Как выбрать спасательный жилет для рыбалки?

Как выбрать спасательный жилет для рыбалки?

Спасательный жилет для рыбалки – важная часть экипировки рыболова, который занимается ужением рыбы с лодки. От его выбора зависит безопасность нахождения на воде, потому этот вопрос нельзя игнорировать, нужно подходить к нему ответственно и основательно.

Рыболовный жилет

Многие новички ошибочно полагают, что рыбалка с лодки не несет никакой угрозы здоровью и жизни. Однако на водоеме нередко случаются непредвиденные ситуации. Лодка может перевернуться, налетев на торчащую из воды корягу либо от действия сильной волны. Рыбак может выпасть за борт, потеряв равновесие. Потому такая беспечность не оправдана и чревата плохими последствиями.

Рыболовный жилет наиболее актуален в следующих ситуациях:

  • троллинг;
  • спиннинговая ловля на больших водоемах;
  • рыбалка с лодки, при которой совершаются длительные переходы на высоких скоростях.

Рыбацкий жилет особо важен при ловле в холодной воде. Даже хорошо плавающий человек, оказавшись за бортом плавсредства, не сможет долго продержаться до прибытия подмоги. Рыболов может потерять сознание, тогда только защитная амуниция спасет ему жизнь.

Не допускается брать с собой в лодку детей, не обеспечив их безопасность. Детский спасжилет для лодки обязан использоваться в любую погоду в каждом плавающем средстве. Ведь даже обученный плавать ребенок, внезапно оказавшись в воде, просто-напросто растеряется и может утонуть без защитной экипировки.

В этом материале кратко рассмотрим, как выбрать спасательный жилет для рыбалки, на что конкретно обратить внимание? Представим небольшой обзор самых ходовых моделей, опишем их отличия от страховочных жилетов.

Отличие от страховочного

Существует два основных вида защитных жилетов – страховочный и спасательный. Оба предназначены для обеспечения безопасности рыболова, внезапно оказавшегося в воде. Основным их отличием является плавучесть:

  • Страховочный жилет состоит из тонких пенопластовых листов, толщиной около 3–4 мм. В такой экипировке долго находиться в воде не получится. Она годится для кратковременного пребывания в воде для людей, умеющих хорошо плавать;
  • Спасательный жилет сделан из более толстого пенопласта, от 8 мм. В нем рыболов точно не утонет. Он подходит необученным плаванию.

Страховочный жилет для рыбалки занимает мало места, он компактен, легок, не стесняет движения в лодке. Если рыболов отправляется на небольшие водоемы, не использует мощные плавсредства, то такой вариант максимально приемлем. Для водохранилищ, полноводных рек, бескрайних озер целесообразно брать с собой спасжилеты.

Как выбрать?

Все рыболовные жилеты отличаются конструктивными особенностями, материалами, размерами, прочими дополнительными мелочами. В основном они делаются на основе вспененного наполнителя, в роли которого выступает пенопласт. Он обладает хорошей плавучестью, недорог, неприхотлив в эксплуатации.

Некоторая экипировка, чаще детская, удерживает на плаву за счет воздуха. Надувной спасательный жилет для рыбалки имеет минимально возможные размеры в спущенном состоянии, мало весит в рабочем положении. Однако к нему надо аккуратно относиться – беречь от проколов, следить за работоспособностью клапанов. С точки зрения надежности он существенно уступает изделиям на основе пенопласта.

Размер

Этот параметр сильно влияет на плавучесть рыболова, на его подвижность в катере. Слишком большой жилет будет сковывать движения, не даст нормально забрасывать приманку, осуществлять ее проводку, вываживать рыбу, оказавшуюся на крючке.

Если выбран малый жилет, то существенно снижается его плавучесть. Следовательно, упав в воду, безопасность рыболова не будет достигнута в полной мере. Зато в лодке в подобной амуниции находится очень комфортно, легко поворачиваться, перемещаться, рыбачить спиннингом, нахлыстом, поплавочной удочкой, донкой.

Выбор спасательного жилета для рыбалки нужно осуществлять исходя из обхвата груди и веса человека. Как правило, размерная таблица представлена на спине каждого изделия либо имеется на сайте производителя. В любом случае, жилет перед приобретением следует примерить, оценить его комфорт.

Обзор популярных моделей

Современный рынок туристической экипировки предлагает массу разноплановых моделей, способных спасти жизнь рыболову. Ниже представим краткий рейтинг спасательных жилетов для рыбалки, который поможет рыбаку определиться с выбором.

Bright T4

Бюджетный жилет, ориентированный на рыбалку и активные водные увлечения. Способен спасти своего владельца в экстремальных и критических ситуациях. Обладает хорошей плавучестью, сшит из плотно материала, устойчивого к высоким нагрузкам.

Имеет яркую расцветку, заметную при любой освещенности и на сильной волне. В комплекте идет звонкий свисток, способный привлечь внимание спасателей или коллег, когда рыболов окажется в критической ситуации. Оборудован прочными затягивающимися лямками, крепкими надежными карабинами.

Blue Fish

Лучший спасательный жилет для рыбалки, который не только выполняет защитную функцию. Он имеет несколько функциональных карманов, позволяющий использовать его в качестве разгрузочного, где можно разместить немало снастей и рыбацкого инструмента.

Особенности спасжилета Blue Fish следующие:

  • Два внутренних кармана плюс один полностью герметичный для мобильного телефона или документов;
  • Регулируемые лямки для полной фиксации на теле;
  • Светоотражающие полоски;
  • Вставки съемные с возможностью замены;
  • Отстегивающийся воротник.

В комплекте с жилетом идет свисток, который пригодится в экстремальной ситуации.

Adventure

Недорогой спасательный жилет, который подойдет для рыбалки на средних реках в лодках с маломощными моторами. Удобно сидит на теле, не стесняет движения. Наполнитель сделан из невпитывающей влагу и не крошащейся пены, зашитой в плотную непромокаемую ткань.

Жилет мультиразмерный, фиксируется на теле с помощью плотных стяжек. Карабины сделаны из пластмассы, удобны в эксплуатации, исключают самопроизвольное расстегивание. Яркий цвет и наличие свистка позволит быстро обнаружить рыболова при падении его в воду.

Самодельный жилет

Не всегда есть возможность приобрести защитную экипировку. Кто-то не хочет тратить деньги на их покупку, кто-то считает его необязательным атрибутом рыболова. Им можно посоветовать сделать спасательный жилет для рыбалки своими руками.

Для простейшего спасжилета понадобятся следующие материалы:

  • непромокаемая ткань;
  • листы пенопласта (сойдут пустые пластиковые бутылки);
  • парашютные стропы;
  • карабины и пряжи.


Сначала раскраиваем материал по груди, делая два больших кармана под наполнитель. Сшиваем ткань, делаем лямки и строп. В подготовленные отсеки укладываем листы пенопласта подходящего размера либо пластиковые бутылки. Плотно зашиваем их, из строп и пряжек делаем застежки для уверенной фиксации экипировки. Все, самодельный спасательный жилет для рыбалки готов к эксплуатации.

В заключение

В этой статей мы кратко рассказали, какой спасательный жилет выбрать для рыбалки, на что обратить первоочередное внимание? Не стоит халатно относиться к своей безопасности, ведь на водоеме может случиться все что угодно. Хорошая экипировка способна сохранить жизнь и здоровье своему владельцу.

Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора

Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.

  • Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей ↓
  • Стартерные ↓
  • Тяговые аккумуляторы ↓
  • Универсальные ↓
  • Свинцовые, литиевые или гелевые ↓
  • Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора ↓
  • Выдаваемая мощностью ↓
  • Емкость аккумулятора ↓
  • Тип и массивность аккумулятора ↓
  • Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт ↓
  • Deka DP24 ↓
  • Minn Kota MK-31-GEL ↓
  • WBR MB 40-12 ↓
  • Советы по эксплуатации ↓

Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей

Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.

Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.

Стартерные

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Тяговые аккумуляторы

Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.

После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.

Универсальные

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Свинцовые, литиевые или гелевые

Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.

Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:

    Устройство AGM аккумулятора

AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.

  • GEL. Другой подтип аккумулятора для электрического мотора, построенный на свинцовой основе. Внутрь заливается специальная гелевая жидкость, предотвращающая риск протечки. Аналогично с AGM батареи считаются необслуживаемым – не предусматривают никакого ухода. Гелевые модели считаются дорогостоящими и рассчитаны на немного меньшее количество разрядных циклов, несмотря на что они все равно рекомендуются для лодочных моторов.
  • Литиевые (литий-ионные). Популярный вид лодочных моторов. Сепаратор, пропитанный электролитом разделяет электроды.
  • Плюсы:

    1. Большая энергетическая емкость.
    2. Не требовательны в обслуживании.
    3. Низкий уровень самозаряда.

    Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.

    Как выбрать тяговой аккумулятор для лодочных моторов?

    При использовании моторных плавающих средств любители рыбалки сталкиваются с проблемами недостаточного заряда и слабой мощности мотора. Для мощности и длительного периода работы применяются специальные тяговые аккумуляторы.

    Читайте также:  Рыба таранка: где водится, чем питается, ловля и вкусовые качества

    Тяговые аккумуляторы для лодочных моторов — описание

    Специальные устройства, которые являются накопителями большого количества энергии 12 Вольт, что позволяет длительное время использовать аппарат для подзарядки. Применяется такой вид АКБ для моторов и электрических двигателей.

    Чаще всего прибор для подзарядки имеет внешний вид небольшого квадратного изделия, где располагаются специальные клейма, через которые происходит заряд. Батареи могут перемещаться в любое место и использоваться по назначению.

    Тяговые АКБ необходимы для постоянного сохранения заряда, что позволяет моторной лодки перемещаться продолжительно время по воде. Специальные уплотнённые конструкции пластин предотвращают возникновение процесса окисления и позволяют эксплуатировать устройство необходимое время. Тяговые АКБ относятся к батареям глубокого заряда.

    Преимущества и недостатки

    Тяговые АКБ имеют большую популярность среди владельцев моторных плавающих устройств.

    Следует выделить некоторые преимущества:

    • АКБ имеют доступную стоимость и отличаются высоким качеством;
    • низкий саморазряд;
    • могут использоваться для больших мощностей;
    • относятся к наиболее экологичным АКБ;
    • такие виды батарей имеют гарантийный талон;
    • батареи подлежат ремонту;
    • устройство удобное в использовании.

    Недостатки таких зарядных устройств:

    • низкая плотность заряда в АКБ;
    • необходимо следить за количеством электролита в устройстве;
    • при полной разрядке происходит снижение функционала изделия.

    Основные виды

    Все виды тяговых батарей подразделяются на следующие виды:

    • гелиевый аккумулятор – содержит в своем составе густой электролит. Подходит для длительного эксплуатирования. Однако имеет некоторый недостаток — это необходимость осуществления зарядки в определённых условиях. Такие аккумуляторы не подлежат ремонту, однако правильное использование АКБ позволит длительное время пользоваться устройством;
    • абсорбированное стекловолокно – в качестве электролита используется спрессованное стекловолокно. Такие АКБ не подвергаются коррозии, однако в случае повреждения не подлежат ремонту;
    • наличие жидкого электролита. Может эксплуатироваться абсолютно в любых условиях.

    При незначительных поломках может быть осуществлен ремонт изделия, может служить длительное время и является более доступным по цене.

    Правила эксплуатации

    Для того чтобы увеличить службу аккумуляторов, необходимо соблюдать следующие виды правил:

    • соблюдать правильную зарядку изделия соответственно инструкции по эксплуатированию;
    • не допускать чрезмерного перезаряда и частичного заряда, это может привести к снижению мощности;
    • своевременно чистить устройство от загрязнений;
    • хранить устройство в сухом помещении;
    • в случае если аккумулятор длительное время не используется, его необходимо периодически цикловать;
    • запрещено вскрывать батареи;
    • избегать появления коррозии на клеммах.

    При перевозке аккумуляторов избегать ударов и других видов механических повреждений.

    Зарядка аккумулятора

    Аккумуляторы можно заряжать несколькими способами, выбор способа осуществляется индивидуально для каждого человека:

    1. 1 метод. Зарядка с помощью зарядного устройства или с применением генератора. Используется наиболее высокий уровень допустимого тока, благодаря чему происходит полная или частичная зарядка батареи.
    2. 2 метод. Используя зарядное устройство, которое идет в комплекте.

    Для зарядки необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

    • отключить прибор;
    • подсушить батарею и почистить клеммы;
    • проверить уровень электролита;
    • подключить зарядное устройство.

    Как выбрать АКБ на лодочный мотор – советы

    Для того чтобы длительное время использовать АКБ, необходимо следовать советам опытных профессионалов:

    • определиться с размером прибора. Большие и тяжелые изделия вызывают сложности во время эксплуатирования;
    • размер плавающего средства, для больших лодок выбирают мощные батареи;
    • бренд, сомнительные фирмы могут не отвечать качеству;
    • вид устройства;
    • тип зарядного устройства;
    • емкость, от того как часто будет использоваться прибор зависит емкость батареи.

    Чаще всего если человек не может самостоятельно определиться с выбором, ему необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Лучшие модели

    Среди большого разнообразия моделей аккумуляторов нужно выделить следующие виды, которые используются для лодок:

    1. Deka DP24. Считается одним из дешевых устройств для зарядки, однако, несмотря на небольшую стоимость, имеет высокий уровень качества. Аккумулятор имеет 12 Вольт, имеют некоторые недостатки, такие как плохая переносимость низких температур. Используется для надувных плавающих средств. Стоимость устройства составляет 7000 рублей.
    2. Minn Kota MK-31-GEL — аккумулятор гелиевого типа. Может использоваться для лодок различного размера, имеет высокое качество и длительное время держит заряд. Напряжение батареи составляет 12 Вольт. Стоимость такого устройства 20000 рублей.
    3. Gel Deka 8G8D — гелиевый аккумулятор, относится к дорогим изделиям может переносить воздействие низкими температурами, имеет низкий уровень саморазряда. Используется для яхт и больших лодок, требующих большого мощного устройства. Стоимость от 40000 рублей.

    Каждая фирма, которая производит аккумуляторы, предлагает пользователям модели различных ценовых категорий.

    Аккумуляторы для лодочных электромоторов

    Аккумулятор – это самое главное устройство на лодке с электромотором. Без него двигатель не заведется, да и вообще работать не будет, то есть электромотор абсолютно бесполезен без АКБ. И если электромоторы неприхотливы и служат долго без особого обслуживания, то про аккумуляторы такого не скажешь.

    Самые популярные у водномоторников – тяговые АКБ. Они отличаются от автомобильных тем, что хорошо переносят глубокую разрядку, могут сотни раз разряжаться и снова заряжаться. Автомобильные рассчитаны на высокие токи и используются преимущественно для пуска двигателя, потому и называются стартовыми. Работать при постоянной нагрузке они не могут. При разрядке более 50% происходят необратимые процессы, вызывающие резкое падение емкости. Аккумуляторы для лодочных моторов должны работать под постоянной нагрузкой. Кроме того, во время плавания из-за сильной волны устройство может оказаться на боку, следовательно, нужен электролит, который бы не проливался. Поэтому технология для стартовых (автомобильных) тут не подходит.

    Современные производители выпускают два вида тяговых АКБ, которые можно использовать для лодочных электромоторов:

    Разрабатывалась для военной отрасли, но со временем нашла свое применение и широко распространилась в повседневной жизни. АКБ переносит 800 циклов заряд/разряд, что соответствует интенсивной эксплуатации на протяжении 7-9 лет. Электролит находится в гелеобразном состоянии, отсюда сразу минус АКБ противопоказан перезаряд. Гель станет жидким и не восстановится. Поэтому нужно покупать автоматическое зарядное устройство, способное вовремя отключать питание. Это самые дорогие, но они больше всего подходят для лодочных электромоторов.

    Используется для производства более дешевых тяговых аккумуляторов. Срок их службы 4-6 лет, 400 циклов заряд/разряд. Электролит жидкий, но его не заливают, а пропитывают им пористый наполнитель. Наливать, подливать, обслуживать, как автомобильный, не нужно. К этим плюсам прибавляются тот же минус, как и у гелевых: серия AGM чувствительны к высоким токам (перезаряду). Кроме того, АКБ этого типа хуже гелевых переносят жару и холод, но стоят они почти в 2 раза дешевле.

    Преимущество и AGM, и GEL аккумуляторов – при хранении саморазряд не превышает 2% в месяц.

    Можно плавать и с автомобильным АКБ, но недолго

    Купить автомобильный аккумулятор для электромотора можно при условии, что Вы делаете покупку, понимая все минусы такой эксплуатации. И в некоторых случаях это приобретение оправдано.

    Стартовый аккумулятор не предназначен для глубокой разрядки. Уже при 50% емкости на пластинах обоих полярностей начинают оседать крупные кристаллы сульфата свинца. Процесс называется сульфатацией и является лишь частично обратимым. Начинается износ и старение. После каждого цикла зарядки его емкость резко уменьшается.

    Уже через 5-10 выходов на водоем автомобильный придет в негодность. Однако если Вы именно столько раз за лето и выбираетесь на рыбалку, то покупка автомобильного оправдана. Хотя выгода сомнительная. Да, такая АКБ стоит в 2-3 раза дешевле тягового, но служит в десятки раз меньше: 5-10 циклов при глубокой разрядке против 400 у AGM аккумуляторов и 800 циклов у GEL.

    Как подобрать аккумулятор к электродвигателю?

    Каждый рыбак знает, сколько времени он проводит на рыбалке, какого размера его любимая акватория, свою тактику облова и пр. Зная, чего хочешь, гораздо легче выбрать, что надо. В данном случае нужно просто сопоставить время, проводимое на водоеме, со временем, которое способен проработать аккумулятор на одной зарядке.

    Производители для каждого своего электромотора указывают потребляемую силу тока. Например, максимально потребляемый ток Minn Kota 34 ENDURA – 30А. Если Вы купите тяговый АКБ Numax DC 31, то его емкости в 100 А-ч хватит с запасом на 3 часа плавания (100/30).

    Но максимальная емкость справедлива для передвижения на самой высокой 5-ой передаче. На второй скорости потребление упадет до 6А, значит, заряда батареи хватит почти на 17 часов (100/6). Вообще оптимальной емкостью АКБ для рыбалки на самой «рыбацкой» третьей скорости считается 80-90 А-ч. Одного заряда хватает на пару дней рыбалки или на непрерывное плавание с переключением скоростей в течение 8-10 часов.

    Зарядные устройства

    Как уже было сказано, тяговые не терпят перезаряда. Нужна сила тока, равная 10% от емкости. Полная зарядка длится 9-10 часов, то есть день проплавали, на ночь ставим заряжать. Как видим, требуется особый режим заряда (сила тока и время), поэтому для таких аккумуляторов необходимы специальные зарядные устройства. Они автоматически поддерживают ток на заданном уровне и выключают питание при достижении максимального заряда. При этом сами зарядки должны быть оснащены вентилятором, защищающим их электронные платы от перегрева.

    Вы можете установить более высокие параметры силы тока, и он будет заряжаться быстрее, но это отрицательно скажется на сроке службы батареи.

    Бренды электромоторов

    Minn Kota – мировой производитель лодочных электромоторов. Американская компания основана в 1934 году. Сегодня выпускается множество моделей Minn Kota: для лодок и катеров, со ступенчатым и плавным переключением передач, с носовым и транцевым креплениями, с ручным и ножным управлением, с системой оптимизации энергопотребления и даже с GPS автопилотом. Кроме того, под этим же брендом выпускаются тяговые аккумуляторы, зарядные устройства к ним и разны аксессуары к моторам.

    Motor Guide и Mercury – это два бренда, которые принадлежат одному известнейшему американскому производителю – Brunswick Corporation. Под маркой Motor Guide выпускаются электромоторы, Mercury – это бензиновые моторы. Всего создано более десятка Motor Guide разных модификаций: с ручным и ножным управлением, с носовым и транцевым креплениями.

    Yamaha в представлении не нуждается. В линейку электромоторов вошли модели четырех мощностей. Ассортимент не велик, но каждый мотор является шедевром японского машиностроения.

    Flover выпускает одно из подразделений южно-корейского концерна BOLIM – производителя электроники для многих автомобильных корпораций. В продажу поступает около 15 моделей электромоторов разной мощности. Главное отличие – высокая надежность при невысокой цене.

    WaterSnake – бренд австралийских моторов для троллинга с неплохой репутацией и низкими ценами.

    Аккумуляторы для электромоторов

    Выше перечисленные электромоторы можно купить в нашем магазине v-lodke.ru, а к ним подобрать аккумуляторы. В каталоге большой ассортимент самых оптимальных по цене и качеству моделей. Например, надежные герметичные АКБ глубокого разряда DROZD представлены в широком диапазоне емкостей от 70 до 200 А-ч. Батареи рассчитаны на бесперебойное питание не только лодочных электромоторов, но и медицинского оборудования, охранных и пожарных систем, систем связи и т.п.

    DELKOR и Numax – две марки известного южно-корейского производителя DELKOR Corporation. Компания основана в 1985 году. У нас представлены АКБ этих марок емкостью 70-100 А-ч.

    Читайте также:  Оснастка спиннинга Рекомендации начинающим

    Кроме того, можно купить самый недорогой от компании Delta, а также цифровые зарядные устройства со встроенным микропроцессором Агрессор и Автопрофи, которые подходят для всех типов аккумуляторов: жидкостных, абсорбционных и гелевых.

    Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности

    Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с “дозаправкой”, могут возникнуть трудности.

    Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.

    Особенности аккумуляторов для лодочных моторов

    У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.

    Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:

      Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.

    Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже – 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.

    Виды тяговых аккумуляторов

    Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества – высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.

    Виды тяговых аккумуляторов:

      Гелевые. GEL – это аккумулятор глубокого разряда для лодочных моторов. АКБ имеет свинцово-кислотный электролит, утечку которого предотвращает специальный гелеобразный состав.

    К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:

    1. Высокая скорость заряда.
    2. Автономность.
    3. Низкие показатели регрессии объема (не превышают 1-2% за год).
    4. Компактность и вес.
    5. Большая энергоемкость.

    Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.

    AGM батареи – новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.

    Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы – распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.

    Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).

    Эксплуатация автомобильных АКБ

    Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:

    1. Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
    2. Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.

    Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.

    Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.

    Что стоит учесть при выборе АКБ?

    Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:

      Бюджетные модели – ценовой диапазон от 4 до 12 тысяч рублей. Неплохие батареи, имеют относительно среднюю емкость (80-100 А/ч). Подавляющее большинство — это именно AGM-батареи. Тут следует соблюдать некоторую осторожность, так как среди них встречаются т.н. кальциевые аккумуляторы.

    Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.

    Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.

    При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:

    1. Тип установленного двигателя: существуют двигатели на 12 и 24 вольта, поэтому для последнего необходима либо батарея соответствующей мощности, либо 2 по 12 вольт, соединенные последовательно.
    2. При покупке аккумулятора стоит ориентироваться на AGM и GEL модели, так как они могут выдавать мощный стартовый импульс и работать продолжительное время с высоким зарядом. Разумеется, стоимость таких батарей будет высокой, однако срок эксплуатации существенно компенсирует высокую цену.
    3. Емкость – выбирается в соответствии с характеристиками мотора – чем мощнее, тем больше. В среднем тяговый аккумулятор должен обеспечивать 2-2.5 часа непрерывного хода на максимальной мощности.

    Советы экспертов по выбору

    Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!

    Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.

    Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор “убивающий” аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.

    Второй – сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий – глубина разряда!

    Популярные производители и их особенности

    Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:

    1. Deka DP24 – популярная недорогая модель тягового АКБ. Средняя цена 8500 руб. Позиционируется как аккумулятор глубокой разрядки, однако выполнен по технологии AGM, что накладывает ограничения – чувствителен к низким температурам и имеет ограниченное количество циклов. При напряжении в 12 вольт объем составляет около 85 Ампер/часов. Не требует дополнительного ремонта. Хороший выбор для новичков. Подходит для надувных лодок
    2. Minn Kota MK-31-GEL – гелевый герметичный аккумулятор для средней лодки или маленькой яхты. Емкость 105 ампер/часов. Обладает полной функцией глубокой разрядки. Чаще всего ставится на мощные лодочные электромоторы.
    3. Deka GEL 8G8D – АКБ премиум класса. Средняя цена около 43 тысяч рублей. Мощности вполне хватает для электрификации яхт средних размеров. На лодки устанавливается редко из-за габаритов и веса (в снаряженном состоянии более 70 кг). При силе тока в 1000 ампер обладает объемом в 225 А/ч.

    Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:

    Подводя итог

    Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.

    А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.

    Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.

    Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора

    Для запуска лодочного мотора морские стартовые аккумуляторы в течении 5-10 секунд генерируют ток 500 — 1000 ампер. Этого добиваются, устанавливая в них большое количество тонких пластин, обеспечивающих максимальную поверхность контакта с электролитом. Однако такая конструкция не допускает глубокой разрядки аккумулятора, поэтому стартовые батареи не годятся для работы с лодочными электромоторами, помпами и мощной морской электроникой.

    Если один аккумулятор используется для пуска бензинового двигателя и подключения электрического оборудования на катере, выбирайте стартово-тяговую батарею. Она выдерживает разряд током 10 ампер в течении 7 часов и имеет пусковой ток 500 ампер и выше. Стартово-тяговые аккумуляторы часто маркируются символами DP – dual purpose — двойное назначение.

    Запускать мотор способны аккумуляторы любого типа – гелевые, AGM или с жидким электролитом. Но для мощных двигателей, таких как Mercury Verado, подходят только AGM аккумуляторы.

    При покупке аккумулятора, проверяйте, чтобы у выбранной вами батареи оба параметра были не ниже рекомендованных. Использование аккумулятора меньшей емкости создает дополнительную нагрузку для электросистемы лодочного мотора и может повредить ее.

    Емкость аккумулятора С20 – характеризует ток, который аккумулятор может давать в течении 20 часов до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 Вольт. Чем выше емкость, тем дольше батарея способна питать подключенные к ней устройства

    Резервная емкость RC@25 – время в минутах за которое аккумулятор разрядится током 25 А при температуре 27 радусов Цельсия до напряжения 10,5 Вольт

    Морской пусковой ток MCA – ток который новый, полностью заряженный аккумулятор дает в течении 30 секунд при температуре 0 градусов Цельсия. При этом напряжение ячейки аккумулятора не опускается ниже 1,2 Вольт

    Ток холодного пуска CCA – то же самое, что MCA, но при температуре -18 градусов Цельсия

    Например, для лодочного мотора Ямаха 40 производитель рекомендует аккумулятор со следующими характеристиками: ССА – 245 А MCA – 323 A RC@25 – 52 минуты. Такими параметрами обладает аккумулятор DEKA 24M7 или DEKA Intimidator 8A24M

    Для лодочного мотора Honda 20 подойдет аккумулятор емкостью 35 Ач и током холодного пуска (ССА) – 270 А. Это может быть аккумулятор DEKA 24M5 или DEKA Intimidator 8A24M.

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Yamaha

    Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
    Модель двигателяХарактеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателяС жидким электролитомAGM
    Двухтактные
    50 л.с. и менееCCA 245 А (MCA 323 А) RC25 52 минDP24
    60 -200 л.с, карбюратор, 2.6L 150-200 EFI380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин24M7
    3.1 L 200-250hp EFI512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин27M6
    150-300 HPDI 3.1L & 3.3L512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин27M68A27M
    Четырехтактные
    F8A, F9, T9.9, F15, F20, F25245 CCA (MCA 323 А) RC25 52 мин24M48A24M
    F30, F40, F50, T50, F60, T60, F75, T75, F90 F/FL115380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин24M78A24M
    F/LF150, 3.3L F/LF200, 3.3L F/LF225, 3.3L F/LF250512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин24M78A24M
    2.8L VF150, F175, F/LF200, 4.2L VF200/225/250, 4.2L F/LF225, 4.2L F/LF250, 4.2L F/LF300680 CCA (MCA 770 А) RC25 160 мин27M68A31DTM
    F/LF350700 CCA (MCA 900 А) RC25 170 мин27M68A31DTM

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Honda

    Подобрать аккумулятор для мотора Хонда

    Хонда

    Модель двигателяХарактеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателяС жидким электролитомAGM
    BF8D, BF9.9D, BF15D, BF20DCCA 270 А (MCA 350 А) С20 35 Ач24M58A24M
    BF25A, BF30A, BF25D, BF30D, BF40A, BF50ACCA 420 А (MCA 546 А) С20 65 Ач24M78A24M
    BF40D, BF50DCCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач27M68A31DT
    BF75A, BF90ACCA 550 А (MCA 715 А) С20 70 Ач24M78A27M
    BF75D, BF90DCCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач24M78A31DT
    BF115A, BF115D, BF130A, BF135A, BF150ACCA 622 А (MCA 809 А) С5 64 Ач С20 80 Ач27M68A31DTM
    BF200A, BF225ACCA 800 А (MCA 1040 А) С5 95 Ач С20 110 Ач27M68A31DTM

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Mercury

    Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
    Модель двигателяХарактеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателяС жидким электролитомAGM
    Двухтактные
    6-60 л.сCCA 350 А (MCA 465 А)24M48A24M
    75-125 л.сCCA 450 А (MCA 525 А)24M58A24M
    Модели V6CCA 490 А (MCA 630 А)24M58A24M
    Модели OptiMaxCCA Минимум 800 А (MCA 1000 А)24M78A31DT
    Четырехтактные
    9.9 – 25 л.с.CCA 350 А (MCA 465 А)24M48A24M
    30 – 115 л.сCCA 350 А (MCA 750 А)24M58A24M
    Verado
    135 / 150 / 175 / 200, Verado L4, 200 / 225 / 250 / 275 / 300 Verado L6MCA 800 А минимум. Минимальное значение RC25 135 мин.8A24M

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Suzuki

    Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
    Модель двигателяХарактеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателяС жидким электролитомAGM
    DF9.9 / 15 – DF25VCCA 330 А или больше RC25 70 минут или больше С20 40 Ач или больше24M58A24M
    DF25 – DF50 DF40 – DF50CCA 389 А или больше RC25 115 минут или больше С20 70 Ач или больше24M78A24M
    DF60 – DF70 DF90 / 115 – DF140 DF150 – DF175CCA 512 А или больше С20 100 Ач или большеDP31DT8A31DT
    DF200 / 225 / 250 /250SSCCA 670 А или больше RC25 190 минут или больше С20 100 Ач или большеDP31DT8A31DT
    DF300CCA 770 А или больше RC25 239 минут или больше С20 130 Ач или больше24M7 две штуки8A24M две штуки

    Аккумуляторные батареи работают надежно и служат долго только, если за ними следят и своевременно заряжают

    Причем для гелевых, AGM, жидко-кислотных и LiFePO4 аккумуляторов ток, напряжение и алгоритм зарядки должны быть разными. Однако многие владельцы катеров не имеют опыта и желания вникать в такие технические тонкости. Как следствие, недозарядка, сульфатация, потеря емкости и регулярная замена дорогих аккумуляторов.

    Поддерживать аккумуляторы в заряженном состоянии помогут специально созданные для катеров устройства

    Как выбрать аккумулятор для лодочных моторов

    Выбор аккумулятора для владельца лодки не менее важен, чем для автомобилиста. В этой статье вы найдете информацию про аккумуляторы для лодочных моторов и ознакомитесь с их характеристиками и ценами.

    • Основные типы ↓
    • Виды АКБ, их плюсы и минусы ↓
    • Выбор аккумулятора ↓
    • Модели и стоимость ↓
    • Зарядка аккумулятора ↓
    • Можно ли использовать автомобильные АКБ ↓
    • Правила эксплуатации ↓
    • Блиц-советы ↓

    Основные типы

    Аккумуляторов для лодочных моторов несколько типов:

    1. Стартерные;
    2. Тяговые;
    3. Универсальные.

    Первые применяют для быстрого запуска дизельного или бензинового двигателя. Основной минус в том, что их нельзя сильно нагружать, и заряда хватает ненадолго.

    Другое дело тяговые. У них есть стабильное высокое значение постоянного тока. Они могут долго работать. Им не страшно окисление из-за особенностей конструкции. Они относятся к аккумуляторам глубокого разряда, имеют повышенное количество циклов.

    Универсальные аккумуляторы способны обеспечить высокий пусковой ток, а также работать в качестве глубокого разрядного источника питания.

    Виды АКБ, их плюсы и минусы

    Используются такие виды:

    • WET – свинцово-кислотные
    • AGM И GEL
    • Li-On – литий-ионные

    Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.

    AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.

    Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.

    Плюсы:

    • Энергоёмкость;
    • Не требуют обслуживания;
    • Небольшой процент износа (10% за год);
    • Быстро заряжаются;
    • Легкие и компактные.

    Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.

    Свинцово-кислотные – самые часто используемые, они являются необслуживаемыми

    Выбор аккумулятора

    Выбирая АКБ для своего мотора, смотрите на то, какого типа двигатель. Они могут быть 12В или 24В. Для 24В придётся последовательно соединять две по 12В.

    Если в планах пользоваться одним АКБ нужно выбирать AGM или GEL. Если есть возможность, то купите литий-ионный аккумулятор. Он дорогой, но со своей задачей справится лучше других.

    По поводу ёмкости. Она зависит от мощности мотора. Если мотор мощный, то и ёмкость требуется соответствующая. Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора. Если у мотора 25 фунтов, то аккумулятора на 50 Ач ему хватит на 2 часа на максимальной скорости. На маленькой скорости его хватит на все выходные, возможно даже больше.

    Мощность лодочных электромоторов нельзя измерять в лошадиных силах или киловаттах. Для них есть такие понятия, как упор и тяга.

    Зачастую на 45 килограмм массы судна нужно 2 фунта тяги. Но лучше брать с запасом в 10%.

    Подбирайте АКБ так, чтобы на полной мощности хода заряда хватило на два часа.

    Смотрите на вес. Лучше, если он будет в пределах 20 кг, дабы не мешал управлению.

    Выбирайте необслуживаемый аккумулятор. Вы должны только подзаряжать его. И хорошо, если у него будет минимальный самозаряд.

    Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора

    Модели и стоимость

    CROWN 12 В – тяговый аккумулятор для лодочных моторов, обладающий компактными размерами. Не портится от глубоких разрядов. Также имеет максимальное количество циклов глубокий разряд-заряд.

    Характеристики:

    • Ёмкость: 85 A*ч;
    • Max I: 730 A;
    • Вес: 20 килограмм;
    • Цена: около 6946 руб.

    DEKADP 24 серия MarineMaster (США) – АКБ глубокого разряда. Способен без проблем выдерживать полную разрядку и долгую перезарядку. Специально создан, чтобы работать в тяжелых условиях.

    Характеристики:

    • Ёмкость: 85 A*ч;
    • Max I: 550 A;
    • Вес: 17.7 килограмм;
    • Цена: около 5750 руб.

    DEKA DC31 DT серия Marine Master (США) 12 В – ещё один хороший аккумулятор того же производителя.

    Характеристики:

    • Ёмкость: 120 A*ч;
    • Max I: 650 A;
    • Вес: 26.7 килограмм;
    • Цена: около 8950 руб.

    DEKA DOMINATOR 8G24 (США) гелиевый 12 в – обладает уникальной технологией гелиевого электролита. Способен выдержать большое количество циклов заряда-разряда. Выдерживает любые нагрузки, что позволит долго находиться на воде.

    Характеристики:

    • Ёмкость: 74 A*ч;
    • Max I: 410 A;
    • Вес: 19 килограмм;
    • Цена: около 16400 руб.

    DEKA DOMINATOR 8G31DT (США) гелиевый 12 в – обладает многими преимуществами: герметичен, не требует обслуживания, электролит не протекает, ударостойкий.

    Характеристики:

    • Ёмкость: 102 A*ч;
    • Max I: 590 A;
    • Вес: 31.7 килограмм;
    • Цена: около 20900 руб.

    Зарядка аккумулятора

    Лодочные аккумуляторы высокочувствительные, требуют точность в поддержании тока. Для этого нужно пользоваться зарядным устройством, которое имеет функцию автоматического отключения. В нём обязательно должен быть вентилятор, который защитит от перегрева электронные платы.

    Полная зарядка происходит за 9-10 часов.

    Если увеличивать силу тока, зарядка будет быстрее. Но от этого быстро испортится аккумулятор.

    Можно ли использовать автомобильные АКБ

    Эта тема стоит того, чтобы её обсудить. Опытные рыбаки, специалисты и туристы утверждают, что лучше так не делать. Автомобильные АКБ не подходят для лодочных моторов. Автомобильный аккумулятор работает так: в момент, когда запускается двигатель он отдаёт высокий ток, а потом во время поездки заряжается.

    Не у каждой лодочной ДВС присутствует генератор. Они ставятся только на дорогих моделях. Большая часть лодочных моторов не рассчитана на то, что АКБ будет подзаряжаться во время работы.

    Автомобильный АКБ ни в коем случае нельзя использовать как тяговой. Через 5-7 глубоких разрядов он прекратит работу.

    Правила эксплуатации

    1. Обслуживать электромотор можно только отключив АКБ.
    2. Присоединяйте аккумулятор надёжными креплениями, не используйте для этого “крокодилы”.
    3. Проверяйте хорошо ли соединен мотор с аккумулятором. При плохом теряется нагрев, происходят утечки и окисления.
    4. Замыкание выводов батареи может привести к её выходу из строя.

    Все правила такие же, как при эксплуатации автомобильного АКБ.

    Блиц-советы

    Производителям АКБ для лодок нужно искать компромиссное сочетание стартерных и тяговых качеств батарей. На данный момент ведутся исследования чтобы достичь этого.

    Пример такого решения – тяговые литиевые АКБ RT-L. Специалисты из Российской академии наук участвовали в их разработке.

    Отличия этих аккумуляторов:

    • Легкий вес, самый лёгкий в своём классе;
    • Большая энергоёмкость;
    • Защита от влияния климатических воздействий;
    • Увеличение ресурса (большое количество циклов – около 3000).

    Эти аккумуляторы невозможно утопить. Для изготовления применялись специальные материалы.

    Оцените статью
    Добавить комментарий