Лодка Ока: описание модели, технические характеристики, отзывы

Технические характеристики лодок Ока 4, 3, 2, 1

Лодки «Ока» начали производиться ещё в 1970 году. Изначально конструкция выполнялась исключительно из дюраля, это справедливо для «Ока 1» и «Ока 4». Остальные модели выполнены из ПВХ и являются новыми разработками. Конструкция лодок предусматривает установку моторов различной мощности, но можно ходить и на вёслах, вес конструкции не препятствует быстрому передвижению и манёвренности. Основные задачи лодок «Ока» – туристические прогулки, а ПВХ модели пригодны для охотников и рыбаков.

Общее описание лодок «Ока»

Все дюралюминиевые модели имеют реданы. Благодаря системе реданов лодка обладает отличной остойчивостью, отзывы в отношении лодок «Ока» отмечают выдерживание волн высотой 2 м. Первая модель лодки «Ока» заинтересовала жителей СССР, и ей уделялось много внимания вплоть до 1971 года. Модели «Ока 2–3» из металла не были запущены в массовое производство, так как после построения опытных образцов обнаружилась недостаточная прочность днища. Только на этапе проектирования лодки «Ока 4» характеристики получились пригодными для широкого производства.

Моторная лодка “Ока-4”

Преимущества моделей:

  • удачная планировка кокпита;
  • высокие показатели статической остойчивости;
  • динамическая, курсовая устойчивость не вызывает вопросов;
  • большая мощность устанавливаемых моторов;
  • наличие защищенного места в носу;
  • высококачественный сплав дюралюминия.

По мере распространения выявились некоторые недостатки:

  • уязвимость к коррозии компонентов продольного набора. Сами листы обшивки устойчивы к коррозийному повреждению, а стрингеры, реданы, планширь, спинки сидений и крышки сильно подвергались коррозии. Основная проблема была в том, что коррозия появлялась изнутри;
  • в конструкции лодок «Ока 1» нет боковых треугольников на ветровых стёклах, это привело к попаданию брызг внутрь конструкции;
  • наблюдается обильное брызгообразование при встречных волнах;
  • в «Ока 1» прочность корпуса была достаточной, но выдерживала нагрузку с периодическими скрипами, изгибами и люфтами. В «Ока 4» эта проблема была устранена.

Моторная лодка “Ока”

Характеристики лодки «Ока»

Лодка «Ока 1» – это судно, изготовленное из дюраля, оно относится к глиссирующим моторным лодкам. Производитель лодок «Ока» – Горьковский ЦКБ. Пригодна для перевозки 4 пассажиров по крупным водохранилищам или по морю. Разрешается осуществлять прогулки на расстоянии не более 3 км от берега, при условии волнистости до 0,75 м. Часто используется для буксировки и водных развлечений благодаря установке относительно мощного мотора на 30 л. с. Максимальная грузоподъёмность составляет 400 кг.

Технические характеристики моторной лодки «Ока»:

  • наибольшая длина – 4,07 м;
  • максимальная ширина – 1,53 м;
  • габаритная высота – 0,98 м;
  • бортовая высота в области миделя – 0,64 м;
  • килеватость дна на транце – 6°;
  • килеватость на миделе – 15°;
  • вес конструкции в собранном состоянии (без двигателя) – 140 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека;
  • максимальная грузоподъёмность – 400 кг;

Лодка «Ока 1»

  • наибольшая мощность двигателя – 30 л. с.;
  • развиваемая скорость – до 40 км/час;
  • корпус – Д16ДТ.

В конструкции днища используется новая разработка обводов для улучшения мореходных качеств и стабилизации курсовой устойчивости. Для отработки рисунка обводов был применён опыт других моторных лодок, в том числе зарубежного производства.

В моторной лодке «Ока» используется плоско-килеватое днище. Корпус устроен из отношения габаритов 2,9. Борта сконструированы с небольшим наклоном наружу, в шп. 1, 2, 3 присутствует некоторая выпуклость. Скула выполнена длиной в 0,8 м от траппа и устроена параллельно килю, затем переходит к палубе и носу. Спереди лодка имеет притупленную конструкцию, которая сделана для простоты погрузки и принятия пассажиров.

Корпус выполнен из дюраля (сплав Д16ДТ). Тип изготовления – клёпка. Заклёпки изготовлены из другого сплава – В65 и имеют размеры 3–4 мм, а головки сделаны полукруглыми. Поперечный набор выполнен из 5 листов шпангоутов и 3 флоров. Толщина материала в области днища, транца и палубы – 1,5 мм. Дополнительно конструкция транца усилена приклёпанной доской из сосны и рецесс-выгородкой. В конструкции предусмотрено 6 продольных рёбер, их задача – дополнить реданы. Борта дополнительно обшиваются 1 гофром с продольным расположением.

Моторная лодка “Ока-1” изготовлена из дюраля

Изнутри корпуса используется покрытие, которое выполняет декоративную и защитную функцию. Изготавливается посредством анодирования всех частей с последующей грунтовкой и окраской эмалью.

Часто производится тюнинг лодки «Ока» с помощью обшивки влагоустойчивой фанерой или установки панорамного защитного стекла. Для любителей скоростной езды часто проводится усиление транца фанерой или листовым алюминием, дюралем. Лодка «Ока» нередко обрабатывается полиэтиленом для улучшения ходовых качеств и простоты обслуживания конструкции.

Непотопляемость судна обеспечивают блоки плавучести, изготавливаемые из пенопласта. Располагаются они в носу, непосредственно под палубой, и в кормовой части (под рецессом). В случае затопления лодка остаётся в горизонтальном положении или близком к нему даже при установке подвесного мотора массой до 50 кг.

Судно с широким кокпитом габаритами 2,05х1,41 м, который спереди имеет ветрозащитное стекло (СТ-1 5 мм), окантовка изготовлена из спрессованного профиля (АМг-61). Конструкция стекла выполнена в виде прямоугольника.

В кокпите предусмотрены сидения, выполненные из фанеры и реек, сверху покрываются поропластом (слой 10 мм). Материал обтяжки – кожзаменитель. Механизм крепления позволяет перемещать сидения по кокпиту или снимать их.

Фотография лодки “Ока-1”

Характеристики лодки «Ока 2»

Лодка «Ока 2» – это надувная моторно-весельная лодка, изготавливающаяся из ПВХ. Производится в цвете хаки. Имеет 2 ребра жесткости, они же – сидения для пассажиров. Вместимость лодки – 2 человека.

Технические параметры:

  • наибольшая длина – 2,6 м;
  • максимальная ширина – 1,25 м;
  • высота борта – 0,34 м;
  • полезная грузоподъёмность – 250 кг;
  • количество пассажиров – 2 чел.;
  • материал изготовления – ПВХ.

На фото лодок «Ока-2» заметен тупой нос для увеличения вместимости и скорейшего перехода в глиссирование. Транец используется исключительно навесного типа с максимальной мощностью двигателя в 5 л. с. При заданных параметрах мотора с двумя пассажирами удаётся развивать 8 км/ч.

Лодка «Ока 2»

По бокам имеется 2 крепления для вёсел. Изготавливается с надувным типом днища. Вес в собранном состоянии составляет 15 кг.

Приобрести лодку «Ока 2» можно за 11–12 тыс. рублей.

Характеристики лодки «Ока 3»

Лодка «Ока 3» изготавливается в России под хождение на вёслах. В основе конструкции лежит ПВХ, имеющий армированную структуру и предотвращающий получение пробоин. Днище конструкции имеет увеличенную плотность материала, так как в нём используется дополнительный слой ПВХ.

Характеристики:

  • наибольшая длина – 2,8 м;
  • максимальная ширина – 1,45 м;
  • высота борта – 0,39 м;
  • полезная грузоподъёмность – 215 кг;
  • количество пассажиров – 2 чел.;
  • материал изготовления – ПВХ;
  • плотность материала баллонов – 650 г/м 2 ;
  • плотность дна – 850 г/м 2 ;
  • вес конструкции – 17 кг.

Лодка «Ока 3»

Увеличенная вместимость баллонов предотвращает осадку, увеличивает остойчивость и улучшает проходимость на мелководье. Для непотопляемости конструкции используется 2 герметичных отсека. Дно надувное, настил в комплектации не предусмотрен. Прочность пола лодки обеспечивается двумя жёсткими сидениями.

Модель «Ока 3» не имеет встроенного или вклеенного транца, но можно использовать навесной тип. При установке транца не рекомендуется устанавливать мотор более 5 л. с.

В комплекте лодки поставляется:

  • насос;
  • ремонтный комплект;
  • сумка с ручками для хранения и транспортировки;
  • крепления для навесного транца;
  • алюминиевые вёсла.

Современная цена лодки «Ока 3» составляет 13 500–14 000 рублей.

Характеристики лодки «Ока 4»

Лодка «Ока 4» является последним, самым качественным и распространённым вариантом, выполненным из дюралюминия. В модели килеватость днища составила 14° и увеличена толщина обшивки для решения проблемы с прочностью.

Лодка «Ока 4»

Лодка «Ока 4» – технические характеристики:

  • наибольшая длина – 4,25 м;
  • максимальная ширина – 1,48 м;
  • бортовая высота в области миделя – 0,71 м;
  • килеватость дна на транце – 14°;
  • высота расположения транца – 0,38 м;
  • вес конструкции в собранном состоянии (без двигателя) – 190 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека;
  • максимальная грузоподъёмность – 400 кг;
  • наибольшая допустимая мощность двигателя – 30 л. с.;
  • развиваемая скорость – до 45 км/час;
  • скорость с полной загрузкой – 33 км/час;
  • корпус – Д16ДТ.

Конструкция моторной лодки «Ока 4», аналогично первой модели, выполнена из клёпанного дюралюминия. Обшивка утолщена до 2 мм. Увеличен также размер подмоторного рецесса, его вместительности достаточно для установки 2 стандартных баков для топлива.

Технические характеристики лодки «Ока 4»

Технические характеристики лодки «Ока 4» принципиально не пересматривались, помимо описанных изменений, но была переработана внутренняя часть, теперь появился руль с приборной панелью, мягкие сидения, под которыми устанавливаются рундуки. В носовой части существует защищённое место для хранения вещей. Габариты кокпита остались на прежнем уровне, хотя соотношение сторон немного изменилось – 2,12х1,34 м.

Лодка «Ока 4» получила позитивные отзывы благодаря увеличению мореходных качеств. Она активно используется для путешествий по большим речным каналам, водохранилищам и морям. Для достижения стабильного состояния глиссирования при максимальной нагрузке потребуется мотор 25 л. с. При весе пассажиров с экипировкой в 300 кг будет оптимальным 20-сильный мотор.

Отзывы владельцев лодок «Ока»

Лодка «Ока 4» имеет больше отзывов владельцев, чем другие модели:

Михаил:

«Понравилась из-за высокой прочности, надёжности, вместительности и остойчивости. Главное, за ней следить, иначе будет разрушаться».

Роман:

«Использую ПВХ лодку «Ока 3» уже 4 года и ещё ни разу не подводила, хотя выезжаю на рыбалку каждые выходные».

Владислав:

«От деда осталась лодка «Ока», и она до сих пор на ходу, хотя многие металлические элементы приходилось варить или менять. По сочетанию мореходных качеств и цены – это оптимальный вариант».

Характеристики лодки “Ока 4”

Лодка «Ока-4» была произведена методом проб и ошибок на авиазаводе им. Орджоникидзе. Нужно отметить, что «Ока-4» получилась довольно удачной: прочный корпус, практичная планировка, возможность использования с достаточно мощными моторами сделали ее популярной среди любителей водного транспорта. Конечно, в процессе использования владельцы лодки выявили и некоторые недостатки, такие как сильно забрызгивание при езде, отсутствие боковин на ветровом стекле, неудобства подхода к мотору и др. В следующей статье вы сможете подробно ознакомиться с описанием и характеристиками мотолодки «Ока-4», а также прочитать отзыв владельца «Оки-4».

История мотолодки “Ока-4”

Мотолодка «Ока-4» производилась Горьковским авиазаводом им. Орджоникидзе. «Ока» рождалась в муках. Первоначальные опытные образцы имели угол килеватости днища на транце 6° и толщину обшивки 1.5 мм. При глиссировании на волнении прочность корпуса была недостаточной. Зато четвёртый вариант лодки был уже тщательно “доведён”, получил килеватость днища 14° и более толстую обшивку, что решило проблему прочности.

Корпус лодки изготовлялся из дюралюминия Д16АТ клепаной конструкции. Толщина наружной обшивки — 2 мм. Непотопляемость обеспечена кормовым и носовым блоками плавучести из пенопласта. Лодка оборудована съемным складным тентом и рулевым устройством, ветровым стеклом и мягкими диванами, под которыми имеются вместительные рундуки.

Место для багажа, защищённое от воды, имеется под носовой палубой. Подмоторная ниша (рецесс) имеет такие размеры и форму, что в ней свободно размещаются два штатных топливных бака подвесных моторов. Размеры кокпита 2,12х1,34 м.

Одновременно выпускались три модификации лодки:

  1. В полной комплектации, описанной выше, вес – 190 кг, цена 685 руб.;
  2. C жёсткими сиденьями, по конструкции аналогичными мягким, вес – 171 кг, цена 640 руб.;
  3. С жёсткими банками без спинок, без тента и дистанционного управления, вес – 152 кг, цена 570 руб.

Модификации лодки с неполной комплектацией весили и стоили значительно меньше, что позволяло покупателю выбрать судно в соответствие со своими потребностями и возможностями.

Значительная килеватость днища обеспечивает «Оке-4» достаточную мореходность при плавании по большим рекам и в прибрежной зоне водохранилищ и морей. Для устойчивого глиссирования с полной нагрузкой «Оке-4» необходим мотор мощностью 25 л.с., а при нагрузке в 300 кг достаточно мотора мощностью 20 л.с.

Характеристики лодки «Ока-4»

Длина наибольшая, мм4250
Ширина наибольшая, мм1480
Высота борта на миделе, мм710
Угол килеватости днища на транце14°
Высота транца, мм380
Масса с оборудованием и снабжением, кг190
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.30
Скорость под мотором: “Вихрь-М” (25 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч
с одним водителем, км/ч
30,4

Опыт эксплуатации “Оки-4” в морских условиях

“Ока-4” была первой лодкой моего отца, ну и моей, разумеется. Лодка эксплуатировалась в заливе Петра Великого 16 лет (см. фотогалерею), поэтому её мореходные и эксплуатационные качества мною наиболее изучены. Прежде отец имел некоторый опыт путешествий с друзьями на мотолодке “Казанка-2М”, которая при всех своих положительных качествах обладает неприятной рыскливостью на попутном волнении.

Исходя из полученного опыта и почерпнутых в журнале “Катера и Яхты” теоретических знаний он пришёл к выводу о наибольшей пригодности для прибрежных морских путешествий сбалансированных обводов “моногедрон” с повышенной килеватостью. В то же время лодка должна была быть достаточно лёгкой, чтобы можно было силами экипажа вытаскивать её на необорудованные берега островов в случае необходимости переждать шторм.
В те времена две лодки имели такие обводы – “Днепр” и “Ока-4”, и отец отправился на склад “Спорткультторга”, чтобы на месте сделать окончательный выбор.

Похлопав ладонью по днищу “Днепра”, отец обнаружил,что тонкий металл пружинит, как дно консервной банки. Будучи сам кораблестроителем-конструктором, он понял, что это не сулит ничего хорошего. Днище же “Оки-4”, напротив, было весьма прочным и отлично “держало удар”.

Итак, выбор пал на “Оку-4”. Немного огорчало то обстоятельство, что лодка была второй модификации (см.выше) и имела жёсткие сиденья, для туристских путешествий по морским волнам желательно было иметь мягкие.

Однако уже начиналось лето, а поставок лодок 1 модификации до конца года не ожидалось. Пришлось купить лодку с жёсткими сидениями, а мягкие подушки из дерматина и поролона заказать в спецмастерской отдельно. В результате получилось даже лучше, так как эти подушки можно было легко перенести из лодки в палатку или вообще не брать, например, на рыбалку.

Достоинства лодки “Ока-4”

Два сезона лодка эксплуатировалась под одним “Нептуном-23”. Мощности “Нептуна” было достаточно для глиссирования с семьёй из четырёх человек и припасами на недельный поход. Мореходность лодки оказалась очень хорошей. “Ока-4” позволяла идти любым курсом к волне, не проявляя тенденций к зарыскиванию и зарыванию в волну.

Читайте также:  Как снять кожу с щуки — разделка на филе, метод снятия шкуры «чулком»

Приходилось попадать и на двухметровое волнение, однако и в таких условиях лодка никогда не подводила. На встречном волнении “Ока-4” подвергалась несколько большим ударам, чем более крупная и остроносая “Казанка-2М”, однако на всех других курсах превосходила последнюю. Другие же лодки (“Прогрессы”, “Казанки-5”, “Оби”) уже весьма значительно уступали “Оке”.

Выяснилось, что “Ока-4” имеет довольно удачную планировку. Под передним и задним сиденьями были вместительные рундуки, стенки которых были мощными флорами поперечного набора. За счёт такого совмещения функций вес “Оки-4” был невелик, несмотря на более толстое и прочное днище. Лёгкие деревянные решётчатые пайолы состояли из нескольких небольших секций, поэтому их было легко вынимать и использовать довольно большое на килеватой лодке пространство под пайолами для хранения дополнительных грузов. Вскоре нами были изготовлены специальные алюминиевые канистры для хранения под пайолами запаса бензина для дальних переходов.

22 литра и не держать бензин в кокпите во время походов выходного дня.

В результате при ночлеге в лодке не воняло бензином и не было опасности запачкать о бензобаки какое-нибудь снаряжение. Такая удачная конструкция подмоторной ниши – “фирменная” находка Горьковского авиазавода, применялась кроме “Оки-4” только на плавдаче “Дон”, им же и производимой. Мягкие вещи, боящиеся воды, размещались под носовой палубой. Почти всегда все припасы, топливо и снаряжение удавалось разместить так, что кокпит оставался свободным.

Под конец второго сезона эксплуатации подросшая младшая половина экипажа заметно осложнила выход лодки на глиссирование. Кроме того, случилась, наконец, серьёзная поломка мотора, закончившаяся возвращением на стоянку на буксире. Эти обстоятельства заставили задуматься об установке второго мотора.

Какой второй мотор выбрать? По расчётам выходило, что достаточно для выхода на глиссирование с наибольшей мыслимой нагрузкой 30 л.с., а безопасная предельная мощность – 45

Решили – пусть будет помощнее, чтобы наверняка не отставать от друзей на “Казанке-2М” под двумя “Вихрями-М”. Купили легкий и экономичный “Привет-22”, который имел винт левого вращения.

Предполагали, что двухмоторная установка с винтами противоположного вращения будет иметь преимущество в скорости и лучшую устойчивость на курсе. Транец пришлось переделать и усилить, чтобы сделать возможной установку как двух моторов, так и одного посередине. “Ока-4” и под двумя моторами суммарной мощностью 45 л.с. показала хорошие мореходные качества и безопасность.

Скорость с двумя человеками без багажа превышала 47 км/ч, с нагрузкой более 400 кг и на волнении никогда не была менее 41 км/ч. Прочность корпуса и с повышенной мощностью была более чем достаточной, за все годы эксплуатации из-за ударов о волну ничего не лопнуло и не потекло.

В дальнейшем, из-за резко возросших цен на бензин, пришлось использовать лодку с моторами меньшей мощности. Дёшево подвернулась старая “Москва-М”, и мы часто ставили “Нептун” с “Москвой” или “Привет” с “Москвой”. При мощности 32

33 л.с. “Ока-4” выходила на глиссирование с нагрузкой более 400 кг и показывала скорость около 30 км/ч.

Недостатки лодки “Ока-4”

Главный недостаток “Оки-4” – подверженность сильной коррозии элементов продольного набора. Листы обшивки и штампованный поперечный набор отлично противостояли коррозии, но вот планширь, стрингеры, продольные реданы и рамки крышек и спинок сидений корродировали нещадно. Эти детали были нарезаны из стандартного углобульбового профиля, причём корродировали они не с поверхности, вглубь. Дюраль расслаивался, как промокшая фанера, причём этот процесс протекал с пугающей быстротой.

Первыми начали расслаиваться продольные “реданы”. Спасало только то, что процесс начался с кормовых концов реданов, единственным способом остановить распространение коррозии было вырезание “раковой опухоли” до здорового металла с некоторым запасом. В результате за 16 лет “реданы” сделались значительно короче, что несколько ухудшило ходовые качества.

Рамки крышек сидений приходилось постоянно зачищать от продуктов коррозии и подкрашивать, однако они продолжали расслаиваться вновь и вновь, засыпая серым порошком окислов вещи, перевозимые в рундуках под сидениями. Дольше всего “держались” внутренние стрингеры (к большому счастью, так как внутри лодки заниматься зачисткой и заменой стрингеров было бы крайне неудобно), но и они в конце концов начали расслаиваться.

Самое странное в этой истории с коррозией было то, что на многих других лодках детали из уголкового профиля той же марки дюраля Д16Т превосходно служили много лет без каких-либо повреждений.

Видимо, материал разных заводов-изготовителей имел различия в составе или качестве антикоррозионной обработки, которые и сказывались при эксплуатации в морской воде. Конечно, можно было бы полностью заменить дюралевые уголки набора на профили аналогичного размера из АМг, но мы так и не смогли достать этот материал, да и работа предстояла бы весьма трудоёмкая.

Другой недостаток “Оки-4” – сильная забрызгиваемость при ходе на встречных курсах к волне. С целью упрощения технологии роль продольных реданов на “Оке” играли приклёпанные снаружи на днище углобульбовые дюралевые профили.

Возможно, с точки зрения гидродинамики такое решение и было неплохим (по крайней мере, “Ока-4” была более скоростной лодкой, чем практически аналогичный по обводам “Днепр”, реданов не имевший). Но в носовой надводной части днища эти уголки, призванные отбивать брызги вниз, со своей задачей не справлялись.

Вместо того, чтобы плавно поворачивать поток вниз, уголки дробили струи воды на мелкие брызги, которые выбрасывались вперёд и, подхваченные встречным ветром, обрушивались через ветровое стекло в кокпит. Скуловой же брызгоотбойник имел слишком малую ширину, чтобы перехватить и отбить эти брызги.

Понимая, что переделка реданов и брызгоотбойников будет сопряжена с большим объёмом экспериментальных работ и неизбежных переделок, мы были вынуждены мириться с забрызгиванием.

Ветровое стекло “Оки-4” не имело треугольных боковин, из-за чего один из сидящих на переднем сиденье людей (в зависимости от курса по отношению к ветру) тоже забрызгивался водой. Поставить самостоятельно боковины мешала дефицитность оргстекла и сложность изготовления дополнительных швартовных уток, которые при этом обязательно бы потребовались (в штатном варианте для закладки швартовов использовались литые ручки-кницы, подкрепляющие стекло – см. рисунок).

Некоторые недостатки всё же имела и планировка кокпита лодки: водителю, чтобы подойти к мотору, приходилось перешагивать через поперечное переднее сиденье. Процедура раскладки сидений для ночлега предусматривала сложную перекладку крышек и спинок и потому была несколько утомительной.

Серийная прогулочная моторная лодка «Ока»

Три глиссирующие мотолодки, описания которых публикуются ниже, имеют один общий признак — санные обводы носовой части корпуса с притупленными очертаниями палубы в плане. Такой вариант, при котором борта не сходятся на форштевне, дает конструктору мотолодки классического типа возможность применить современные принципы технической эстетики — удается использовать «модные» формы, состоящие из плоскостей с четкими гранями.

«Тупоносые» лодки, подобные рассматриваемым здесь, имеют не только очевидные эстетические достоинства. но и ряд эксплуатационных преимуществ перед обычными «остроносыми». Благодаря увеличенной в носу ширине палубы повышается остойчивость при большом крене, улучшается всхожесть на волну, кокпит меньше забрызгивает. Важно также отметить увеличение объема носового отсека-багажника и возможность сделать кокпит более просторным благодаря смещению в нос места водителя. Наконец, такие корпуса гораздо проще в постройке, тем более, если обшивка выполняется из листового материала — фанеры или металла.

Разумеется, каких-либо преимуществ в скорости тупой в плане нос не дает и дать не может: ведь рабочий — глиссирующий — участок днища в кормовой половине корпуса не изменяется. Более того, носовые шпангоуты, как правило, получаются более плоскими, а следствием такого уменьшения килеватости является жесткий ход на волне. Поэтому в принципе лодки с тупым носом в какой-то мере менее мореходны, чем их «остроносые» конкуренты, и являются, пожалуй, чисто речными судами (если, конечно, речь идет о глиссирующих лодках обычного типа, а не о тримаранах или морских санях Хикмана).

Одной из самых популярных у нас лодок с санными обводами носовой части корпуса стала «Стрекоза» конструктора Г. Р. Ванамельдера (построить ее можно по чертежам, помещенным в №19 сборника). Эта легкая 3,5-метровая мотолодка рассчитана на глиссирование с подвесным мотором мощностью 8—12 л. с. Рассматриваемые ниже три лодки — «Ока», «Пеликан» и «Альянс» — можно использовать с более мощными моторами; в их проекты внесен ряд усовершенствований в обводах и конструкции. Днище имеет увеличенную, по сравнению со «Стрекозой», килеватость, благодаря чему улучшается поворотливость — меньше дрейф на циркуляции и лодка мягче идет по волне, выше борт, просторнее кокпит.

«Ока» уже является промышленным образцом — о пуске в прошлом году конвейера для массового производства этой лодки сообщалось в 25 номере сборника. Теперь более подробно с ее техническими данными знакомит читателей один из конструкторов лодки — инженер Горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях В. К. Анкудинов. «Ока», без сомнения, является достижением наших судостроителей. Тщательно отработанная гидродинамика, рациональная для крупносерийного производства конструкция, высокая остойчивость и достаточная для прогулок и туристских путешествий комфортабельность, — все это позволяет отнести «Оку» к лучшим образцам. Остается только убедиться в прочности и жесткости клепаного корпуса: ведь именно заклепки доставляют немало неприятностей владельцам «казанок» и «прогрессов», эксплуатирующихся с «Вихрем».

Проект мотолодки «Пеликан», также разработанный в г. Горьком инженером С. А. Калининым, предназначен для самостоятельной постройки с обшивкой из фанеры. Приводим только теоретический чертеж, так как конструкция корпуса может быть выполнена аналогичной любому подходящему проекту, опубликованному в сборнике (например, «Альга» в №8, «Микро» в №17, «Косатка» в №22, «НГМ» в №25).

Лодка «Альянс», построенная волгоградцами В. Исахаровым и С. Шайкевичем, хороша для плавания с большой нагрузкой (5—6 человек). Сужение скулы и подъем киля у транца обеспечивают этой пятиметровой лодке движение в переходном режиме и глиссирование при меньшей нагрузке.

Проект дюралевой глиссирующей мотолодки «Ока» разработан Горьковским ЦКБ по судам на подводных крыльях. Эта четырехместная лодка предназначена для прогулок и туристских плаваний (в светлое время суток, при удалении от берега не более чем на 3 км и при волне не выше 0,5—0,75 м), а также для буксировки воднолыжников. На мотолодку можно устанавливал, подвесной мотор мощностью до 30 л. с. Предельная грузоподъемность ее, включая вес топлива и пассажиров с багажом, 400 кг.

Основные данные

Длина наибольшая, м4,07
Ширина наибольшая, м1,53
Высота борта на миделе, м0,64
Вес с оборудованием (без мотора), кг140
Максимальная скорость хода с «Вихрем», км/час39.6

Применены принципиально новые обводы корпуса, обеспечивающие хорошие мореходные и ходовые качества. Отработка обводов проводилась на основе анализа опыта эксплуатации ряда существующих мотолодок, модельных испытании и обобщения зарубежных данных. Днище — плоско-килеватое с углом внешней килеватости на миделе 15° и на транце — 6°. Отношение длины к ширине равно 2,9. Борта имеют незначительный развал наружу по всей длине, причем бортовым ветвям шм. 1, 2 и 3 придана не пзначительная выпуклость наружу (в основном по технологическим соображениям). Скула на протяжении 800 мм от траппа параллельна килевой линии (ОЛ), а далее поднимается до самом палубы в носовом части. Носовая часть палубы выполнена притупленной для удобства посадки на лодку с носа.

Корпус клепаный из дюраля марки Д16АТ. Применены заклепки из сплава В65 диаметром 3 и 4 мм с полукруглыми головками. Поперечный набор (толщина 1 мм) состоит из пяти выштампованных из листа шпангоутов и трех флоров. Днище толщиной 1.5 мм снаружи подкреплено шестью продольными ребрами из углобульба, одновременно выполняющими роль продольных реданов. Обшивка борта (1.0 мм) подкреплена одним продольным гофром (ребром). Толщина палубы и транца 1,5 мм. К транцу приклепаны сосновая подмоторная доска и рецесс-выгородка.

Декоративно-защитное покрытие корпуса выполнено по следующей схеме: анодирование всех деталей; грунтовка деталей перед сборкой грунтом ВЛ 02; окраска пентафталевой эмалью ПФ-115.

Для обеспечении непотопляемости в носовой части корпуса под палубой, а в кормовой части под рецессом и по бокам от него установлены элементы плавучести из пенопласта.

В затопленном состоянии мотолодка с мотором весом 50 кг остается в положении, близком к горизонтальному.

Кокпит длиной 2050 и шириной 1110 мм спереди защищен ветровым стеклом (СЛ-1 толщиной 5 мм), окантованным прессованным профилем из сплава АМг-61. Стекло сделано прямоугольным, что, на наш взгляд, отвечает современному направлению в архитектуре малых судов.

Сиденья, собранные из реек и фанеры, покрыты 10-миллиметровым слоем поропласта, обтянутого синтетическим кожзаменителем. Их можно перемешать вдоль кокпита либо вовсе снимать, если, например, команда устраивается на ночлег в лодке.

Слани на дне кокпита набраны из сосновых реек сечением 13X38, пропитанных горячей олифой.

Под палубой, вдоль бортов, устроены выгородки для хранения различных предметов снаряжения и снабжения; в форпике — просторный багажник. Для швартовки и буксировки на палубе установлены отлитые из сплава AЛ-8 две утки в кормовой части и рым-молдинг в носу. На транце закреплены два и на форштевне еще один рым-болт.

В снабжение входят черпак, чехол на кокпит (из плащ-палатки), спасательный нагрудник и два дюралевых непотопляемых весла.

Мотолодка имеет дистанционное управление поворотом мотора, состоящее из рулевой колонки, расположенной слева на щитке управления, Штуртросовой проводки с двумя рессорами и четырьмя блоками, траверсы и румпеля.

Утвержденная временная цена (до 1 января 1971 г.) мотолодки «Ока» — 510 рублей.

Ока-4. Стекло с калиткой на моторную лодку Ока-4

Отечественная моторная лодка «Ока-4», технические характеристики которой рассмотрим далее, производилась Горьковским авиационным комбинатом. Это судно претерпело много конструкционных изменений перед серийным выпуском. С четвертой попытки плавательное средство с килеватостью днища в четырнадцать градусов и укрепленной обшивкой было пущено в производство.

Описание

Корпус выполнен из алюминия способом клепки. Лодка «Ока-4» технические характеристики имеет не самые лучшие в своем сегменте. Толщина наружной обшивки составляет всего 2 мм. За непотопляемость отвечает кормовой и носовой блоки с наполнителем из пенопласта.

Плавательное средство оснащено складным тентом съемного типа и рулевым управлением. Предусмотрено ветровое стекло и мягкие сидения. Под креслами расположены вместительные рундуки, багажный отсек защищен от попадания брызг благодаря наличию ограды на носовой палубе.

В подмоторной части свободно помещается пара баков для горючего. В качестве силовых агрегатов используются навесные моторы. Габариты кокпита – 2120/1340 мм. В серийном производстве известны три модификации рассматриваемой марки:

  1. Стандартная комплектация массой 190 кг.
  2. Версия с жесткими сидениями весом 171 кг.
  3. Вариант с прочными банками без спинок (152 кг).
Читайте также:  Морские рыбы с названиями и описанием: список с фото

Что важно знать при выборе ветровых стекол

Старые заводские стекла изготавливались на серийных производствах СССР. Делались они качественно, но со временем всё имеет свойство разрушаться и стареть, поэтому у многих заводские ветровые стекла повреждены или не сохранились вовсе.

Наш конструкторский отдел постоянно модернизирует и совершенствует стекла и рамки остекления для всех серийных отечественных лодок. Стекла производства »Лодка44» делятся на «Стандарт» и «Премиум».

Остекление «Стандарт» максимально приближено по технологическим особенностям к заводским стеклам, по высоте полностью соответствует заводскому аналогу. Боковая часть стекла продлена. В комплекте идет рамка остекления, петли из полированной нержавейки, упорные стойки. Остекление изготовлено из монолитного поликарбоната 3 мм.

Лодка «Ока-4»: технические характеристики

Модели рассматриваемого судна с минимальной комплектацией стоят намного дешевле, что обуславливает популярность таких модификаций у различных слоев населения. Ниже приведены основные параметры технического плана:

  • Максимальная длина – 4,25 м.
  • Ширина/высота – 1,48/0,77 м.
  • Килеватость – 14 градусов.
  • Транец по высоте – 38 см.
  • Снаряженный вес – 190 кг.
  • Показатель грузоподъемности – 400 кг.
  • Вместимость пассажиров – четыре человека.
  • Предельная мощность подвесного мотора – 30 лошадиных сил.
  • Скорость при полной загрузке на силовом агрегате «Вихрь-М» (25 «лошадок») – 30,4 км/час.

Существенная килеватость дна гарантирует, что лодка «Ока-4» продемонстрирует хорошие мореходные качества при передвижении по большим рекам и в прибрежной зоне морских водохранилищ. Кроме того, данное средство отлично показало себя на неглубоких и спокойных водохранилищах.

Оплачивайте как вам удобно

Да, оплата наложенным платежом при получении возможна при доставке Почтой России и транспортной компанией DPD. Необходимо учитывать, что используя оплату наложенным платежом, общая стоимость заказа будет выше, чем при иных способах оплаты.

Вы можете оплатить заказ любым удобным для вас способом: наличными при самовывозе или при получении на Почте, пластиковыми картами Visa/Mastercard, по квитанции Сбербанка, а также с помощью электронных кошельков Яндекс.Деньги, RBK.Money, системы денежных переводов CONTACT, и в салонах Связной и Евросеть.

Средняя стоимость доставки по России составляет 400-1200 руб в зависимости от региона и выбранной транспортной компании.

Отправка товаров осуществляется следующими транспортными компаниями:: Автотрейдинг (сайт: www.autotrading.ru), Желдорэкспедиция (сайт: www.jde.ru), DPD (сайт: www.dpd.ru), ПЭК (сайт: www.pecom.ru), Деловые линии (сайт: www.dellin.ru).

Список городов, в которые отправляются заказы транспортными компаниями, ограничен. С ценами и условиями доставки транспортных компаний Вы можете ознакомиться непосредственно на сайтах компаний или при оформлении заказа в корзине.

Доставка заказа транспортной компанией производится после поступления денежных средств в 100% размере. При доставке компанией DPD возможен вариант оплаты наложенным платежом.

Доставка до транспортной компании по г. Костроме производится бесплатно.

Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

В течение двух недель после покупки у Вас есть возможность вернуть заказ, а также мы даем 1 год гарантии на все наши тенты.

Преимущества

Рассматриваемое плавательное судно может эксплуатироваться с навесным двигателем «Нептун-23». Этого вполне достаточно для нормального глиссирования с экипажем в четыре человека и недельным запасом провианта. Хорошая мореходность, которую показала моторная лодка «Ока-4», позволяет преодолевать волнение на воде до двух метров. Если сравнить судно с похожей по классу «Казанкой-2», последняя уступает практически по всем параметрам.

Четвертая «Ока» имеет весьма удачную планировку, вместительные рундуки, прочное днище и удобные сидения. Решетчатые пайолы состоят из деревянных компактных секций, что позволяет их с легкостью демонтировать, увеличивая пространство для хранения грузов без потери килеватости.

При желании можно установить дополнительные металлические емкости для запаса горючего. Это позволяет преодолевать значительные дистанции без специальной дозаправки. Плоскодонный рецесс размещен меду бортами, два стандартных бензобака вмещают по 20 литров топлива. При этом запах бензина не ощущается в кокпите благодаря особенностям конструкции лодки. Вещи, особо подверженные воздействию влаги, размещаются под носовой палубой, а снаряжение и инструменты расположены максимально удобно, не занимают полезное место в кокпите.

Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя


1 — сопло водомета; 2 — карданный вал; 5 — цепная передача; 4 — двигатель; 5 — выброс воздуха.
Над бортами лодки выступают вентилятор и частично головки цилиндров. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, центр тяжести ее размещен достаточно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что значительно ниже, чем при установке на «Казанке» двух моторов «Москва». Двигатель закреплен с наклоном до 5° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и валом водомета установлен карданный валик, для которого использована полуось мотоколяски вместе с двумя шарнирами.

Установка имеет дистанционное управление и щиток контрольных приборов от автомобиля «Победа». Бензобак от автомобиля «Москвич 401» расположен под задним сиденьем.

Силовая установка должна обязательно иметь разобщительную муфту. Дело в том, что двигатель нельзя глушить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания он дает длительное время вспышки, сопровождающиеся сильными стуками поршневой группы. Двигатель должен некоторое время поработать на холостых оборотах. При этом головки цилиндров быстро охлаждаются, и после выключения зажигания двигатель сразу останавливается. При работе двигателя на малом газу с постоянной нагрузкой быстрого охлаждения не происходит — слишком мало число оборотов, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при подходе к берегу.

Эксплуатация

Как показывают отзывы, после нескольких сезонов эксплуатации нередко возникает проблема с силовым агрегатом и выходом плавсредства на глиссирование. Как вариант, можно установить пару «Вихрей» или силовую установку «Привет-22», что экономичнее в плане расхода топлива. Лодка «Ока-4», технические характеристики которой представлены выше, рассчитана на максимальную мощность силового агрегата в пределах 30 лошадиных сил.

Двухмоторная установка позволяет достичь скоростных преимуществ и устойчивости на неспокойной воде. Если усилить транец, вполне реально оборудовать судно силовой установкой мощностью порядка 45 «лошадок». По мореходным качествам рассматриваемое плавательное средство показывает неплохие параметры безопасности при скорости 40 км/ч (полная нагрузка). Прочность корпуса проверена временем и тестовыми испытаниями, он выдерживает удары приличной силы, не деформируясь. Тем, кто хочет немного сэкономить на расходе топлива, специалисты рекомендуют агрегировать в паре двигатели «Нептун» и «Москва». Это позволяет выходить на глиссирование при нагрузке в 400 килограммов со скоростью порядка 30 км/час.

Минусы

Лодка «Ока-4», фото которой представлено выше, имеет ряд недостатков. Основной минус – это подверженность коррозии деталей продольного набора. Это касается планшира, стрингеров и продольных реданов, а также спинок сидений. Элементы изготовлены из обычного углового профиля, без дополнительной обработки от ржавления.

Вследствие такого решения дюраль могла расслаиваться, как промокшая фанера, причем, по словам владельцев плавсредства, процесс не заставлял себя долго ждать. В качестве профилактики необходимо постоянно зачищать проблемные места, иначе коррозия быстро уничтожает элементы, которые потом приходится просто заменять новыми аналогами.

«Ока-4» – лодка (отзывы приведены ниже), которая имеет еще один существенный недостаток. Это сильная забрызгиваемость во время движения на встречном курсе при волне. Поскольку на рассматриваемом плавательном средстве роль продольных реданов играют дюралевые профили, приклепанные снаружи, уголки дробят встречный поток на мелкие брызги, которые выбрасываются вперед и ветром направляются на ветровое стекло. При этом защита днища и бортов с ними не справляется, что и приводит к попаданию воды на палубу и в кокпит. Невзирая на такую конструкционную особенность, рассматриваемое судно получило лучшие мореходные и скоростные качества по сравнению с ближайшими конкурентами.

Общий вид «Казанки» с водометом

Конвертируя двигатель, я оставил воздушное охлаждение и дополнительно ввел водяное охлаждение масла в картере двигателя. В картер уложил змеевик из медной трубки с внутренним диаметром 10 мм. Трубка имеет тепловой контакт с внутренними ребрами картера для лучшего охлаждения масла. Масляный радиатор снял, вместо него установил перепускную трубку, а образовавшийся проем закрыл заглушкой. Теперь воздух, который раньше проходил через радиатор, используется для более интенсивного охлаждения цилиндров двигателя. Вода подается в змеевик, затем через тройник попадает в водяные рубашки глушителей и, охлаждая выхлопные трубы, выбрасывается за борт. Больше никаких переделок я не делал, кроме самых мелких: установка реле-регулятора и т. д.

Двигатель установлен вентилятором в корму и без капота, так что встречный поток воздуха складывается с потоком вентилятора. Крутящий момент от двигателя к валу водомета передается с помощью цепной передачи в масляной ванне. Коробка передачи жестко соединена с двигателем. Вся силовая установка размещена между транцем и предпоследним шпангоутом, занимая в длину примерно 600 мм от транца.

Особенности

«Ока-4» – лодка, характеристики которой рассмотрены выше, – оснащена ветровым стеклом без треугольных боковин. Такая особенность способствует тому, что сидящий впереди человек не защищен от летящих брызг. Смонтировать дополнительные защитные элементы самостоятельно вполне реально. Но для этого необходимо найти качественное оргстекло, а также приспособить швартовные утки. В штатном варианте используется литая ручка типа кницы, которая фиксирует стекло.

Определенные недостатки отмечаются и в планировке кокпита. Для того чтобы попасть в моторный отсек, водителю потребуется перешагнуть через поперечное фронтальное кресло. Для ночлега можно разложить сидения, передвинув спинки и крышки, что представляет собой довольно трудоемкий и долгий процесс.

Отзывы потребителей

Итак, выше мы рассказали, какие имеет лодка «Ока-4» технические характеристики. Отзывы владельцев позволяют сделать вывод, что в целом потребители довольны плавсредством. Во-первых, судно имеет хорошие мореходные и скоростные качества. Во-вторых, оно отличается прочностью и устойчивостью при волнении. Кроме того, лодка обладает неплохой грузоподъемностью и возможностью использования различных навесных моторов мощностью до 30 лошадиных сил.

Среди минусов пользователи отмечают высокую подверженность коррозии определенных элементов и забрызгиваемость пассажирской части. Однако в сочетании с приемлемой ценой рассматриваемая лодка вполне конкурентоспособна по сравнению с другими аналогами, имеющими не такие высокие показатели прочности и надежности («Москва», «Днепр», «Казанка»).

Каковы технические характеристики лодки Ока-4?

Моторизированная лодка была сконструирована и произведена на Горьковском авиазаводе им. Орджоникидзе. В первых моделях, «Ока» имела небольшой угол килеватости, всего 6о, что сказывалось на ее устойчивости.

  • Описание
  • Технические характеристики
  • Достоинства лодки «Ока-4»
  • Недостатки
  • Заключение

При толщине обшивки в 1.5мм, ее прочность оставляла желать лучшего, особенно во время глиссирования. Но уже с приходом модели лодки «Ока-4», все характеристики плавательного средства стали лучше.

Описание

Судно имеет алюминиевый клепанный корпус. За счет пенопластового наполнения по бортам лодки, она имеет отличные показатели непотопляемости. В комплектации идет складной тент, который при желании можно снимать.

Ока оснащена ветровым стеклом для защиты от прямого ветра и попадания брызг на водителя. В кокпите имеются мягкие сиденья для размещения 4 пассажиров. Под сиденьями оборудованы рундуки.

Рядом с транцем, возможно, поместить пару баков с горючим. Габариты кокпита 2м 20см на 1м 34см, вполне позволяют размещаться на судне с комфортом. Описываемое судно имеет три различные модификации, которые можно различить по общей массе:

  1. Имеющие стандартную комплектацию, при массе 190 кг.
  2. Оборудованные жесткими сиденьями с массой 171кг.
  3. С сидушками без спинок 152 кг.

Технические характеристики

Данная модель считается бюджетным вариантом. Судно содержит минимальную комплектацию. Исходя из данного фактора, лодка «Ока-4» доступна по цене многим покупателям и потому пользуется не плохим спросом.

  1. Максимальные показатели длины судна – 4м 25см.
  2. Максимальные показатели ширины – 1м 48см.
  3. Борта, высотой – 71см.
  4. Килеватость днища – 14о.
  5. Высота в области транца – 38см.
  6. Масса загруженной лодки – 190кг.
  7. Максимальная грузоподъемность – 400кг.
  8. Экипаж – 4 человека.
  9. Мощность двигателя – 30 л.с.

При такой килеватости днища, судно гарантированно показывает отличные показатели мореходности на реках, озерах и в зонах, находящихся не далеко от берега.

Достоинства лодки «Ока-4»

Судно может эксплуатироваться с навесным двигателем «Нептун-23», который обладает достаточной мощностью для совершения поездок с имеющимися пассажирами на борту. Общее количество пассажиров не должно превышать четыре человека.

Способность лодки, противостоять волнению воды до 2 метров, пользователи говорят о ее хорошей мореходности. Проводя сравнение между «Казанкой-2» и «Ока-4», первая практически во всем проигрывает второй.

Конструкторы постарались над созданием внутренней планировки судна. На «Оке-4» имеются комфортные сидушки для размещения пассажиров. Под ними оборудовали объемные рундуки для складирования в них различных мелких деталей, которые могут пригодиться при эксплуатации или во время ремонта лодки.

На полах лодки расположились решетчатые пайолы, выполненные из дерева. Они съемные и при желании с легкостью могут демонтироваться для расширения пространства либо простой уборки судна.

Возле транца, есть место для размещения баков с топливом. Укомплектовав лодку сорока литрами горючего, можно совершать путешествия на дальние расстояния, не беспокоясь о дозаправке. В передней части судна также есть место для хранения вещей.

Недостатки

Лодка «Ока-4», как и любое другое судно подобного типа, имеет свои недостатки. Основным, можно считать – разрушение металлических деталей, коррозией. Этому подвержены следующие детали:

  • Планшир.
  • Стрингеры.
  • Продольные реданы.
  • Спинки сидений.

Все перечисленные комплектующие части изготавливаются из металлического уголка, который не подвергался дополнительным обработкам от продуктов ржавления. В результате чего железные части расслаиваются и начинают образовывать трещины и дыры.

Чтобы такого не происходило, судно подвергают постоянному тщательному осмотру, и все проблемные места обрабатывают средством от ржавчины и покрывают краской. В противном случае, детали будут подвержены замене.

Еще одним недостатком лодки «Ока-4», который нельзя обойти вниманием, является плохая защищенность от брызг. Во время хода судна навстречу волне, все вода летит через ветровое стекло и попадает в кокпит, что может вызывать неудобство. Но, несмотря на такой недостаток, судно имеет лучшие показатели в мореходности и скоростных показателях, если проводить сравнения между подобными лодками.

Планировка кокпита хотя и обладает определенной долей комфорта, но и не лишена недостатков. Один из таких – это фронтальное сиденье, размещенное на всю ширину судна. Для того чтобы перебраться из носовой части к мотору, необходимо преодолеть это препятствие.

Читайте также:  Рыбалка на Химкинском водохранилище — как добраться на левый берег Химок, выбор снастей, наживок

Вторым, и также немаловажным минусом, является подготовка места для ночлега. Для этого необходимо поработать над сиденьями и их спинками, что представляет собой процесс, требующий времени и затрат энергии.

Заключение

Из приведенной статьи можно судить о технических характеристиках и качестве лодки «Ока-4». Если эксплуатировать плавательный транспорт, соблюдая определенные правила ухода, то такая модель сможет послужить долгую службу.

Сушилка для рыбы своими руками: обзор конструкций

Лето – благодатная пора для сбора ягод, грибов, рыбной ловли и других приятных занятий. Часто перед удачливым рыболовом возникает проблема сохранения добытого улова на длительный срок. В настоящее время существует несколько наиболее применяемых способов. Среди них можно особо выделить сушку рыбы. При качественном выполнении этой операции улов может быть сохранен на год и более. Для обеспечения высокого качества процесса предлагаем вам изготовить сушилку для рыбы, используя минимум материала и инструментов.

Перед началом работ считаем необходимым указать на некоторые особенности подобного приспособления. Обязательным элементом современной сушилки является сетчатое обрамление корпуса. Его задача препятствовать проникновению внутрь мух, которые стремятся отложить на свежий продукт будущее потомство. Кроме этого для закрепления рыбы используются прочные шнуры, способные выдержать вес обрабатываемого улова. Расположенные на дне сушилки поддоны обеспечат сбор выделяющегося из рыбы рассола и влаги, активно выделяющихся в первые несколько дней.

Сборка ящика для сушки рыбы

Процесс изготовления приспособления начнем с монтажа корпуса. Чтобы своими руками изготовить сушилку для рыбы подойдут различные материалы. В описываемой нами конструкции корпус выполним из деревянных брусков сечением 30×30 миллиметров. Древесина для деталей может быть выбрана как лиственных, так и хвойных пород. Ориентируясь на желаемые габариты приспособления, напилите необходимое количество деталей в соответствии с представленным фото, используя столярную ножовку, электрическую дисковую пилу или электролобзик.

После пиления во избежание травмирования при эксплуатации сушилки бруски необходимо прострогать до гладкости с помощью ручного или электрического рубанка. Сборку корпуса рекомендуем выполнить с помощью саморезов, заворачивая их отверткой или шуруповертом. Легкость сборки позволяет быстро собрать сушилку при многодневной поездке на рыбалку в отдаленные районы нашей страны. При высоких летних температурах воздуха сушка может стать единственным способом сохранения улова.

Дополнительную прочность конструкции сушилке помогут обеспечить дополнительно устанавливаемые поперечные бруски. Для достижения максимального качества сборки рекомендуем угловые соединения усилить установкой дополнительных металлических деталей. Стальные уголки так же присоединяйте саморезами.

Для удобства использования, добавления порций свежей рыбы и съема готовой продукции удобно дополнить сушилку открывающейся дверцей. Она изготавливается в виде рамы с поперечным бруском и дополнительно укрепляется оконными уголками. Для навешивания дверцы можно использовать различного вида навески или рояльные петли, закрепив их к корпусу и дверце небольшими шурупами.

Следующий этап работ по монтажу сушилки для рыбы, изготавливаемой своими руками – установка внутренних тросиков для навешивания рыбы. Это удобно сделать, используя рым-винты, представляющие собой стальное кольцо, присоединенное к стержню с винтовой нарезкой. Для их установки можно использовать любую отвертку. Достаточно вставить инструмент в кольцо, слегка нажать при начале ввинчивания, а в дальнейшем поворачивая рым-винт вдоль своей оси ввернуть его на необходимую глубину. К кольцам крепежей привяжите любой прочный шнур.

Закончить монтаж приспособления стоит установкой дна в нижней его части, изготовленного из листов фанеры или оргалита. Стенки сушилки обтяните прочной нейлоновой сетью с минимальным размером ячеек. Для этого хорошо использовать встречающуюся в хозяйственных магазинах оконную сетку. Помните, что ее основная функция состоит в предотвращении проникновения внутрь мух. Крепление дна и сетки удобно выполнять с помощью строительного степлера. Во избежание прорыва сетчатого материала сушилки, при креплении сложите его края в несколько раз или уложите сверху прочную пластиковую ленту.

Для удобства транспортировки, например во время уборки помещения, закрепите с внешней стороны торцовых стенок две мебельных или дверных ручки, а на дно установите пластиковые или алюминиевые поддоны.

Самодельная сушилка для рыбы из пластикового ящика

Кроме описанного, можно встретить и другие варианты сушилок. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Первый вид приспособления отличается бюджетностью и простотой. В его основе пластиковый ящик для стеклянной тары с установленными поперечными брусочками для навешивания рыбы. Защиту от насекомых обеспечивают два съемных сетчатых чехла.

Подвесная сушилка для рыбы

Следующий вид сушилки практически лишен корпуса. Он представлен большим сетчатым мешком, внутри которого закреплены такие же сетчатые полки, имеющие стальной проволочный каркас. При этом способе рыба не висит, как при всех остальных, а располагается лежа.

Основа очередной конструкции сушилки изготовлена из крупноячеистой стальной строительной сетки, дополнительно обтянутой тканевой марлей. Явным недостатком этого вида является недолговечность натуральной сетки, что потребует дополнительных расходов после ее износа.

Сушилка из металлопрофиля

Последний из описываемых нами сегодня вариантов организации сушилки имеет самый длительный срок эксплуатации. Это обеспечивается за счет применения в основе конструкции деталей из алюминиевых сплавов. Обеспечение герметичности между корпусом и крышкой верхняя кромка стенок дополнительно проклеена резиновым уплотнителем.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации – нам интересно ваше мнение 🙂

Как сделать сушилку для рыбы своими руками

В летний период большинство рыболовов становятся обладателями увесистого улова. Главной проблемой в данном случае является обеспечение сохранности добычи на протяжении длительного периода. Решением проблемы может стать сушка улова, что предотвратит порчу продукции ближайшие 8-12 месяцев.

Однако для обеспечения сушки потребуется специальная сушилка. Её можно как купить в любом специализированном магазине, так и изготовить своими руками. Для этих целей потребуется небольшое количество материалов и инструмента.

  • Виды сушилок ↓
  • Определяемся с размерами ↓
  • Изготавливаем сушилку для рыбы самостоятельно ↓
  • Сушилка, изготовленная на основе пластиковых ящиков ↓
  • Из пластиковых панелей и уголков ↓
  • Собираем сушилку на основе пластиковых панелей и уголков ↓
  • Из деревянных брусков ↓
  • Монтаж сушилки ↓
  • Пошаговый процесс сборки ↓
  • Монтаж сушильной камеры из деревянных брусьев ↓
  • Пошаговое руководство ↓
  • Дополнительные варианты ↓
  • Пошаговый процесс монтажа ↓
  • Блиц-советы ↓

Перед тем, как приступить к изготовлению изделия, следует немного ознакомиться с его особенностями, к которым относятся:

  • сетчатое обрамление корпусной части – обязательный элемент сушилки, препятствующий проникновению мух внутрь;
  • наличие прочных шнуров, выдерживающих увесистую рыбную массу – выполняют роль крепления улова;
  • расположение поддонов в нижней части сушилки – позволяет собирать вытекающий из рыбы рассол (особенно много выделяется влаги в первые 3-4 дня).

Виды сушилок

Существует огромное количество разновидностей сушилок, которые классифицируют согласно:

  • моделей;
  • размерных характеристик;
  • вместительности;
  • материала изготовления.

Среди основных наиболее популярных видов стоит выделить:

  • каркасный тип;
  • складной;
  • стационарный;
  • подвесной;
  • предназначенный для просушивания рыбы;
  • универсальный тип (можно использовать не только для сушки рыбы, но и ягод, грибов, зелени).

Несмотря на небольшое различие конструкций они объединены наличием сетчатых (марлевых) стенок, не нарушающих прохождение воздушных масс и препятствующих отложению личинок мух на рыбе. Наличие дверцы (для загрузки и выгрузки продукции) делает процесс размещения весьма простым.

Определяемся с размерами

Чтобы производить загрузку и выгрузку улова с максимальным комфортом следует правильно определить размеры сушилки. Оптимальным вариантом станут следующие габариты:

  • показатель высоты – около 120 см;
  • длина – 100 см;
  • ширина – 75 см.

Сушилка в данном случае получится вместительная и на ней расположится как минимум три уровня. Каждый из уровней должен быть оснащён тремя металлическими прутьями, что позволит подвешивать улов. Сушильная камера с указанными габаритами позволяет за один раз завяливать 80-100 карасей (массой около 300-400 гр каждый).

Изготавливаем сушилку для рыбы самостоятельно

Чтобы определиться с видом сушилки следует изначально понять какие материалы имеются в доме на данный момент.

Внутренние элементы сушильной камеры состоят из:

  • струн;
  • крючков.

Наиболее значимой и трудоёмкой частью камеры считается корпус. Именно он оградит добытый улов от насекомых.
Ниже представлены популярные варианты изготовления сушилок из подручных средств. Предложенная инструкция позволит быстро соорудить камеру.

Наиболее значимой и трудоёмкой частью камеры считается корпус, именно он оградит добытый улов от насекомых

Сушилка, изготовленная на основе пластиковых ящиков

Подбираем пластиковые ящики любого размера и формы. Учитывая плохую пропускную способность воздушных масс пластика, необходимо позаботиться об обеспечении камеры вытяжкой.

При изготовлении не обойтись без следующих материалов и инструментов:

  • пластиковых уголков (дюралевого вида);
  • клеевой основы (жидких гвоздей);
  • крепёжных деталей (болтов);
  • шуруповёрта и лобзика.

Главным преимуществом пластиковой конструкции является лёгкость сборки и эксплуатации. Помимо этого конструкция может разбираться, поэтому содержать её в чистоте не составит труда.

Учитывая плохую пропускную способность воздушных масс пластика, необходимо позаботиться об обеспечении камеры вытяжкой

Из пластиковых панелей и уголков

Подобная конструкция имеет сходство с описанной выше моделью. Главным отличием в данном случае является пластиковый ящик (готовый), который берётся за основу в первом варианте. Второй вариант подразумевает его изготовление своими руками, задавая при этом желаемые размеры.

При изготовлении конструкции не обойтись без следующих материалов:

  • пластиковых моделей;
  • направляющих;
  • уголков;
  • финишных планок;
  • клеевой основы (жидких гвоздей);
  • проволоки для прутьев;
  • вытяжки;
  • сетки (выполняет функцию закрывания входного отверстия).

Собираем сушилку на основе пластиковых панелей и уголков

  1. На панели из пластика следует произвести замеры высоты ящика.
  2. Отрезаем необходимое количество планок. Для определения количества потребуется разделить показатели длины и ширины (предполагаемые) на размерные показатели панели. В конце число необходимо округлить.
  3. Аналогичным образом вырезаются детали для поверхности дна и крышки сушильной камеры.
  4. Монтаж пластиковых панелей достаточно прост. Одна из панелей фиксируется в уголке необходимой длины. Оставшиеся панели закрепляются в области пазов с помощью жидких гвоздей.
  5. Собрав сторону до конца, приступаем к закреплению верхней части финишной планкой. Нижняя часть и второй край скрепляется с помощью уголка.
  6. Подобным образом собираются следующие стороны камеры. После этого производим монтаж панелей поверхности дна конструкции.
  7. Собрав последнюю сторону, проверяем, чтобы в верхней части изделия по всей длине размещалась финишная планка.
  8. Элементы крышки склеиваются между собой и облагораживаются крайние части благодаря применению планок.
  9. Размещаем прутья по той же схеме, как и в предыдущей вариации монтажа сушилки из ящика (пластикового).
  10. Оснащаем изделие вытяжкой и используем конструкцию по назначению.

Из деревянных брусков

Сушилка, изготовленная на основе деревянных брусков считается наиболее простой конструкцией. Перед изготовлением следует позаботиться о подготовке:

  • саморезов;
  • брусков;
  • москитной сетки (тюля).

Монтаж сушилки

Соблюдая нехитрые правила можно быстро изготовить сушильную камеру. Рассмотрим вариант на основе ящика из пластика.

Пошаговый процесс сборки

  1. С помощью лобзика вырезаем пару отверстий в противоположных стенах ящика.
  2. В первом отверстии размещаем вытяжку (крепление осуществляется с помощью жидких гвоздей).
  3. Следующее отверстие потребуется для прохождения воздушных масс. Закрываем его сеткой используя клеевую основу.
  4. Закрепляем уголки, создавая своеобразную полочку, её уступы послужат основой для фиксации крючков и рыбы.
  5. Уголки следует разместить параллельно один другому на противоположных стенках. Если позволяет высота ящика, то можно соорудить несколько рядов.
  6. Просверливаем небольшие отверстия в уголках, соблюдая расстояние около 9-10 см. Все пары уголков оснащаются идентичными отверстиями.
  7. Используя толстую проволоку делаем прутья. Для этого выполняем замеры ящика от одной крайней точки до другой и добавляем пару см с каждой стороны. Нарезаем необходимое количество прутьев.
  8. С первой стороны делаем загиб прибавочного количества прута соблюдая угол 90 градусов. Через противоположную сторону производим нанизывание улова (через глаза). Вторая сторона загибается аналогично первой и вставляется в заранее подготовленное отверстие на уголках.
  9. Включив вытяжку и накрыв с помощью крышки конструкцию можно применять сушилку по назначению!

Сушилка, изготовленная на основе деревянных брусков считается наиболее простой конструкцией

Монтаж сушильной камеры из деревянных брусьев

Пошаговое руководство

  1. Для удобства эксплуатации следует изготовить конструкцию на ножках. Исходя из этого первоначально рекомендуется сделать замеры высоты изделия совместно с опорными элементами.
  2. Нарезаем брусья и соединяем их между собой с помощью саморезов.
  3. Каркасная часть готова!
  4. Обе боковины каркаса оснащаются дополнительными брусочками, на которых станут размещаться струны. Для их изготовления могут быть применены бельевые верёвки или прочные прутья.
  5. Начиная от верхней части конструкция плотно обтягивается сетчатым материалом и фиксируется с помощью строительного степлера.
  6. Любой из доступных подручных материалов может выполнять роль крышки.

Любая из сушилок может быть изготовлена своими руками. Самым главным вопросом в данном случае станет приобретение необходимого инструмента и материала. Подбирая модель, важно учитывать особенности использования сушильной камеры. Это позволит предугадать необходимость оснащения дополнительными элементами, к примеру ножками, подвесными креплениями, вентилятором и т.д.

Дополнительные варианты

Можно перечислять варианты конструкций для сушки рыбы до бесконечности.

Ещё одним популярным дополнительным вариантом сушильной камеры является изделие с наличием решётки для вывода.

При изготовлении подобной сушилки не обойтись без:

  • вытяжки (80 куб.м.);
  • решётки для вывода;
  • дюралевых уголков (потребуется пара кусочков длиной соответствующей длине большой стороны ящика);
  • болтов (10-12 шт. потребуются для фиксации уголков и вытяжки);
  • жидких гвоздей;
  • металлических прутьев, обладающих диаметром 3-4 мм – 10 шт.

Пошаговый процесс монтажа

  1. Размечаем участки для отверстий под выход и вытяжку на меньших боковых сторонах ящика.
  2. Размерные показатели не должны быть больше посадочных диаметров выхода.
  3. С помощью лобзика выпиливаются отверстия.
  4. Одно из отверстий размещает вытяжку. Зафиксировать её можно к стеновой панели с помощью 4 болтов.
  5. Второе отверстие закрывается решёткой, посаженной на боковую границу жидкими гвоздями.
  6. Дюралевые уголки закрепляются на двух противоположных сторонах сушилки, в нижней и верхней областях. Скрепление производят болтами.
  7. На полученных полках просверливаются 6 отверстий (сквозных). Очень важно их равномерно расположить на обоих уголках.
  8. Сооружаем металлические прутья из прочной нержавеющей проволоки в необходимом количестве.
  9. Монтируем прутья и используем сушильную камеру по назначению.

Оцените статью
Добавить комментарий