Самодельные вольфрамовые мормышки для зимней рыбалки: преимущества, этапы изготовления и цвет

Приманка из редкого металла – самодельные мормышки из вольфрама

Вольфрамовые мормышки ценятся за большой вес при малом объеме. Такой мормышкой можно ловить на любом горизонте воды – и ближе к поверхности, и на большой глубине, и на течении.

Кроме того, мормышки устойчивы к воздействию агрессивных сред, долговечны, не окисляются в воде. Такие положительные качества мормышка имеет благодаря металлу, из которого она сделана – вольфраму.

Вольфрам

Вольфрам – самый тугоплавкий металл высокой плотности: температура плавления – 3422°С, плотность 19,3 г/см3, в 1,7 раз выше свинца (11,3 г/см3).

Плюсы вольфрамовых мормышек

  1. Высокий удельный вес. Тяжелые мормышки обеспечивают привлекательную игру на глубине и на быстром течении.
  2. Устойчивость к агрессивным средам и окислению.
  3. Долговечность.

Что и говорить – весомые плюсы, однако, при покупке в рыболовных магазинах рыболов может задуматься о целесообразности покупки.

Минусы покупных изделий

  1. Фальсификация – использование более легких сплавов вольфрама или использование вместо вольфрама внешне похожего более легкого металла.
  2. Дороговизна – цена качественных изделий из вольфрама на порядок выше, чем свинцовых.

Возникающие проблемы с покупными изделиями провоцируют желание у рыболова изготавливать вольфрамовые мормышки самостоятельно, но уникальные свойства вольфрама – высокая плотность и тугоплавкость, заставляют задуматься о грядущих трудностях.

Трудности самостоятельного изготовления

  • сложность термической и механической обработки;
  • невозможность образования расплава и заливки в формы;
  • невозможность прямого припаивания крючков к телу вольфрамовой мормышки.

Рыболовы учатся обходить трудности

Описаны много способов изготовления вольфрамовых мормышек в домашних условиях с использованием методов гальваники для оцинковки или омеднения тела мормышки с возможностью последующей пайки оловянно – свинцовым припоем.

Существуют и беспроблемные варианты изготовления самых уловистых мормышек без припаивания крючков.

Все же в первую очередь необходимо решить вопрос – где достать вольфрам для самодельных мормышек.

Где достать вольфрам для мормышек?

В чистом виде вольфрам для промышленности мало интересен. Для придания нужных свойств – повышения ковкости, пластичности, снижение тугоплавкости и т.д. титан легируют или спекают порошок вольфрама с добавками. Естественно, при этом плотность вольфрама снижается до 17-18.6 г/см3, а это уже не в 1,7 раз больше плотности свинца, а в 1,5.

Вольфрам в продаже существует в виде проволоки, стержней, фольги, листов, штабиков, но невозможно приобрести его заготовки в количестве, необходимом рыболову для изготовления мормышек – несколько десятков грамм. Продажа осуществляется от одного кг изделия, а это уже тысячи рублей.

Поштучно, в более или менее чистом виде – 97-99%, вольфрам можно приобрести в виде электродов для аргонодуговой сварки по цене от 46 рублей за штуку. Длина электродов см – 50; 75; 150; 175.

Можно сделать вывод, что вольфрамовые электроды – лучший источник вольфрама для мормышек.

Рыболова могут заинтересовать в первую очередь электроды следующих марок:

  1. «WP» – 99 процентный вольфрам. Зеленый цвет.
  2. «WС» -церий. Серый цвет.
  3. «WY» – диоксид итрия. Тёмно-синий цвет.
  4. «WZ» – оксид циркония. Белый цвет.

Электрод марки WP – источник чистого вольфрама. Электроды WY, WC, WZ поступают в продажу с конусной заточкой.

Уловистая «ведьма» без пайки

«Ведьма» – конусная мормышка с несколькими независимо укрепленными крючками в верхней части тела.

  • настольный точильный станок мощностью 800-1000 вт;
  • гравировальная бормашина;
  • шуруповерт;
  • абразивный круг для станка из карбида кремния или электрокорунда мелкой, или средней зернистости любого диаметра толщиной от 20мм;
  • мини круг с алмазным напылением для гравировальной бормашины диаметром 16; 25 мм;
  • небольшие круглогубцы;
  • молоточек;
  • пассатижи.
  • вольфрамовый электрод;
  • железистая упругая проволока 0,2-0,4 мм;
  • рыболовные крючки с длинным цевьем 3 шт;

Изготовление

Параметры заточенных электродов или сами электроды могут не устроить рыболова. В таком случае следует заточить электрод по своему вкусу.

Заточка электрода по методу опытных сварщиков

Существует быстрый метода заточки электродов под любой конус. Следует производить заточку на заточном или точильном станке с абразивным кругом и с использованием шуруповерта.

Электрод в патроне шуруповерта располагают в одной плоскости с абразивным кругом под нужным углом. При вращении абразивного круга и шуруповерта происходит быстрая заточка вольфрамового электрода.

Острие можно тем же способом быстро сточить и закруглить по своему желанию.

Инструкция по формированию тела мормышки
  1. Делается глубокий круговой надрез в месте образования шапочки мормышки острым краем абразивного круга при одновременном вращении круга и электрода, установленного в патроне шуруповерта – таким образом формируется шапочка ведьмы.
  2. Протачивается под шапочкой на цилиндрической части (1-3 мм) мормышки гравировальной бормашиной мини кругом с алмазным напылением (диаметр круга 16 или 25 мм) круговой канал глубиной и шириной 0,4-0,8 мм для крепления проволоки.
  3. Протачивается тем же кругом нижние равноудаленные вертикальные каналы для крючков 3 шт. (углы 120°).
  4. Протачивается тем же кругом два вертикальных оппозитных канала для крепления проволоки через шапочку.
  5. Делаются углубления в местах крепления крючков карбид-вольфрамовым сверлом на величину, необходимую для свободного вращения крючков (сверлить следует с омыванием места сверления молоком).
  6. Отломить тело мормышки от электрода.

  • Зажав мормышку плоскогубцами закруглить шапочку мормышки на станке.
  • Продеть в ушки крючков железистую проволоку диаметром 0,2-0,4 мм.
  • Поместить проволоку с крючками на горизонтальный канал, распределить крючки на места посадки.
  • Компактно скрутить проволоку по месту верхнего вертикального канала.
  • Для образования колечка на шапочке для крепления мормышки к леске можно скрутить проволоку на середине шапочки, или в том же месте несколько раз продеть проволоку через небольшое заводное колечко.
  • Перекинуть проволоку через шапочку на противоположную сторону, продеть в противоположный верхний вертикальный канал, загнуть в противоположном направлении и острым краем молоточка застучать место изгиба.
  • Несколько раз как можно компактнее окрутить конец проволоки вокруг той-же проволоки. Для получения хорошего натяжения проволоки через шапочку следует докрутить плоскогубцами проволоку колечка на шапочке.
  • Несмотря на долгое описание процесса изготовления, мормышка своими руками изготавливается довольно быстро (при достаточном опыте за 30-40 мин), поскольку все операции просты и не отнимают много времени.

    Цинкование

    Изготовление тела мормышки – трудоемкий, длительный, но не сложный процесс. Телу мормышке самоделке механической обработкой можно придать практически любую желаемую форму. Трудности возникают при припаивании крючка к телу.

    Цинкование – более надежный способ обработки вольфрамовой мормышки для пайки крючков к телу мормышки, чем омеднение.

    Для оцинковки методом втирания цинка понадобятся:

    • цинковый анод «+». Цинковый анод можно изготовить из корпуса пальчиковой батарейки;
    • зарядное устройство для некоторых гаджетов 12в, 2 А;
    • щелочной раствор (подойдет жидкость из щелочного аккумулятора). Можно использовать насыщенный раствор пищевой соды или мыльный раствор, но скорость процесса уменьшиться;
    • цинковые белила – источник оксида цинка;
    • пластмассовая емкость с большим количеством мелких дырочек;
    • большой железный гвоздь в оплетке из изоленты в качестве катода «–»;
    • провода электрические медные 0,5 в оплетке;
    • «крокодилы» – специальные зубчатые прищепки – клеммы 2 шт.;
    Сборка схемы
    1. В щелочной раствор поместить цинковые белила. Дать раствору отстоятся 2 часа.
    2. Зачистить концы двух проводов и подсоединить одним концом к крокодилам, другим к зарядному устройству на плюс и на минус.
    3. Минусовым крокодилом зажать цинковый катод «-» – железный гвоздь в оплетке из изоленты.
    4. Плюсовым крокодилом зажать анод «+» – корпус пальчиковой батареи;
    5. Вольфрамовые мормышки поместить в пластмассовую емкость с дырками.
    6. Опустить емкость в банку с щелочным раствором так, чтобы раствор полностью покрыл мормышки.
    7. Включить зарядное устройство.

  • После этого промыть водой и поместить мормышки в емкость с паяльной кислотой.
  • Через минуту вытащить мормышку из емкости и залудить оловянно-свинцовым припоем.
  • Теперь к вольфрамовой мормышке можно припаивать залуженное цевье рыболовного крючка.

    Полезное видео

    Далее посмотрим как делать вольфрамовые мормышки:

    Ассортимент вольфрамовых мормышек в рыболовных магазинах достаточно велик, но они намного дороже свинцовых. Кроме того, за немалые деньги под видом вольфрамовых мормышек можно приобрести изделия из порошкового вольфрама, сплавов вольфрама с другими металлами. Нередко попадаются мормышки из дешевого металла похожего на вольфрам.

    Стоит научиться изготавливать вольфрамовые мормышки самостоятельно. Существует много способов, остается выбрать подходящий, или придумать свой способ.

    Как сделать вольфрамовую мормышку с коронкой

    Хочу предложить вам один из самых простых вариантов изготовления вольфрамовой мормышки с коронкой. Может кому-то это и пригодится. Сделать ее можно минут за пять.

    Итак,как сделать уловистую вольфрамовую мормышку.

    Вариант 1

    Берём деревянную рейку. Лучше лиственных пород, ещё лучше дуб. Прорезаем пазы и напильником их подрабатываем. Прокалываем шилом отверстия для крючка, под каждый размер свой паз, свое отверстие.

    Берём крючок (у меня 18 номер),зажимаем пальцами, держа открытым цевье и на секунду подставляем под пламя зажигалки. Ни в коем случае не нагревать цевье до красна. Нужно, чтобы оно слегка нагрелось и приобрело цвет побежалости. Изгибаем круглогубцами цевье до нужного желаемого размера, не применяя чрезмерного усилия. Вставляем крючок в отверстие на рейке. Он должен лежать в пазу плотно, но без напряга.

    Берём медную отожжённую фольгу, чтобы сделать коронку мормышки и отрезаем полоску шириной чуть длиннее крючка.

    Вырезаем ножницами из фольги (предварительно сделав загиб) коронку.

    И вставляем ее под крючок. Прижимаем крючок шилом и придаём коронке изгиб

    Обрабатываем кислотой, придерживая шилом за петельку, наносим припой. Вольфрамовая мормышка почти готова. Осталось слегка обработать надфилем или напильником и покрасить.

    Вольфрамовые мормышки без загиба сделать еще проще.
    Я показал вам принцип. Тут возможны варианты. И если подумать.
    Сам, я такие пока не делаю. Это моя вторая штука за мою практику. Не могу отвыкнуть от вольфрама.

    Вариант 2

    Ну что? Перейдём от простого к сложному. Тут уже немного затронули тему с проволокой. Предлагаю один из способов,

    как сделать вольфрамовую мормышку.
    Здесь уже нужен минимум технических средств. Вот мой минимум.

    Плюс к этому наждак или маленькая полу профессиональная болгарка. Лучше её закрепить, чтоб не держать ногой. В работе нужны две руки. Новичкам советую использовать крючки с покрытием.

    Для наглядности, я взял вольфрам диаметром 4 мм.
    Делаем на грубом камне (так быстрее) обдирочную работу. Предварительно подумав, что ты хочешь получить? Я решил сделать немного плоскую мормышку.
    Первый этап-придание общей формы.
    Второй, выбираем площадку углом камня и немного утончаем шейку. Заметьте шейка еще довольно толстая.

    Далее я меняю камень на отрезной толщиной 1.5 мм, чтоб придать заготовке бкдующей мормышки окончательную форму. Заглаживаю все неровности и в конце утончаю шейку. Заготовка приняла окончательный вид.

    Другой способ, это сверлилка или эл.дрель и напильник. Его описывать не буду и так все ясно как сделать.

    Но площадку под крючок, все равно нужно сделать.

    Сначала хотел выложить другой вариант изготовления, но вчера что-то стукнуло и я решил попробовать это. Не обессудьте, сам сделал таким способом первый раз и не очень тщательно. Совсем нет времени, а хочется, чтоб вы к началу сезона что-нибудь попробовали.
    По изгибу площадки я подгоняю крючок, чтоб он сидел как можно плотнее. Прикрепляю его двумя каплями супер-клея. Одна у петельки, другая на остром конце мормышки.

    Беру медную без лака проволоку где-то 0.3 мм (надо бы потоньше), наматываю на крючок и начало мормышки витка 4-5,и капаю на них каплю супер-клея.

    После выдержки плотно наматываю в сторону петельки. У меня получилось, что витки стали сползать т.к. там пошёл обратный конус. Я снова капнул клей и начал наматывать на встречу с шейки .

    Обильно обрабатываю кислотой и держа заготовку площадкой с крючком вниз, все тщательно пропаиваю. Не стремитесь все пропаять одной каплей, лучше небольшими порциями. Излишки олова стекут вниз на площадку, а клей выгорит.

    БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! У меня в составе клея оказался цианкринит и я неосторожно вдохнул его. Неприятно БЛИН!

    Далее все обработал до меди напильником и надфилем с не очень мелкой насечкой, чтоб не забивать их оловом.

    На отрезном камне 1 мм подчистил все неровности от напильника и подрезал шейку. Отломил мормышку. На месте среза остался не большой бугорок. Держа мормышку за крючок, удалил его на том же камне. Можно напильником. Напильником и надфилем по мельче, обработал петельку и почистил отверстие иглой с гранями.

    ВОЛЬФРАМОВАЯ МОРМЫШКА ГОТОВА!

    Оказалось крючок держится довольно крепко и пальцами я отломить его не смог. Еще и по этой причине, необходимо сделать площадку на мормышке с изгибом, чтоб крючок не вздумал вращаться вокруг своей оси.
    К сожалению, для мелких вольфрамовых мормышек этот вариант плохо подходит. Мелкий крючок труднее приклеить, в связи с чем появляется неоправданный лишний объём из-за проволоки.

    Полезное видео – “Изготовление вольфрамовой мормышки своими руками”

    Водомет для лодки своими руками

    Практически каждый рыболов мечтает иметь лодку, тем более – лодку с мотором. Одни покупают лодку с мотором, а другие дорабатывают свои лодки, устанавливая на них самодельные двигатели, так как так получается дешевле, да и не на каждую лодку их можно устанавливать. И, тем не менее, владельцы лодок справляются со своей задачей. В последнее время широкой популярностью начали пользоваться водометные двигатели, как более функциональные.

    Чтобы сделать водомет, понадобится любой, самый обычный тип двигателя. А дальше все зависит от навыков владельца лодки. Если такая возможность имеется, то следует обратить внимание на такие модели, как «СМ-557-9Л\Т», «Москва», «Ветерок», «Стрела» и прочие. Сделанный водомет прекрасно справится со своей задачей, независимо от того, на базе какого из двигателей он сделан.

    Читайте также:  Какая плетенка лучше для спиннинга на щуку

    Преимущества водометных двигателей

    Самое главное достоинство – это отсутствие вращающихся частей, находящихся в воде, причем, незащищенных. Другими словами, это наиболее безопасный тип двигателя. Кроме этого, работу двигателя трудно нарушить различными посторонними предметами, находящимися в воде, в том числе и водными растениями. На винт обычного лодочного мотора могут запросто намотаться водоросли, чего не скажешь о водомете. К тому же движущиеся элементы защищены от различных ударов, от чего нельзя застраховаться, передвигаясь по водной глади, особенно по мелководным участкам.

    Считается, что водометы подходят для следующих характерных мест:

    • при наличии не больших глубин или мелких водоемов;
    • при наличии водной растительности, особенно бурной;
    • на водоемах, где много мелких участков;
    • на реках, отличающихся наличием перекатов.

    Другими словами, лодка с водометным двигателем пройдет там, где лодка с обычным подвесным мотором не сможет пройти вообще, так как имеется риск повреждения мотора, а точнее, его винта. Водометный движитель лишен подобных недостатков, так как сопло водомета и заборная труба располагаются высоко в толще воды. К тому же, заборная труба имеет специальную решетку, что не позволяет попадать внутрь водомета различным крупным предметам. Если не большие водоросли или осколки предметов и попадут внутрь камеры, то это никак не скажется на безотказной работе мотора. Ячейки решетки имеют маленькие размеры, что предотвращает попаданию внутрь даже гальки. Единственное, что может попасть в камеру водомета – это песок, который так же не в состоянии привести к аварийным режимам. Водометы имеют еще один очень важный фактор – их лопасти не подвержены процессу кавитации, что положительно сказывается на их долговечности. Поэтому можно смело сказать, что водомет имеет массу положительных качеств.

    Сейчас в продаже можно встретить некоторые модели водометов, но они не отличаются хорошей функциональностью. Обычно, при их установке теряется часть мощности, за счет чего падает скорость перемещения. Кроме этого, снижается маневренность лодки и ее управляемость. При этом, процесс управления лодкой такой же, как и при установке на плавсредство обычного подвесного лодочного мотора.

    Место размещения водовода

    В данном случае, доступны два варианта установки водовода: за пределами корпуса или непосредственно в корпусе. Его место нахождения – это дно лодки. В носовой части размещается входное отверстие, а сама конструкция получается встроенной в корпус лодки. При этом, следует проконтролировать, чтобы входной патрубок всегда находился в воде, иначе возможны сбои в работе водомета.

    Как устроен водометный двигатель?

    На самом деле, конструкция по принципу действия мало чем отличается от принципа действия двигателя с винтом. Здесь так же присутствует винт, под названием импеллер, который вращаясь, создает струю воды, движущую лодку.

    Импеллер при этом размещается внутри водомета, входящие и выходящие отверстия которого не одинаковые. Конструкция оборудована управляющим устройством, под названием реверсно-рулевое, с помощью которого осуществляется направление струи воды в нужную сторону, что приводит к изменению направления перемещения лодки.

    Внутренняя часть водомета выполнена в профилированном варианте, за счет чего снижена турбулентность водного потока до момента, когда она не попадет в зону работы импеллера.

    Управляющее устройство способно направлять поток воды в нужном направлении. Кроме этого, можно заставить плыть лодку задним ходом, переключив устройство управления в положение «реверс». Подобная функция, довольно полезная, так как позволяет выбраться из сложных ситуаций, особенно при наличии большого количества зарослей.

    Как правило, скорость перемещения задним ходом намного меньше, чем при движении вперед, поскольку вход и выход устройства имеют разную толщину, то есть диаметр.

    Как построить водометный двигатель для лодки самостоятельно?

    Наилучший вариант водометного двигателя получается при использовании лодочного мотора «Ветерок 12», как базового. Это связано с тем, что этот двигатель обеспечен необходимым ассортиментом запасных частей. Их не проблематично приобрести на городском рынке или через Интернет.

    После модернизации обычного лодочного мотора, общий вес водомета увеличится всего лишь на 1 кг, что совсем не существенно для лодки любого типа.

    Рабочий водомет способен разогнать лодку водоизмещением в 450 кг до 20-25 км/час, на что не способен подвесной лодочный мотор аналогичной мощности.

    Для модернизации обычного лодочного мотора потребуются следующие детали:

    • Лодочный мотор «Ветерок 12» со специальным фланцем.
    • Редуктор.
    • Развертки водосборника.
    • Аппарат для сварки.
    • Ступица.
    • Специальный клей (водостойкий).
    • Штуцеры.
    • Схема двигателя (чертеж).

    Подготовительные операции

    Подготовительную работу следует проводить ответственно и внимательно, иначе можно запросто вывести мотор из строя. Не следует прибегать к использованию ненадежных материалов, кроме тех, что соответствуют всем требованиям.

    Изготовление

    В конструкции водосборника предусмотрено углубление, которое обеспечивает для лодки необходимую маневренность и проходимость, а также уменьшает гидродинамическое сопротивление. Это осуществляется за счет того, что верхняя передняя кромка находится на 35 мм ниже уровня днища.

    Для сборки мотора своими силами необходимо иметь обычный редуктор, который фиксируется на двигателе с помощью специального фланца. После этого нужно взять заготовку из металла, на которой рисуется развертка обечайки, водосборника и шести лопастей.

    Чтобы сделать заготовки необходимой формы применяется напильник и гибочные вальцы. Несмотря на это, их можно сделать и вручную, с применением оправки. После этого приступают к сварочным работам для сваривания продольных и поперечных швов водоотвода и камеры водомета, имеющих различную форму.

    В конструкции водомета имеется в наличии ступица, расположенная на бобышке изделия.

    Водомет в собранном виде достигает массы 20 кг. При этом, чертеж подобного водомета встречается крайне редко. Но это не означает, что такую конструкцию невозможно изготовить самому. Если обратиться к Интернету, то здесь можно найти любой чертеж, выбрав подходящий вариант из огромного множества. Главное, что лодка с водометным двигателем имеет гораздо лучшие эксплуатационные характеристики.

    Водометный двигатель для лодки ПВХ

    Сборка самодельного мотора для лодки ПВХ ничуть не сложнее, чем для других типов лодок, а наоборот, несколько проще. Это связано с тем, что для этого подойдут любые подвесные моторы, мощностью от 15-ти до 20-ти лошадей. К тому же, приобрести подобные лодочные моторы не проблематично, а надежность их довольно высокая. Следует обратить внимание и на широкий ассортимент подобной продукции, что позволяет выбрать подходящий вариант.

    При этом, следует уделить внимание моделям с наименьшим весом, что особенно важно. В связи с этим, следует отдать предпочтение импортным образцам, хотя подобные лодочные моторы выпускаются и отечественным производителем. При этом, ни для кого не секрет, что отечественные модели не настолько надежные, как заграничные. К тому же, они отличаются более бесшумной и экономной работой.

    Для постройки водометного двигателя для лодки ПВХ следует приобрести такие составляющие:

    • Подвесной лодочный мотор.
    • Специальный редуктор.
    • Специальный фланец.
    • Ступицу.
    • Сварочный аппарат.
    • Развертку водосборника.
    • Чертеж двигателя.
    • Штуцеры.
    • Водостойкий клей.

    Технология превращения обычного лодочного мотора в водометный двигатель такая же, как и при изготовлении водомета для обычной лодки.

    Подготовительные процедуры

    Это очень важный этап в создании водомета для лодки ПВХ, поскольку от правильных действий будут зависеть его эксплуатационные возможности. При этом, нужно учесть такой момент, как наличие специального инструмента, а также наличие материалов, отвечающим заявленным техническим характеристикам.

    Как правило, подобные работы не считаются особо трудными и с ними может справиться практически любой владелец лодки, если проявит желание.

    Процесс изготовления

    Как правило, входная часть патрубка должна быть в 1,5 раза больше по диаметру, чем сам водовод. При переходе очень мелких участков, глубиной 0,1-0,15 метра, возможны редкие толчки, что указывает на недостаточное количество воды, поступающее в водомет. Именно в этот момент он может забиться. Это связано с тем, что на особо мелких участках патрубок может захватить ил или песок, с наличием других предметов. Чтобы этого не случилось, необходимо предусмотреть входной фильтр.

    Чтобы конструкция нормально работала, желательно ее изготовить по чертежам. Найти их не составит большого труда, тем более при наличии Интернета. Хотя возможны варианты с недоработанными чертежами. То есть возможны такие чертежи, по которым водометы не изготавливались и их работоспособность не проверялась. Подобные работы требуют специального инструмента и специальных навыков работы с материалами и инструментами.

    Водомет для лодки ПВХ работает в обычном переходном режиме, способном вывести лодку на глиссирование, при скорости 13-17 км/час. Коэффициент полезного действия (КПД) подобных конструкций составляет не меньше 50%, что вполне приемлемо и чем не может похвастаться классический тип лодочного мотора.

    Условия использования водомета

    Работа водомета построена на следующем принципе: вода нагнетается в рабочую камеру через водосборник за счет работы лопастей, расположенных на импеллере (рабочем колесе). В результате такой работы в камере образуется чрезмерное давление. После чего, вода под давлением выпускается из рабочей камеры, чем и обеспечивается движение лодки. В данном случае, используется принцип реактивной тяги, используемой в турбореактивных двигателях. Это происходит за счет разности диаметров входного и выходного отверстия, а также наличия турбины: в нашем случае это импеллер. Импеллер вращается за счет карданной передачи, идущей от мотора лодки.

    Особенность конструкции в том, что лодку ПВХ можно эксплуатировать на любых глубинах, в том числе и на самых малых, что недопустимо при наличии обычного подвесного лодочного мотора.

    В данном случае, очень важно подобрать мощность мотора непосредственно к габаритам лодки и ее весу. Это означает, что необходимо знать технические характеристики плавсредства. Возможны случаи, когда установить подобный тип двигателя не удастся из-за технического состояния лодки. При этом, не стоит забывать, что находиться на воде с неисправными элементами очень опасно.

    Водометы для лодок своими руками: рекомендации по изготовлению на базе лодочного мотора и центробежного насоса

    Создание скоростного и экономичного водометного двигателя – весьма серьезная задача, требующая хорошей исследовательской и производственной базы.

    Но примитивный вариант такого устройства вполне можно сделать самостоятельно.

    Давайте посмотрим, как делают водометы для лодок своими руками, и какие особенности характерны для таких двигателей.

    Конструкция водометного двигателя

    Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:

    • водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
    • спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
    • сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.

    Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.

    Схема конструкции водометного двигателя

    Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:

    • Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
    • Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
    • Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.

    Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.

    Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.

    Преимущества и недостатки

    За счет установки водометного двигателя владелец плавсредства выигрывает в следующем:

    1. Поскольку спрятанному в водоводе винту наматывание водорослей не грозит, лодка приобретает способность легко перемещаться по заросшим водоемам.
    2. Удары винта о дно также исключены, что дает возможность беспрепятственно плавать в местах с небольшой глубиной или с отмелями.
    3. Лодка с водометом становится безопасной для купальщиков, водолазов и обитающей в водоемах фауны.
    4. В отличие от обычных гребных винтов, рабочие колеса водометов, особенно современные, защищены от негативного воздействия кавитации.

    Но придется примириться и с некоторыми недостатками:

    1. При той же мощности двигателя лодка будет двигаться медленнее, чем с обычным винтом.
    2. Ухудшается управляемость.

    Кроме того, лодка становится тяжелее из-за веса воды, заполняющей водомет.

    Для того чтобы поменять трубы в квартире, необязательно вызывать бригаду мастеров. Замена труб в квартире своими руками существенно сэкономит средства несмотря на всю сложность данного предприятия.

    Как правильно соединить унитаз с канализационной трубой, смотрите тут. Обзор основных вариантов.

    Слабый напор воды в квартире — не такая уж редкость. Если водоканал не может исправить ситуацию, воспользуйтесь нашими советами: http://aquacomm.ru/cancliz/mnogokvartirnyie-doma/santehnika/kak-uvelichit-napor-vody-v-kvartire.html. Способы увеличения давления воды — от замены труб до установки насосной станции.

    Принцип работы

    Выбрасывая с большой скоростью воду, водомет создает реактивную тягу, которая и приводит лодку в движение. Рассмотрим данный процесс более детально:

    1. Вода поступает в расположенный в передней части лодки водозаборник. Он снабжен сеткой, которая отфильтровывает водоросли и плавающий в воде мусор. Конструируя водозаборник, инженеры стремятся обеспечить ламинарное течение воды в нем, так как наличие турбулентности на подходе к винту значительно ухудшает характеристики двигателя.
    2. Винт с силой отбрасывает воду назад, при этом она попадает в сужение, благодаря чему ее скорость возрастает.
    3. Спрямляющий аппарат, как уже говорилось, увеличивает скорость потока за счет преобразования его вращательного движения в поступательное. Его лопаткам стараются придать такую форму, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление движущейся жидкости. Производители применяют различные конструкции спрямляющих аппаратов. Одна из них – лопаточное поджатие – позволяет использовать данный элемент одновременно в качестве соплового аппарата.
    4. Далее поток попадает в сопло (если эту функцию не выполняет спрямляющий аппарат). Благодаря небольшому проходному сечению, давление воды здесь преобразуется в скорость – этот эффект и называется поджатием.
    Читайте также:  Все о рыбах с красными плавниками

    Схема работы водомета

    Водомет своими руками

    Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.

    На базе лодочного мотора

    Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.

    Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.

    Водомет на «Ветерке»

    Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.

    На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.

    Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.

    Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.

    На базе центробежного насоса

    Предлагается использовать насос Pacer Pumps 200GPM с пластиковым корпусом (термостойкий полистирол), имеющий вес около 18 кг.

    Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.

    Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.

    Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.

    На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.

    Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.

    Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.

    Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной.

    При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.

    Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.

    Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.

    При монтаже систем водоснабжения часто необходимо соединять между собой разные виды труб. Соединение металлопластиковых труб с металлическими и полимерными при помощи фитингов — этой теме посвящена следующая статья.

    Практические советы по установке поддона для душа смотрите на этой странице.

    Видео на тему

    Как создать своими руками лодочный водометный движитель

    Водометный движитель (он же водомет) – это двигатель, работающий с помощью силы, что вырабатывается вследствие выброса мощных водных струй. Водомет – отличная альтернатива винтовым лодочным моторам, особенно если речь идет о преодолении выступающих из воды препятствий и мелководья. Как создать водометный движитель самостоятельно, и расскажет данная статья.

    В состав водомета входит:

    • Водометная трубка;
    • Винт с импеллером (то есть валом);
    • Рулевое приспособление;
    • Спрямляющий аппарат.

    Принцип работы (устройство водомета)

    Вода через импеллер попадает в специальный водозаборный отсек, а затем через входное отверстие (диаметр его меньше, чем выходного) конусообразной трубки с силой выбрасывается наружу. Таким образом, и возникает струя, что обеспечивает движения моторного водного транспорта. С помощью рулевого приспособления возможно изменение направления водяной струи благодаря повороту движителя по горизонтальной плоскости, а, следовательно, обеспечивает повороты всего судна. Для осуществления заднего хода, потребуется перекрыть входное отверстие (то есть создать обратно направленный поток).

    Выбор водомета оправдан в том случае, если владельцу моторного судна необходимо часто преодолевать мелководье или замусоренные участки. Ведь винтовому двигателю в таких условиях грозит поломка винта, из-за наматывания на него водорослей или мусора. Водометный движитель в этих условиях попросту незаменим, он без труда преодолеет сложные участки и обеспечит катеру безопасность, маневренность и высокую скорость.

    Галерея: лодочный водометный движитель (25 фото)

    Плюсы и минусы лодочного мотора водомет

    Одним из преимуществ устройства водомета является то, что все составляющие его запрятаны внутрь корпуса и при преодолении мелководья, судно касается дна своим корпусом. Такое строение защищает детали мотора от повреждений, в отличие от подвесных винтовых лодочных движителей, где винт “оголен”.

    Кроме того, маневренность водометных лодочных моторов позволяет преодолевать выступающие из воды преграды и мусор, даже при движении по мелководью с глубиной в двадцать сантиметров. При встрече с какой-либо преградой на глубине в тридцать сантиметров при использовании лодочного водомета удар придется на корпус судна, а не на детали мотора, тогда как в подобной ситуации при применении винтового мотора, удар приходится именно на гребной винт.

    К преимуществам водомета можно отнести отсутствие вибрации и мягкую работу трансмиссии.

    Кроме того, при применении водомета на лодку отсутствует дополнительное сопротивление воде, что характерно для моторов, где грибной винт открыт. К достоинствам можно отнести и повышенные показатели инерции, и отличную управляемость на высоких скоростях как при движении назад, так и при движении вперед, а также низкий уровень шума (винтовые двигатели работают гораздо громче).

    Однако, наряду с положительными сторонами водомета, он имеет и отрицательные стороны:

    • Во время преодоления мелководья в импеллер для водомета могут попадать камни, песок и так далее (так как движитель работает сродни насосу), что может негативно сказаться на работе мотора и привести к поломке охладительной системы и водоотводного сопла;
    • Наличие трения из-за быстрого движения воды в трубе;
    • Достаточно высокая стоимость.

    Не совсем обычным может показаться и управление водометом. Отметим, что винтовой лодочный мотор снабжен однорычажной системой для управления, а водомет имеет реверсивно-рулевую систему с несколькими рычагами:

    • У водометов отсутствует коробка передач, а потому такой мотор набирает скорость постепенно без рывков;
    • Для понимания работы водометного движителя необходимо пройти дополнительное обучение, ведь рычаг газа используется для ускорения только в открытых водоемах, если водоем слишком мелкий или имеет препятствия (пороги) рычаг газа не используют.

    Еще одним бесспорным минусом является зарастание двигателя, хотя данная проблема характерна для всех лодочных моторов, для водомета она особо актуальна, ведь все его части располагаются внутри. Если движитель постоянно эксплуатируется, то зарастания его не происходит, если же двигатель долгое время бездействовал, его придется ремонтировать вручную либо в мастерской.

    Водометный движитель. Сборка своими руками

    Наиболее эффективны водометы, изготовленные на базе лодочного мотора “Ветерок 12” (детали для него легко приобрести).

    После изменения мотора его вес увеличится только на один килограмм. Готовый самодельный водомет имеет водоизмещение в четыреста пятьдесят килограмм, а скорость судна составит двадцать-двадцать пять километров в час.

    Для создания самодельного водометного движителя потребуются:

    • Двигатель лодочный “Ветерок 12”;
    • Чертеж мотора;
    • Специальный фланец;
    • Штуцеры;
    • Штучный редуктор;
    • Высококачественный клей;
    • Развертки водосборника;
    • Ступица;
    • Сварочный аппарат.

    Процесс создания водомета своими руками

    В водосборнике необходимо сделать небольшое углубление, которое обеспечит лодке высокую проходимость и позволит снизить гидродинамическое сопротивление. Для этого необходимо, чтобы передняя верхняя кромка располагалась на тридцать пять миллиметров ниже днища.

    Также необходим штатный редуктор, его прикрепляют к главному дейдвуду мотора с помощью особого фланца. Затем берут металлическую заготовку, на которую наносят развертку водозаборника, обечайки, а также шести лопастей.

    Для изготовления и обработки заготовок применяют напильник и гибочные вальцы. Данный процесс может быть произведен и на оправке вручную, что позволит придать заготовке нужную форму. После этого производят сваривание продольных и поперечных швов на фасонных вырезках.

    В конструкции водометного двигателя необходимо присутствие ступицы, для нее отводится местечко на бобышке. Помпа лодки в сухом состоянии весит около двадцати килограмм, но, к сожалению, чертежи данного изделия – это редкость. Однако изготовить ее самостоятельно сможет любой, учитывая что информации в интернете достаточно. Ключевым моментом является то, что рентабельность судна с водометом более высока, в сравнении с обычным двигателем.

    Сборка водомета для пвх лодки

    Самостоятельная сборка водомета для пвх лодки задача менее трудная, чем аналогичный процесс для массивных катеров и лодок. Дело в том, что основой водомета для такой лодки может стать абсолютно любой мотор однако наиболее подходящими являются моторы с мощностью пятнадцать – двадцать лошадиных сил. Кроме того, найти такие двигатели не составит никакого труда, качество их достаточно высоко и вариаций множество.

    Для пвх лодки следует выбирать двигатель с наименьшим весом и желательно импортного производства. Для сборки подобного водомета потребуются:

    • Мотор лодочный;
    • Клей;
    • Редуктор штучный;
    • Штуцеры;
    • Фланец специальный;
    • Схема двигателя;
    • Ступица;
    • Развертки водосборника;
    • Аппарат для сварки.

    Подготовка к работе

    Перед сборкой водомета потребуется учесть все возможные нюансы, так как даже мелкие недочеты способны в дальнейшем сказаться на правильной работе двигателя. Следует применять лишь те материалы, которые обладают всеми нужными техническими характеристиками, а учитывая то, что в создании движителя принимают участие специальные инструменты, их необходимо подготовить заранее, как и о наличии всех требующихся материалов.

    Нюансы изготовления

    Исходя из наблюдений оптимальным объемом воды, находящейся под входным отверстием патрубка, является объем, что на один – полтора диаметра больше, чем входной водовод.

    После того как лодка с самодельным водометом преодолеет мелководье (с глубиной 0.100-0.150 м), возможно появление редких толчков. Именно в этот момент мотор может забиваться, а потому желательно установить на него фильтр.

    В процессе сборки водомета желательно использование чертежей с применением специализированного оборудования.

    Во время эксплуатации водометный двигатель для пвх лодок работает в обыкновенном переходном режиме. А потому сможет развивать скорость до тринадцати – семнадцати километров за час. При этих показателях движитель легко обеспечит вывод пвх лодки на глиссер.

    КПД водометных моторов, что устанавливаются на пвх лодки составляет приблизительно пятьдесят процентов. Для повышения эффективности при выборе винта необходимо ориентироваться на величину мотора.

    Правила использования водометного двигателя

    Работа водомета сводится к следующему: благодаря усилиям водосборника, где все процессы выполняются лопастями, что располагаются на импеллере (то есть рабочем колесе), осуществляется мощное нагнетание воды внутрь корпуса мотора. Движение мотора производится благодаря карданному валу, а импеллер, в свою очередь, вращается при помощи двигателя. Использование водомета для пвх лодок осуществляется при тех же условиях, что и другие лодочные моторы. Стоит отметить, что современные водометные двигатели универсальны и могут эксплуатироваться на любых глубинах.

    Перед установкой водомета рекомендуется определить соответствие его мощности к судну, на которое он будет устанавливаться, для чего нужно тщательно изучить технические характеристики лодки.

    Выводы

    Создать водомет своими руками достаточно просто. При условии работы с качественными материалами и специальным оборудованием процесс займет не более трех часов. С точки зрения экономии, лучше оснастить судно самодельным мотором, нежели приобретать дорогостоящий брендовый двигатель, а кроме того, в процессе его эксплуатации возникает гораздо меньше затрат, нежели при использовании заводского мотора.

    Как сделать водометный двигатель своими руками

    Сегодня в сегменте малогабаритных прогулочных катеров привычные двигатели с гребным винтом используются гораздо чаще, чем водометные аналоги. Но потенциал таких агрегатов свидетельствует о кардинальном изменении ситуации в ближайшее время. Но можно сделать водомет своими руками, это вполне по силам сделать в домашних условиях каждому.

    Преимущества водометных двигателей

    Водомет является примером пропульсивной системы со сложной конструкцией. Устройство посредством насоса втягивает воду, придает ей достаточный разгон и сквозь сопло выталкивает ее. Чтобы поворачивать плавсредство, предусмотрен поворот сопла в обе стороны по горизонтали, а задний ход обеспечивает дефлектор, направляющий поток воды обратно.

    Слабой стороной системы считается потеря энергии при трении, но это с лихвой компенсируется эффективной работой импеллера водомета — крыльчатки насоса. Поэтому двигатели с гребными винтами и водометный движитель практически не отличаются в производительности на малых и средних скоростях. А при предельных нагрузках превосходство второго варианта становится неоспоримым.

    Читайте также:  Ловля карася на пруду, снасти и выбор места

    При необходимости частого движения по мелководью с глубиной менее 1 м, водометы не имеют альтернативы. Двигатель способен вытолкнуть судно на берег, а после без проблем вернуть в водоем обратной струей — поток воды направляется под корпус самодельного водометного катера. Маневренность, если судном управляет опытный пользователь, знающий особенности системы, улучшается.

    Основное преимущество — безопасность. Крыльчатка располагается внутри системы, а значит не может нанести вред людям или животным, оказавшимся вблизи лодки.

    На каких лодках устанавливаются

    Парадокс заключается в том, что водометные двигатели используют на гигантских паромах (мощные многовальные водометы), и на гидроциклах. А основной сегмент рынка прогулочных катеров приходится на моторы с гребным винтом. Но в ряде случаев водометные насадки на лодочные моторы оказываются незаменимым. Спасательные суда и катера, что служат буксиром для любителей водных лыж, применяют только водометные двигатели, ведь они полностью безопасны для людей и животных, оказавшихся поблизости.

    Устройство агрегата

    Никаких кардинальных отличий в конструкции водомета и двигателя с гребным винтом нет. Входной вал оснащен импеллером, что создает направленный поток воды. В водомете крыльчатка находится внутри двигателя. Входящее и выходящее отверстие разнятся в диаметре. Изменить направление струи воды позволяет реверсивно-рулевая управляющая система.

    Управление аналогичным катером с разными типами двигателя отличается. Поэтому производители водометов предлагают пройти курс обучения, чтобы пользователь, привыкший к винтовому мотору, изучил нюансы и смог обрести уверенность в действиях. Во избежание турбулентности до попадания воды в импеллер, используется профилированная внутренняя часть водомета.

    Как сделать двигатель своими руками

    Большинство потребителей считают водометные двигатели роскошью, ведь их стоимость может в полтора раза превосходить цену мотора с гребным винтом. Поэтому решение изготовить водометы для лодок своими руками будет выгодным. Практика показала, что лучше отдать предпочтение изготовлению на базе лодочного мотора «Ветерок-12» водомета, что будет обладать отличными эксплуатационными свойствами. Кроме того, стоимость и доступность серийных деталей агрегата играет важную роль.

    После переделки самодельный водомет для лодки добавит в весе всего 1 кг, будет обладать показателем водоизмещения в 450 кг и позволит развивать скорость до 25 км/час.

    Схемы и чертежи

    Главной проблемой может стать поиск водомета оптимальной конструкции. Четкая схема сборки устройства на базе «Ветерок-12» практически не встречается в сети.

    Чертеж водомета на лодку:

    Материалы и инструменты

    Чтобы приступить к работе, нужно подготовить необходимые материалы и инструменты, убедиться в их качестве. Ошибка во время работы или применение низкопробных материалов приведет к поломке мотора. Понадобятся следующие элементы:

    • «Ветерок-12» или другой выбранный вами мотор с фланцем;
    • специальный редуктор;
    • развертки водосборника;
    • металл для заготовок;
    • штуцеры и ступица.

    Среди инструментов не обойтись без сварочного аппарата и расходных материалов, напильника и гибочных вальцов либо оправки. Также заранее нужно купить надежный водостойкий клей от проверенного производителя.

    Процесс изготовления

    Для достижения нужного показателя гидродинамического сопротивления и повышения маневренности лодки, в водосборнике должно быть предусмотрено специальное углубление. Верхняя передняя кромка конструкции должна располагаться на 3,5 см ниже днища. Редуктор крепится на двигателе посредством фланца. На металле рисуются заготовки лопастей (6 шт), что позволит выполнить своими руками импеллер для водомета, обечайки и водосборника. Придать нужную форму частям конструкции можно посредством напильника и гибочных вальцов или оправки.

    После предстоит выполнить большой объем сварочных работ: водоотвод и камера водомета получатся после сварки поперечных и продольных швов. Ступицу следует разместить на бобышке устройства. Место размещения водовода зависит от конструкции лодки: может располагаться в корпусе и за его пределами.

    Водомет для лодки ПВХ создается по аналогичному принципу. Задание упрощается тем, что для модернизации подойдет любой лодочный мотор небольшого веса — импортные модели в этом аспекте имеют преимущество.

    Условия применения водометного двигателя

    Водометы считаются универсальными устройствами, поэтому их используют на любой глубине. Никаких особых требований к агрегатам при установке на ПВХ лодку не предусмотрено. Главное не ошибиться в просчете необходимой мощности самого двигателя, что соответствует параметрам судна. Стоит учитывать все особенности управления плавсредством, что позволит получить преимущества в маневренности и скорости при эксплуатации двигателя.

    Самодельные водометы используются наряду с заводскими моделями, но обходятся гораздо дешевле как при создании, так и в обслуживании.

    Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

    Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.

    Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.

    • Преимущества и недостатки ↓
    • Устройство и принцип работы ↓
    • Популярные модели водометов ↓
    • Отзывы об использовании ↓
    • Установка ↓
    • Насадки на моторы ↓
    • Блиц-советы ↓

    Преимущества и недостатки

    Основными преимуществами водомётов стали:

    • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
    • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
    • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
    • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
    • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
    • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
    • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
    • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

    Основными недостатками мотора можно считать:

    • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
    • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
    • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
    • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
    • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

    Устройство и принцип работы

    Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

    • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
    • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
    • сопловой элемент;
    • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
    • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

    Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

    • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
    • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
    • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

    Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

    • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
    • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
    • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
    • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.

    Популярные модели водометов

    Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

    YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

    Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

    Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

    Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

    Отзывы об использовании

    Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

    Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.

    Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.

    Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!

    Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.

    Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.

    Установка

    Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

    Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

    При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

    Насадки на моторы

    Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

    Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

    • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
    • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
    • Простое техобслуживание.

    Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

    К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

    • Снижение показателей мощности почти на треть.
    • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

    Оцените статью
    Добавить комментарий