977 г., моторов мощностью 40 и 60 л.с. Эти моторы должны были начать новый класс ПМ и разрабатывались без расчета на взаимозаменяемость деталей с изготавливающимися моторами “Вихрь”. А вот разработанная в 1981-82 гг. модель “Вихрь-45” была создана с учетом возможно большей унификации деталей и узлов с серийным “Вихрем-30”.

Образцы первой опытной партии “Вихря-45” после некоторых доводочных работ в 1983 г. успешно прошли все необходи­мые стендовые и ходовые натурные испыта­ния. Именно высокая степень унификации деталей с “Вихрем-30” позволяла в короткие сроки освоит ь серийное производство ново­го мотора, однако, к сожалению, излишняя осторожность торгующих организаций, яв­лявшихся главным заказчиком моторов, так и не позволила приступить к его серийному выпуску. Несмотря на это за период 1983-86 г. были изготовлены и отправлены и опытную эксплуатацию в бассейны с раз­личными климатическими условиями две партии “Вихрей-45”. По имеющимся сведе­ниям, они успешно эксплуатируются и по настоящее время в Тюменской, Херсонской, Самарской областях, на Куйбышевском водохранилище и в других регионах. Этой осенью мы получали вопросы типа: “Нужно ли что-то делать с этими моторами, если они работают до сих пор без ремонта?”

Пользуясь возможностью, сообщаю всем интересующимся (и потерявшим, в связи с перестройками, контакты с заводом), что, если мотор успешно работает, не нужно производить никаких переборок всего мотора или его узлов просто из любопытства — “что там внутри?” Конечно, регламентные работы и проверку затяжки крепежа (особенно, латунных винтов на маховике и гайки крепления его к коленвалу) выполнять следует обязательно. Попутно хочу ответить на некоторые полученные вопросы.

Группа любителей из Днепропетровска спрашивает: “Можно ли эксплуатировать самостоятельно переделанный в трех- цилиндровый двигатель “Вихря-30″ на серийной подводной части “В-30”?
Можно, запас прочности редуктора, его шестерен и подшипников “В-30″ допускает такую эксплуатацию, но с сокращением ресурса (уменьшением долговечности) до 100-150 часов. При этом подшипник редуктора 8106 должен быть изготовлен 1ГПЗ (г. Москва). Запуск двигателя нужно сохранить от штатного электростартера или от аварийного шнура. Ручной стартер окажется ненадежным. Один образец такого мотора до 2000 г. эксплуатировался в Самаре.

Вопрос кооператора С.А. Королева из г. Перми: “Имея необходимое механическое производство, можно ли осуществить переделку двигателя “В-30″ в “В-45”?”
Конечно, трудно дать такую рекомендацию, не зная даже типа имеющегося оборудования. Поэтому я лучше сообщу, какие конкретно нужны переделки деталей и узлов, а возможность выполнения этих работ у себя каждый может определить сам.

Несколько слов об изготовлении двигателя “В-45” универсальным способом и о “гибридном” (упрощенном) варианте этого мотора.
В трехцилиндровом “Вихре-45″ применен целиком (с добавлением одного цилиндра) двигатель “Вихря-30”, который прост в эксплуатации и ремонте, неприхотлив к топливу и смазке, хорошо доведен при массовом производстве в течение почти двадцати лет.
В повышении надежности мотора “Вихрь-45” большую роль сыграю и применение нового более мощного редуктора с усиленными коническими шестернями, торсионом с квадратами 12×12 (вместо 10×10) и новым коническим подшипником.
Гильзы цилиндров имеют повышенную твердость, что уменьшает износ зеркала. Летом 2000 г. при разборке одного мотора после восьми лет эксплуатации выработки гильз и колец практически обнаружено не было и замена их не потребовалась.
Установлены новая более мощная и производительная водопомпа и подвеска.
“Вихрь-45” работает на более дешевых и доступных в отдаленных регионах низкооктановых сортах бензина (и даже, при необходимости, на керосине марки ТС-1, а пополам с бензином — на обычном осветительном керосине) и на обычных автолах.
Такова, вкратце, эта модель. Очень жаль, что сейчас, в момент повышения интереса потребителей к моторам больших мощностей, таких ПМ наша промышленность не дает.
В связи с перебазированием в Самаре производства “В-30” на новую, удаленную от города производственную площадь, видимо, скоро осуществить параллельное изготовление “В-45” вряд ли удастся.
Широкого внедрения мощных импортных моторов в отдапенных от центра регионах ожидать не следует из-за их очень жестких требований к маркам бензина и масел и строгого обслуживания в рамках требований инструкции по эксплуатации. Удаленные акватории к этому пока не готовы.

Сообщения о попытках некоторых республиканских заводов очень быстро освоить выпуск мощного ПМ – вновь разработанной модели или на базе автомобильного двигателя, на мой взгляд, довольно проблематичны, и во всяком случае не так быстры в исполнении.
Да и стоит ли начинать с изобретения нового мотора, если есть практически готовая конструкция, тем более — разработанная в двух вариантах: путем изготовления всего ПМ или более простого (гибридного) варианта – путем переделки только двигателя.
Практически это – трехцилиндровый двигатель, изготовленный (при отсутствии специальной литейной оснастки) из деталей “Вихря-30”: двух серийных блоков цилиндров, двух блоков головок и глушителей (определенным образом разрезанных и затем вновь сваренных), четырех частей картеров и коленчатого вала, серийных поршней, колец и т.п.
Для наглядности представлены фото пяти основных деталей.


Блок цилиндров — изготавливается из двух блоков цилиндров “В-30”. После их нагрева (конечно, не открытым огнем) до 150-180°С из каждого блока выпрессовывается по одной гильзе: в одном — верхняя, в другом — нижняя. По оси образовавшихся отверстий блоки разрезаются поперек. Поверхности среза запиливаются с образованием фаски (по правилам сварки), затем производится аргоно-дуговая сварка (АрДЭС). Получается один блок с тремя цилиндрами (одним без гильзы). При сварке желательно половинки блоков обернуть влажным листовым асбестом для уменьшения нагрева и коробления стыковочных плоскостей. Перед сваркой половинки блоков устанавливаются между двумя мощными стальными пластинами толщиной 15-20 мм, которые стягиваются болтами, чтобы избежать коробления блока во время сварки (это стапель). Снимать пластины можно только после полного охлаждения блоков.
Полученное после сварки отверстие под гильзу нужно расточить до размера, обеспечивающего после запрессовки гильзы натяг 0.18-0.06 мм. Для получения этого натяга можно гильзу нахромировать но наружному диаметру. Перед запрессовкой гильзы блок нужно нагреть до 150-180°С и следить за совпадением каналов в гильзе с каналами в блоке.
При сборке блоков на стапеле для сварки следует иметь в виду, что межцентровое расстояние двух соседних гильз равно 105±0.1 мм (размер окончательный). Стыковочные плоскости блока цилиндров, а затем глушителя и головки нужно проверить но плите, если нужно, “притереть” по плите или “пропылить” на станке. В полученном таким образом блоке цилиндров будут сохранены главные факторы двухтактного двигателя: форма и размеры продувочных окон, каналов и газораспределения в целом.
Подобным путем (в стапеле) дорабатываются блок головок и глушитель. Следует иметь в виду, что эти детали в последние годы изготавливаются методом литья под давлением и свариваются плохо. Нужно брать любые старые детали первых лет изготовления (там литье было кокильное, оно хорошо поддается сварке).

Картер собирается из двух серийных средних частей (или, еще лучше, от первой модели мотора “Вихрь”), верхней и нижней крышек. Однако в средних частях картера необходимо доработать овальные перепускные каналы, уменьшив их до угла 60°, т.е. сделать такими, какими они были на первой модели “Вихря”.
Способ доработки зависит от производственных возможностей. Можно это сделать путем вставления и приварки секторов либо их механического крепления, путем заделки эпоксидной смолой с армированием ее стальными штифтами в тело картера и т.д. Других работ по картеру не требуется.

Доработка перепускных каналов в средней части картера.

Коленчатый вал собирается также с двумя средними частями.
Наибольшую трудность представляет выверка по биению коренных шеек: биение их не должно быть более 0.03 мм. Для обеспечения этого условия, возможно, даже потребуется нахромирование и последующая шлифовка шеек.
Нижнюю ось коленчатого вала (щека с квадратным хвостовиком), с целью усиления квадрата под торсион до сечения 12×12 мм, нужно изготовить заново из верхней щеки, где увеличенный квадрат получается из массы имеющегося конуса.
Опытные образцы “В-45” собирались с деталями подводной части, имеющими новую форму; для изготовления их нужна новая литейная оснастка. При необходимости — при упрощенном «Гибридном» варианте мотора, подводную часть с редуктором и подвеской можно оставить серийные от “В-30″.
Двигатель устанавливают на серийную подводную часть, начиная с поддона, по догнав в нем отверстия под крепежные болты блока цилиндров. В стыковочном фланце нижней крышки картера координаты всех отверстий сохранены.

Ось коленчатого вала 2.107-002. Материал – сталь 40Х. НВ=285-*-341.

Поскольку сам двигатель стал выше, для придания ему большей устойчивости его хвостовую часть неплохо закрепить с двух сторон за поддон при помощи угольников, соединенных со шпильками головки блока. В заводском исполнении это сделано путем разнесения двух крепежных отверстий на приливах блока цилиндров.

Подвеску двигателя можно оставить без изменения, но с обязательным раскреплением низа центрального кронштейна с двух сторон на упорной пластине (2.300.702). Эго крепление сохранит от поломки центральный кронштейн при крутых поворотах катера.

Раскрепление центрального кронштейна подвески при помощи угольников.
1 – угольник 30x30x3, материал – АМг; 2 – планка; 3 – гайка Мб с шайбой; 4 – винт М6х20.

Наружный обтекатель делается также путем неравной разрезки по горизонтали двух обтекателей и их последующей склейки или соединения жестяным поясом. При этом необходимая высота увеличится на 130-150 мм.

Система зажигания МБ-3 была изготовлена на специализированном заводе весьма надежной и удобной с выносными элементами. На плате под маховиком оставались только четыре катушки. Все остальное было выполнено в виде трех (по числу цилиндров) модулей, каждый из которых при необходимости мог быть просто заменен с сохранением всего остального. Изготовил магдино МБ-3 Самарский завод “ЗИМ” (изготовитель серийных магдино для “В-30”).

Возможно, для новых магдино изготовителю их потребуется соответствующее изменение в магнитном поле маховика.

Порядок зажигания в цилиндрах двигателя 1-3-2.

Запуск мотора осуществляется, как на серийном “В-30”, электростартером СТ-369 или с помощью аварийного шнура. наматываемого на маховик, с приложением обычного усиления, без дополнительного физического напряжения; запуск — простой, но стартер с самоубирающимся шнуром не подходит.

Работа трехцилиндрового двигателя менее шумная, чем двухцилиндрового, и, скорее, напоминает работу четырехтактного двигателя.

Топливная система состоит из двух карбюраторов от мотора “Вихрь-М(25)”. Поскольку всасывающие каналы уменьшены, чтобы не было переполнения, два топливных насоса работают в общую магистраль.

При запуске обязательным условием является прогрев двигателя в течение не менее двух-трех минут для ликвидации всех воздушных пробок и нагрева деталей.

Несколько слов об усилении отдельных деталей.

Мотор “Вихрь-45” создается на ресурс 700-800 часов с соответствующими прочностными расчетами всех деталей и узлов. Это и потребовало усиления квадрата хво-
стовика; соответственно, такое же сечение 12×12 имеют квадраты торсиона и хвостовик вала-шестерин. Диаметр вала винта увеличен до 20 _’0;^0 мм.

Упорный подшипник редуктора 8106 заменен на конический 7506.

Усилены шестерни редуктора; торцовый модуль зуба увеличен до 3.5.

Усилен центральный кронштейн подвески.

Однако, если использовать мотор с расчетом на уменьшение ресурса до 100-150 часов, можно всю подводную часть, квадрат хвостовика коленчатого вала и торсион использовать серийные; после выработки этого срока менять эти детали может оказаться экономически выгоднее, чем делать их заново.

Вихрь 45 Вихрь 45 Вихрь 45

Р. Страшкевич, г. Самара
Катера и Яхты , 2 (176) 2001

Лодочные моторы Вихрь

Конечно лодочные моторы “Вихнь” российского производства не сравнить с дорогими моделями, брендами. Для тех, кто любит сам разбираться в технике, самостоятельно ремонтировать моторы, для тех кто читает инструкции и умеет в них ориентироваться – этот мотор идеально подойдет. Как показывает практика, моторы “Вихрь” вполне надежны, при условии соблюдения всех правил эксплуатации.

“Вихрь”

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» имеют как модификацию, оснащенную ручным запуском и управлением с помощью румпеля («Вихрь-30Р»), так и модификацию оснащенную электростартером («Вихрь-30Э»), позволяющим использовать их на лодках, оборудованных рулевым управлением. Неприхотливый к топливу, простой в эксплуатации и доступный по цене, «Вихрь» на сегодняшний день является самым мощным из отечественных подвесных лодочных моторов.

Читайте также:  Стукалка на налима: что это такое, как сделать своими руками, техника ловли

Конструкция лодочного мотора «Вихрь» классическая: узлы двигателя расположены в вертикальной плоскости. Двигатели «Вихрь» являются двухцилиндровыми двухтактными, имеющими дефлекторную или петлевую (двух и трехканальную) продувку. Топливная смесь поступает в картер через устройство, имеющее дисковые текстолитовые золотники. Рабочая смесь зажигается от магнето, двигатель охлаждается забортной водой с помощью водопомпы.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.

На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вхрь-30Р электрон» и «Вхрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30». Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30Э – это самый популярный среди любителей водного спорта и профессиональных рыболовов отечественный лодочный мотор. Данная модель оснащена электростартером, что позволяет использовать его на лодках, оборудованных рулевым управлением. Также устройство отличается неприхотливостью к топливу, надежностью, продвинутой системой зажигания. Мотор порадует своих владельцев мощностью двигателя в 30 лошадиных сил, объемом цилиндров в 488 куб.см и объемом топливного бака на 22 л. Вихрь 30Э весит 54 кг., имеет два цилиндра и выдает 5000 оборотов в минуту.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Э:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 54 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной и электростартер

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30

Этот удобный отечественный лодочный мотор отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р оснащен ручным запуском и управлением с помощью румпеля, он неприхотлив к топливу и прост в эксплуатации. Также разработчики снабдили мотор улучшенной системой зажигания, которая обеспечивает надежность питания устройства, улучшили расплыв топлива в карбюраторе и изменили газораспределительный процесс, благодаря чему удалось значительно снизить гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Также к достоинствам мотора Вихрь-30Р можно отнести применение вихревого эффекта.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Р:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 49 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной.

Лодочный мотор Вихрь 30

«Вихрь» – популярная марка лодочных моторов, выпускаемых Куйбышевским моторостроительным предприятием, расположенным в Самаре. Производство моделей данного бренда продолжается и сейчас. Серийно доступны три модификации лодочного двигателя мощностью 20, 25 и 30 л.с. В СССР данные моторы были самыми массовыми.

Описание

Вихрь 30 наиболее производительная версия марки. Сегодня данный агрегат особенно распространен среди отечественных любителей рыбной ловли. Модель представляет собой замечательное сочетание доступной стоимости и мощности.

Лодочный мотор сделан по стандартной схеме, предусматривающей вертикальное расположение узлов. Вихрь 30 комплектуется двухтактным карбюраторным агрегатом и имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Также модель отличается настроенным выхлопом. В картер свежая смесь попадает через золотниковое устройство, оснащенное текстолитовыми «шайбами».

Одним из главных достоинств агрегата является его неприхотливость. Он работает на топливной смеси масла с бензином А-76 или АИ-92.

Мотор Вихрь 30 имеет бесконтактное зажигание и принудительное охлаждение забортной водой, осуществляемое посредством помпы (насоса-дозатора).

Пуск силовой установки производится ручным стартером. Опционально Вихрь комплектуется электростартером. Также предусмотрена установка «аварийного» пуска посредством стартового шнура.

Редуктор и двигатель в модели Вихрь 30 связывает дейдвудная труба. На транце лодки устройство крепится благодаря струбцине и подвески с упругими элементами. В состав мотора входит трехлопастной гребной винт, передача вращения на который осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы являются одним из наиболее уязвимых мест в конструкции двигателя. При попадании в винт посторонних элементов или ударе о препятствие шпонка срезается и ее приходится заменять. Однако она защищает другие детали агрегата от поломки.

Управляется данный мотор дистанционно и через румпель. Двигатель комплектуется отдельным бензобаком, размещать который можно в различных частях лодки. От воздействия окружающей среды установка защищена специальным кожухом.

Двигатель имеет 12-вольтный генератор, питающий аккумулятор и ходовые огни лодки.

  • доступность запчастей;
  • высокая мощность;
  • хорошая ремонтопригодность;
  • небольшая стоимость.
  • высокая шумность;
  • отсутствие термостата, без которого поддерживать оптимальный тепловой режим невозможно;
  • небольшой КПД мотора;
  • быстрая изнашиваемость золотникового устройства;
  • затрудненная регулировка карбюратора;
  • большое гидродинамическое сопротивление части, находящейся под водой;
  • неудачное расположение патрубка выхлопа, из-за чего мотор постоянно разворачивает;
  • неоптимальные характеристики гребного винта;
  • неудобный механизм реверса.

Характеристики

Часовой расход топлива для мотора Вихрь 30 на максимальных оборотах составляет 20 л. Средний показатель – около 15 л/час. Двигатель имеет отдельный топливный бак емкостью 22 л, позволяющий работать без дозаправки до 1,5 часов.

Двигатель

Масса мотора Вихрь 30 составляет 50 кг.

  • рабочий объем – 0,488 л;
  • номинальная мощность – 30 л.с.;
  • частота вращения – 5000 об/мин;
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 72 мм;
  • рекомендуемая высота транца – 405 мм.

Обкатка мотора Вихрь 30 является стандартной. В процессе применяется топливная смесь бензина А-76 и масла в пропорции 1:50.

  • 10-15 минут на минимальных оборотах (1000-2000 об/мин);
  • 30 минут работы на 2000-3000 об/мин;
  • 2 часа работы на 3000-4500 об/мин;
  • 3-4 часа работы на 5000 об/мин с перерывами каждые 15 минут.

Отзывы

Отзывы о лодочном моторе Вихрь 30 не слишком лестные. Некоторые пользователи прямо называют его одним из наиболее неудачных творений отечественного производства.

Своим опытом эксплуатации данного агрегата поделился Виталий из Астрахани . В моторе собраны довольно хорошие технологии, но присутствует и ряд откровенных недоработок. Двигатель удивляет своим необычайным «прожорством». На «сотню» он может израсходовать до 25 л горючего. Хорошо работает данная модель только в бочке. Моторесурс у агрегата составляет не более 700 км.

Стоимость аппарата Вихрь 30 радует, но вот недостатков у модели действительно много. Система зажигания мотора выполнена очень неудачно. Крепление катушек зажигания сделано абсолютно неверно, из-за чего провода тянутся по поддону двигателя и постоянно контактируют с маслом. Это разъедает изоляцию, как следствие, мотор регулярно выходит из строя.

Карбюратор у мотора Вихрь 30 вырабатывается очень быстро. После непродолжительной работы язычок начинает изгибаться. В итоге происходит постоянное подкапывание горючего, топливная смесь становится излишне обогащенной. Это грозит воспламенением и поломками.

Кнопка «Стоп» не является герметичной и регулярно выходит из строя. Редуктор почти сразу начинает пропускать воду. Постоянные нагрузки сказываются на работе мотора крайне негативно. В итоге вода в него поступает все сильнее. Система охлаждения также не является эталонной. Во время работы мотор фактически кипит.
Владимир из Перми пишет, что о модели Вихрь сложилось двоякое впечатление. Мотор прост в эксплуатации и ремонте и имеет сравнительно неплохие ходовые качества. Однако при использовании его с лодкой «Казанка» с двумя пассажирами расход превышал 15 л/час, что очень много. Причем 10-12% топлива просто утекало за борт. Двигатель подойдет для тех, кто нечасто выходит на воду.

Видео

Цена нового и б/у

Мотор Вихрь 30 отличается доступной стоимостью. Купить новый экземпляр можно за 45-50 тысяч рублей.

Рынок б/у двигателей данной марки в нашей стране очень объемен. Здесь ценники варьируются от 15 до 35 тысяч рублей.

Аналоги

К аналогам мотора Вихрь 30 можно отнести модели Parsun T 30, Selva Antibes 30, МОСКВА-30 и HDX T 30.

Кандидаты в “проходные” моторы: трехцилиндровый downsizing под капотом!

Если не это, то следующее десятилетие можно будет назвать декадой малолитражных двигателей – производительные турбомоторчики всего о трех цилиндрах и скромных размеров медленно, но верно начинают вытеснять привычные “шестерки” и “четверки” под капотом! Предлагаем вашему вниманию обзор новых трехцилиндровых “малышей” объемом до 1,5 л, которые рано или поздно “пропишутся” под капотами многих “проходных” автомобилей.

Экономическая ситуация и постоянно ужесточающиеся экологические нормативы по токсичности выхлопа вынуждают разработчиков двигателей ломать голову над тем, как сделать силовые агрегаты максимально экономичными, но без потерь в “лошадином поголовье” и крутящем моменте, “снятых” с литра рабочего объема. Мотористы уменьшают число цилиндров, снабжая двигатель производительными турбинами (в некоторых случаях их число может доходить до трех!), – такова вкратце суть даунсайзинга.

Этот самый даунсайзинг, прогрессирующий с каждым годом, привел к тому, что теперь трехцилиндровые моторчики оказываются не такими уж и скромными и могут похвастать сопоставимыми с “четверками” большего объема характеристиками, обладая при этом лучшей паспортной топливной экономичностью и экологичностью.

Об эффективности новых “троек” свидетельствует тот факт, что инженеры Nissan, например, новой бензиновой “тройкой” оборудовали лемановский прототип ZEOD RC: 1,5-литровый моторчик дополняет электродвигатель болида, отличается предельно компактными габаритами, весит всего 40 кг, но развивает при этом. 400 л.с. и 380 Нм крутящего момента.

Читайте также:  Ловля окуня на малька осенью

То есть по показателю удельной мощности (10 л.с./кг) “тройка” Nissan даже превосходит новые турбированные V6, которые используются в нынешнем сезоне Формулы-1. Правда, “в 24 часах Ле-Мана” этого года ZEOD RC сошел уже на 23-й минуте гонки – подвела коробка передач.

Что касается серийных Nissan, то еще в 2011 году японцы начали устанавливать на хэтчбек Micra трехцилиндровый турбодвигатель объемом 1,2 л, работающий по термодинамическому циклу Миллера. В свое время с такими моторами экспериментировала Mazda, но на Nissan схему дополнили непосредственным впрыском. Цикл Миллера позволяет поднять КПД двигателя и снизить насосные потери при впуске, более эффективно используя энергию сгорания топлива. А еще моторчик оборудован механическим нагнетателем с многодисковой муфтой, отключающей его на малых нагрузках при движении в город, – заявленный средний расход топлива равен 3,8 л/100 км.

Самый успешный трехцилиндровый агрегат, по крайней мере так считают журналисты ведущих автомобильных изданий со всего мира, создали конструкторы Ford. Это компактный агрегат семейства EcoBoost с чугунным блоком, способным уместиться на листе бумаги формата A4, непосредственным впрыском и малоинерционным турбокомпрессором, способным раскручиваться до 250.000 об/мин, разработанный в технических центрах Ford в Дантоне (Великобритания) и Меркенихе (Германия) и выпускаемый на заводах в Кельне и Румынии.

При литре объема моторчик, устанавливаемый на Focus, Fiesta, B-MAX, C-MAX и Grand C-MAX, способен развивать от 100 до 140 л.с. на “трехдверках” Fiesta Red и Black Edition. Для сравнения: двухлитровая турбо-“четверка” на “пятидверке” Mercedes A 45 AMG и седане CLA 45 AMG выдает 360 л.с., так что по литровой мощности фордовский агрегат уступает детищу мотористов из Аффальтербаха не так уж и много.

“Свежий” ответ фордовскому EcoBoost соперников из Opel – разработанный совместно с китайским концерном SAIC, партнером General Motors, однолитровый трехцилиндровый турбированный агрегат семейства EcoTec с алюминиевым блоком, непосредственным впрыском и двумя вариантами мощности (90 и 115 л.с. при равном в обоих случаях показателе крутящего момента 170 Нм). Дебютирует китайско-немецкая “тройка” на городской “малютке” Adam и его псевдовнедорожном варианте Rocks – продажи хэтчбека с мотором 1.0 Ecotec начнутся в следующем году. Также новый моторчик получит и новая Corsa.

Этой весной на автосалоне в Женеве характеристики своих новых трехцилиндровых бензиновых моторчиков озвучила Renault – это однолитровый “атмосферник”, развивающий 70 л.с. и 91 Нм крутящего момента, и турбомотор объемом 900 “кубиков” (90 л.с. и 135 Нм). Новые двигатели первым получил хэтчбек Twingo нового поколения – они устанавливаются в задней части автомобильчика, под полом багажника, прямо над задней осью.

Компания Toyota в июне этого года на своем моторном заводе в Польше начала выпуск модернизированного трехцилиндрового двигателя, предназначенного для установки под капот нового Aygo и рестайлингового Yaris.

Бензиновый агрегат подвергся доработкам, призванным сделать его еще более экономичным: 69-сильный моторчик стал легче, получил увеличенную степень сжатия (11,5:1) и интегрированный в головку блока цилиндров выпускной коллектор.

К расширению линейки “трехцилиндровых” моделей приступили и в Volkswagen. Так, для обновленного хэтчбека Polo, европейские продажи которого начались весной, базовым является трехцилиндровый алюминиевый агрегат объемом 1 л и мощностью 60 л.с., доставшийся ему от сити-кара Up! и доступный также в 75- и 90-сильном вариантах. Версии Polo на тяжелом топливе обзавелись трехцилиндровыми дизелями 1.4 TDI мощностью 75, 90 и 105 л.с. В скором времени “тройки” пропишутся под капотами супермини Audi A1, а также старшей по рангу A3.

Итак, турбомоторы всего с тремя “котлами” и объемом около литра? Пока они являются уделом главным образом милых городских “букашек”, но пройдет всего несколько лет – и “облепленная” несколькими турбинами “тройка” со скромным “аппетитом” станет нормой на полноразмерном седане или кроссовере.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор “Вихрь-30”

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Лодочный мотор «Вихрь»: предназначение, конструкционные особенности и стоимость

Моторы для лодок линейки Вихрь являются по-настоящему парадоксальным случаем для малого флота России. Прежде всего, данные изделия в больших количествах производились на территории государства (около 150 тыс.).

Однако в плане конструкции, Вихри представляли собой довольно устаревшие аппараты с несовершенной технологией. Как раз из-за низких свойств потребительского характера, присущих моторам данного образца, у водомоторников сейчас сформировалось негативное отношение к моторам (подвесной тип) отечественного производства. Но обо всём поподробнее.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.

Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.

Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.

Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Характеристики потребительского образца

Подвесные моторные системы для лодок Вихрь массово производились на территории СССР. Ими оснащался морской транспорт для перевозки туристов, для морских прогулок, для патрулирования водного пространства. Ещё Вихри использовали на хозяйственных лодках и спасательных шлюпках, то есть практически везде, где необходимо достижение большой скорости перемещения.

Положительными чертами моторной конструкции являются следующие показатели:

  1. Устройство благодаря различным элементам конструкции позволяет развивать очень высокий уровень мощности;
  2. Стоимость мотора Вихрь сравнительно небольшая (в два раза меньше, чем у моторных систем, производимых за рубежом, которые имеют схожую мощность);
  3. Доступность деталей запасного типа;
  4. Положительная ремонтопригодность — любой дефект конструкции внешней или внутренней может быть устранён (если имеется хотя бы минимальное количество запчастей, а также инструментов).

Несмотря на заметные плюсы аппарата, у него имеется очень много недостатков. К таковым относятся:

  1. Очень большое сопротивление гидродинамического вида, создаваемое под водой;
  2. Чересчур повышенный уровень издаваемого устройством шума (владельцы данных лодочных аппаратов понижали этот показатель, используя кожух);
  3. Не очень удачное месторасположение патрубка выхлопного вида, из-за чего образуется момент гидродинамического типа, который стремится осуществить разворот мотора, и создать румпельное усилие (около шести килограмм).
  4. Не имеется термостата в охладительной системе на моторах Вихрь, из-за чего исчезает возможность образовывать поддержку нормального режима тепла двигателя;
  5. Нетипичное крепление винта гребного. Это означает, что отсутствует возможность пользоваться винтами, которые выпускаются иностранными изготовителями;
  6. Небольшой КПД винта гребного, а также редукторной структуры (владельцы аппаратов полировали винт, а также редукторный корпус, благодаря чему увеличивалось КПД);
  7. Не совсем оптимальные для многих лодок характеристики винтовой системы гребного вида;
  8. Редукторная конструкция подразумевает наличие скользящих подшипников, период службы которых очень сильно ограничен, и манжетов уплотнения низкого качества;
  9. Ненадёжное устройство золотникового вида;
  10. Малонадёжное магнето;
  11. Моторные модели отличаются тяжёлым режимом тепла в области верхней цилиндрической структуры конструкции;
  12. Очень сложная корректировка карбюраторной части.
Читайте также:  Поверхностные воблеры – обзор, виды и модели воблеров

Дополнительные характеристики

Если изучать базовые характеристики аппарата с тридцатью лошадиными силами, то можно сказать, что в нём присутствуют не совсем крупные охладительные каналы. Из-за этого может происходить частый перегрев мотора, а это нередко становится причиной сокращения двигательного ресурса.

Во время форсировки устройства можно добиться вращения, частота которого составляет от 8500 до 9000 оборотов в минуту в случае применения высокоскоростного винта, шаг которого составляет 282 миллиметра, а это может привести в результате к ремонту, который выльется в весьма крупную сумму.

Для обеспечения удачного форсирования необходимо убрать окна выхлопные, и в неизменном виде оставить окна впускные, доведя до финального результата их помощи напильника и «наждачки» каналы продувного образца, добавив в основную конструкцию ГРМ и ГБЦ. Ещё можно добавить пару клапанов выпускного вида для каждого цилиндрического объекта, что позволить значительно понизить уровень шума и усилить мощность.

Где приобрести устройство?

Купить мотор любой модели можно в интернет-магазинах по следующим ссылкам:

  • https://water.drom.ru/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/;
  • https://www.farpost.ru/water/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/?boatEngineCycleType%5B%5D=2;
  • https://www.olx.ua/transport/prochie-zapchasti/q-%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C/.

Цены на разные модели можно узнать, ознакомившись с таблицей:

МодельЦена
«Вихрь-30»7000-18000 рублей
«Вихрь-М», или «Вихрь-25»6000-18000 рублей
«Вихрь-20»8000-15000 рублей

Развитие производства

Из-за сравнительно небольшой конструкционной надёжности, ПЛМ данного образца перестали выпускать. Это произошло, когда производство заметно ухудшилось: моторы могли просуществовать не пятьсот моточасов, но уже сто шестьдесят, до полного ремонта, потому что поршни изготавливались на основе алюминия без внесения таких материалов, как кремний, вольфрам, магний и т.д.

Коленвал же и прочие важные вращающиеся элементы не подвергались закалке, и в неготовом виде выставлялись на продажу. Когда изготовление лодочных изделий подошло к концу, китайский рынок начал заниматься производством комплектующих и различных деталей для изделий марки Вихрь. Но это была в основном кустарная продукция, создававшаяся без соблюдения каких-либо правил в отношении деталей особой важности.

Заключение

В идеале было бы неплохо возобновить изготовление подобных товаров, однако при условии, что в производственном процессе будут задействоваться современные технологические решения. Допустим, можно было бы оставить конструкцию поршня в неизменном виде (диаметр — 72 миллиметра, юбка высотой в 60 миллиметров), однако отверстие для пальца поршня следовало бы сделать больше по основному диаметру (до двадцати).

Поршневое днище следовало бы оснастить охладительной решёткой с потоками продувочного образца. Также следовало бы использовать кольца поршней, которые сейчас применяются у изделий, то есть моторов от фирм Ямаха и Сузуки. Поршневой ход мотора можно было бы увеличить с шестидесяти миллиметров до восьмидесяти шести. Благодаря такому подходу можно было бы получить значительное повышение уровня мощности при увеличении момента вращения на режиме крейсера (4300 оборотов в минуту).

Дейдвуд следует осовременить (оснастить тринадцатишлицевым соединением), чтобы была возможность инсталлировать винты гребного образца, выпускаемые иностранными производителями.

Как сделать блесну на щуку своими руками?

  1. Инструменты и материалы
  2. Способы изготовления
    • Колебалка
    • Вертушка
    • Балансир
  3. Украшение
  4. Полезные советы и рекомендации

Щука – желанный для многих рыбаков трофей. Хищницу можно ловить разными способами, используя различные приспособления. Многие приманки можно не только купить в специализированном магазине, но и сделать своими руками. В этой статье мы узнаем, как надо правильно изготавливать самодельную блесну для ловли щуки.

Инструменты и материалы

Многие разновидности блесен, привлекающих щуку, возможно соорудить самостоятельно. Это радует рыболовов, которые не желают тратиться на фирменные и часто довольно дорогие приманки. Большинство видов блесен можно сделать из дешевых материалов, которые имеются во многих жилищах. Необходимость в дорогом и профессиональном инструментарии так же отсутствует. Это говорит о том, что сделать эффективную и качественную блесну может каждый пользователь.

Разберем примерный список инструментов и материалов, которые пригодятся для создания надежной приманки, которая будет привлекать внимание зубастой хищницы:

  • круглогубцы;
  • болгарка (шлифовальная машина);
  • плоскогубцы;
  • специальные ножницы для резки металла;
  • дрель (вместо нее можно использовать шуруповерт достаточной мощности);
  • напильник;
  • паяльник;
  • тиски;
  • молоток;
  • заводные колечки для крючков;
  • тройники.

Блесну для щуки можно делать из разных материалов. Не только из железных листов или столовых приборов, но и монет, разноразмерной трубки и даже поролоновых кусочков – вариантов достаточно много. Рекомендуется заранее продумать, что именно вы хотите получить в итоге.

Лучше пользоваться исключительно качественными и надежными инструментами, функционирующими исправно. Мастеру придется работать с мелкими деталями, поэтому состояние инструментария играет важную роль.

Если приспособления будут низкокачественными, сломанными и неисправными, соорудить хорошую блесну на щуку удастся вряд ли.

Все подготовленные для создания блесны позиции рекомендуется сложить в одном месте, поближе к мастеру. Так приспособления и материалы будут под рукой, и не придется тратить время на поиски нужного компонента.

Способы изготовления

Как упоминалось выше, соорудить очень хорошую и эффективную блесну на щуку можно легко своими руками из подручных материалов. Если все делать правильно, внимательно и не торопиться, можно получить в итоге прекрасную уловистую приманку, которая обязательно заинтересует зубастую хищницу и принесет добротный улов. Рассмотрим, как изготовить своими руками несколько разных видов блесен.

Колебалка

Отличную эффективность демонстрирует специальная приманка-колебалка. Такая блесна является одной из самых действенных и продуктивных в применении. Чаще всего ее изготавливают из черпала простой столовой ложки. Данная составляющая прибора прекрасно подходит для этих целей. Сделать блесну-колебалку из черпала довольно легко. Мастеру понадобится лишь подготовить несколько нужных отверстий для дальнейшего снабжения заготовки тройником и заводным кольцом для крепежной детали.

Первым делом от столового прибора срезают рукоятку, пользуясь отрезной машинкой или ножовкой по металлу. Участок, где находится непосредственно срез, обязательно тщательно зачищается, чтобы получились плавные линии будущей колеблющейся приманки.

Отверстия следует высверливать в верхних участках отвала так, чтоб заводные колечки с продетым в них тройником и вертлюгом могли вращаться без защемлений.

В более широкую зону заготовки надо аккуратно поставить вертлюг. В зауженный кончик устанавливают тройник. Уже в таком виде блесна способна демонстрировать привлекательную для щуки игру. При этом можно обойтись и без дополнительных обработок. Однако чтобы приманка-колебалка привлекала еще больше внимания хищницы, ее тело целесообразно выкрасить в подходящие цвета, которые не ускользнут от взора щуки. Часть ложки, которая осталась в виде рукоятки, возможно дополнительно обработать, чтобы она походила на отвесную блесну, вроде девон.

Вместо ложки мастер может воспользоваться куском плоского металла, стальной жестью. Подойдет лист меди или алюминия. Для огрузки подобных приманок способом напайки или наклева делается характерная вогнутость. Именно ее и наполняют необходимыми весами – свинцовым или оловянным сплавом. Ширину хода изготовленной блесны можно настроить посредством подгиба кромковых участков.

Чем более глубокой будет кромка, тем более размашистым и широким окажется ход колеблющейся блесны.

Вертушка

В домашних условиях можно соорудить не только колебалку, но и вращающуюся блесну – вертушку. Она так же хорошо привлекает внимание щуки. Прежде чем приступать к созданию подобного приспособления, рыбаку следует разобраться в принципе ее действия. Основу работы такой приманки составляет движение лепестковой детали вокруг статичной оси с помощью влияния водяного давления по ходу проводки. Основное рабочее тело здесь – это лепесток. Его вырезают из жести в форме овальной детали.

Овал для изготовления вертушки может иметь различные размерные параметры по длине и ширине. У одной из верхушек заготовки нужно высверлить отверстие, за счет которого лепесток можно будет беспрепятственно нанизать на металлический стержень. В роли последней детали может быть использована стальная проволока с диаметром от 1 до 3 мм. На кончиках проволоки делают маленькие петли для дальнейшей установки заводных колечек.

Петли следует соорудить одинарными, с помощью скручивания материала плоскогубцами. В одну из полученных петелек устанавливают вертлюг с карабином либо застежкой, а во второй фиксируют тройник.

Чтобы огрузить вертушку, стержень обматывается медной проволокой, формируя плотное кольцо. Так будет набираться нужная масса для сердечника блесны. Лепестковую же деталь вращающейся приманки нужно выкрасить в привлекательные для щуки оттенки. Некоторые рыбаки предпочитают наклеивать на самодельную блесну подходящую типографию.

Среди рыболовов находятся и такие умельцы, которые вместо лепестка дополняют вертушку своеобразной турбиной, имеющей несколько маленьких лопастей (2 или 4). Мини-турбину вырезают из жестяного листа, сгибая лопасти под разными углами. Таким способом можно добиться индивидуальных рабочих качеств самодельной блесны-вращалки. Процесс сборки подобной приманки является таким же, как и в случае с лепестковой модификацией.

Балансир

Приманку-балансир можно изготовить двумя методами:

  • из цельного стального, медного или латунного прутка;
  • посредством отлива олова или свинца в форме из гипса.

Наименее трудным в исполнении считается первым метод, но в итоге получается блесна, которая демонстрирует менее привлекательную для зубастой хищницы игру. Модели, отлитые в гипсовых формах, играют гораздо интереснее, чем активно привлекают внимание рыбы.

Хорошую и эффективную блесну-балансир можно получить из медного прутка, диаметр которого составляет от 10 до 12 мм. Точно в середине подобной заготовки с длиной от 4 до 12 см нужно припаять мелкую петлю, к которой впоследствии будет крепиться леска. Края прутка следует хорошенько отшлифовать, чтобы в итоге вышла аккуратная поверхность сферического типа.

На нижнем участке торцов, на противоположном участке по отношению к крепежному ушку, проделывают горизонтальную прорезь. В нее потребуется впаять крючок с удлиненным цевьем. Жало крюков следует аккуратно направить вверх, выставляя загиб крюка за торцевые пределы на 3-5 мм.

Чтобы отлить приманку-балансир на щуку, понадобится изготовить подходящие формы из гипса. Эти формочки должны быть сделаны в соответствии с размером будущих блесен. Также при этом желательно предусмотреть возможность предварительной фиксации в теле приманки деталей крепежа. Как правило, изготавливают всего 2 ушка, находящиеся на противоположных сторонах заготовки в верхней половине для установки лески, а в нижней – для возможности крепления крючка.

Отлитую заготовку будущей блесны-балансира необходимо обработать посредством отшлифовки до придания ей готовой формы. Далее делают впаивание боковых одинарных крюков и прибегают к окраске изделия в подходящие расцветки.

Украшение

Любые виды самодельных блесен, будь то классические вертушки, незацепляйки или колебалки, целесообразно дополнительно украсить, чтобы они привлекали больше внимания хищной рыбы. Правильно украшенные приманки демонстрируют более высокую эффективность, позволяют получить хороший и богатый улов.

Для украшения самодельных приманок для спиннинга применяют различные элементы. К примеру, это могут быть:

  • оперение у самого отверстия для крепежа тройника;
  • присадки, установленные непосредственно на тройнике;
  • перспективные окрасы рабочих и ловчих тел приманок любых категорий.

Чтобы оснастить самоделку привлекательным оперением, можно задействовать жесткие синтетические нити, которые не будут намокать. Эти элементы могут быть представлены в алой и синей гаммах, которые обязательно привлекут внимание подводной хищницы.

Многие рыболовы, самостоятельно изготавливающие блесны на щуку, прикрепляют к крючку маленькие куски силикона в виде твистеров и разного рода слагов. Также можно пользоваться флуоресцентными бусинами, аккуратно нанизанными на изгибы и цевье крюка. Неплохую эффективность демонстрируют и привлекательные голографические наклейки на лепестковых элементах самодельных блесен. Эти составляющие заметно повышают количество поклевок.

Цветовое оформление блесен-самоделок на щуку можно сформировать, используя качественные маркеры для рисования по металлическим поверхностям. Подобный вариант покраски считается дешевым и доступным. Так самодельным блеснам получается придать привлекательный для щуки вид. Если будет необходимость, расцветку всегда можно поменять, стерев старое цветное покрытие простым растворителем. После этого рыбак сможет перекрасить приманку в другой перспективный цвет, интересный для зубастой хищницы.

Полезные советы и рекомендации

Если вы запланировали своими руками изготовить приманку для ловли щуки, стоит вооружиться некоторыми полезными советами и рекомендациями.

  • Каждому новичку стоит знать, что при самостоятельном изготовлении блесны вращающегося типа груз допустимо устанавливать как на передней, так и на задней части оси. Вертушка в любом случае получится уловистой.
  • Не стоит пренебрегать дополнительным украшением самодельной блесны. Это не только делает ее более привлекательной, но и улучшает ее игру в воде, что вызывает у щуки больший интерес.
  • Для разных сезонов подходят разные виды приманок. Если вы запланировали летнюю рыбалку, лучше сделать вертушку, если осеннюю – вертушку и колебалку, если зимнюю – вертикальную блесну, а если весеннюю – подойдет колебалка.
  • Перед началом самостоятельного изготовления приманки на щуку рекомендуется составить ее подробную схему. Так процесс создания блесны получится более простым и понятным.
  • Если раньше вы ни разу не делали блесны своими руками, начинать лучше с универсальных вариантов простого устройства. В дальнейшем можно пробовать создавать более усложненные конструкции.
  • Если вы запланировали соорудить блесну из мелкой трубки, стоит учитывать, что при большом угле среза у приманки ее игра будет более спокойной и размашистой. Чем более острыми получатся углы, тем более быстрыми будут движения самоделки даже в условиях коротких и плавных забросов.
  • С целью украшения самодельных блесен на их поверхности можно нарисовать чешуйки, стандартные рыбные полоски или даже глазки. Но слишком пестрые и кислотные детали пририсовывать не стоит – зачастую они не привлекают, а отпугивают хищников.
  • Некоторые рыболовы для украшения самодельных блесен используют косметический лак. Им они придают приманке более привлекательную раскраску, которая держится долго и прочно.

Делая своими руками блесну на щуку, рекомендуется действовать спокойно, поэтапно. Не стоит торопиться. Наберитесь терпения и действуйте внимательно. Если работать торопливо и нервно, можно получить не самые хорошие результаты.

Как сделать приманку на щуку своими руками, смотрите в видео.

Оцените статью
Добавить комментарий