Как выбрать катушку для спиннинга – мультипликаторная, безынерционная и инерционная

Как выбрать катушку для спиннинга? (+видео)

Выбор катушки для спиннинга – одна из самых сложных задач для новичка. Обилие характеристик, предрасположенность к тем или иным способам ловли, конструкция и прочие нюансы могут поставить в тупик и бывалого рыболова. Вопросов добавляет и цена катушки, которая очень опосредованно связана с ее реальными характеристиками: самые дорогие модели могут давать мизерное преимущество перед бюджетными, и покупка топовой модели может не решить ваших проблем.

В такой ситуации нужно только разобраться самому во всех аспектах выбора катушек, и научиться ориентироваться в ассортименте самостоятельно. Мы подготовили эту справочную статью, чтобы помочь вам в выборе вашей лучшей катушки.

Типы катушек для спиннинга

Технически, термин “катушка для спиннинга” применим лишь к безынерционным катушкам – “мясорубкам”. Инерционные же катушки хоть и можно установить на спиннинговое удилище, но на архаичные инерционки типа “Невских” сейчас почти не ловят, а для современный мультипликаторных инерционок существует отдельный класс удилищ – кастинговые, имеющие специальный подпальцевый триггер и особую конструкцию колец. Подробнее о них вы можете прочесть в этой статье .

Безынерционные катушки

Большинство рыбаков под термином “катушка для спиннинга” подразумевает именно безынерционные катушки. Появившись в конце 19 века безынерционные катушки получили огромную популярность сначала в Европе, а потом и во всем мире, за исключением, разве что США, где на тот момент уже сложилась многолетняя культура применения мультипликаторов.

Безинерционки простые в обслуживании и недорогие, а самое их выдающееся качество – большая дальность и легкость заброса, а также эффективная работа с небольшими приманками и тонкой снастью. Далее в статье речь пойдет именно о выборе безинерционных катушек.

О других типах катушек, которые вы можете установить на спиннинг, вы можете прочесть в конце статьи.

Характеристики безынерционных катушек

Безынерционка – технически сложный механизм, обладающей массой технических характеристик, каждая из которых влияет на возможности и цену катушки. Рассмотрим их подробнее.

Передаточное число

Количество оборотов ротора за один оборот рукоятки катушки называют передаточным числом – чем больше передаточное число, то тем больше лески за оборот катушка выбирает. Средним значением передаточного числа является 5:1, значения меньше него характерны для силовых катушек, а больше – для скоростных и лонгкастовых.

    Низкие передаточные числа – тяговые характеристики вырастают, нагрузки на катушку распределяются равномернее, и вытащить действительно крупную рыбу становится чуточку легче. Низкие передаточные числа подходят для ловли на приманки типа крэнкбейт, джеркбейт и для тяжелого джига.

Высокие передаточные числа – можно быстрее сматывать большие объемы лески, быстрее обловить большую площадь. Скоростные катушки более чувствительны, и хорошо работают с большинством приманок, кроме самых тяжелых – чрезмерные нагрузки могут вывести их из строя. Быстрые катушки хорошо подходят для твичинга, выбирать ослабление шнура удобнее с высоким передаточным числом.

Средние передаточные числа – если вы не представляете для чего конкретно будете использовать катушку, то рекомендуем вам выбирать универсальные катушки с передаточным числом от 5:1 до 6:1. Такие катушки подойдут для большинства видов ловли и анимации всех приманок.

Фрикцион катушки

Фрикционный тормоз в катушках имеет фундаментальное значение – он не позволяет сойти рыбе при сильный рывках, сдавая леску под нагрузкой, и бережет снасть от обрыва.

Фрикцион бывает передним, задним и также двойным, но для спиннинговой ловли применяют только первые два.

  • Задний фрикцион подойдет для рыбаков, желающих получить универсальную катушку, которую можно применять и для других способов ловли. Он основан на поджатии винтом группы шайб с тефлоновыми прослойками, блокирующих вращение вала. Он нетребователен к уходу, может долгое время обходиться без обслуживания и позволяет быстро менять шпулю. Минус заднего фрикциона – низкая чувствительность снасти, неудобная регулировка в процессе вываживания и недостаточная плавность схода лески.
  • Передний фрикцион подойдет вам если вы планируете ловить этой катушкой только хищную рыбу. Он состоит из нескольких шайб из абразивного материала в корпусе самой шпули – такая конструкция усложняет и делает шпулю дороже, к тому же ее замена становится сложнее. Зато передний фрикцион предлагает гораздо большую чувствительность снасти и более плавный сход лески при работе тормоза. Минус заключается в необходимости своевременного ухода за фрикционным пакетом, иначе он может потерять абразивные свойства.

Обе конструкции тормоза имеют свои преимущества, но если вы всерьез планируете заниматься спиннинговой ловлей, то мы посоветуем катушки с передним фрикционом, так как они позволяют лучше чувствовать поклевку.

Вне зависимости от типа фрикциона, необходимо обязательно отпускать его после рыбалки до свободного вращения шпули – так вы существенно продлите срок эксплуатации катушки.

Типоразмер катушки

Размер шпули напрямую влияет на количество и сечение лески, и косвенно – на дальность заброса. В спиннинговой ловле в основном используют размерность от 1000 до 4000, но в отдельных редких случаях, например для морской ловли, это могут быть катушки со шпулей 5000-7000.

Чем меньше значение размерности, тем легче снасть и приманка может использоваться с этой катушкой. Вот примерная таблица соответствия типоразмера шпули и веса применяемой оснастки:

  • 1000 – примерный диаметр лески 0,06-0,12, вес приманок до 8 грамм;
  • 1500 – примерный диаметр лески 0,13-0,16, вес приманок до 12 грамм;
  • 2000 – примерный диаметр лески 0,16-0,22, вес приманок до 18 грамм;
  • 2500 – примерный диаметр лески 0,2-0,25, вес приманок до 28 грамм;
  • 3000 – примерный диаметр лески 0,25-0,3, вес приманок до 35 грамм;
  • 3500 – примерный диаметр лески 0,3-0,35, вес приманок до 50 грамм;
  • 4000 – примерный диаметр лески 0,32-0,43, вес приманок до 70 грамм;
  • 4500 – примерный диаметр лески 0,4-0,45, вес приманок до 90 грамм;
  • 5000+ – примерный диаметр лески от 0,3 и выше, вес приманок 100+ грамм.

Разумеется, вы можете использовать любые приманки и любую толщину лески с вашим типоразмером, но для лучшей чувствительности и дальности заброса рекомендуем придерживаться этого списка.

Для начинающих спиннингистов рекомендуем выбирать катушки от 1000 до 2500 для легких и ультралегких удилищ, 3000-4000 для среднего класса, и 4000+ для морской спиннинговой ловли или хеви джига – такие сочетания типоразмера и класса удилища позволяют добиться оптимального соотношения баланса, не перегружать элементы оснастки и не утомлять руку при частых забросах.

Подшипники

Количество подшипников – чуть ли не первая характеристика, которой козыряют разные производители. Но так ли она важна?

Существует миф, что чем больше подшипников в конструкции катушки – тем лучше она должна работать, но на самом деле это лишь переусложняет конструкцию, снижает ее надежность и делает более чувствительной к загрязнению.

Для отличного плавного хода и равномерной разгрузки механизма достаточно 4-6 подшипников, большая часть катушек оснащена именно таким количеством. Маркировка +1 означает наличие роликового подшипника обгонной муфты стопора обратного хода.

Второстепенные характеристики при выборе катушки

Существуют также и характеристики, которые влияют в большей степени на удобство использования, но они все еще достаточно важны:

  • Механизм укладки лески отвечает за подачу шпули, бывает на основе бесконечного винта или на основе кривошипно-шатунной передачи. Нельзя однозначно сказать какой механизм лучше, на качественных моделях укладка лески равномерна вне зависимости от типа механизма.
  • Нагрузка на фрикцион – максимальный вес, который сможет выдержать полностью затянутый фрикционный тормоз, указывается в килограммах. Характеристика которая примерно очерчивает границы применения катушки, но буквально ее воспринимать не стоит – умелый рыбак сможет вывести рыбу многократно превышающую по весу максимальную нагрузку.
  • Вес катушки влияет на удобство ее использования и баланс всей снасти при длительной ловле. Тяжелая катушка на легком бланке, и наоборот, легкая на тяжелом изменит центр масс всей снасти и снизит эффективность заброса. Более тяжелые катушки также менее чувствительны при прочих равных условиях.
  • Ориентация рукояти на правую или на левую руку имеет значение, даже несмотря на то что большинство катушек имеет возможность перестановки рукоятки. В праворуких катушках главная пара отбалансирована под свою сторону, и в случае установки рукоятки на левую сторону износ механизма значительно ускорится.

Катушка для новичка

Для тех кто только начинает свои первые шаги в спиннинговой ловле, мы рекомендуем одну из небольших универсальных катушек с передним фрикционом и типоразмером 2000-3000 и передаточными числами от 4,8:1 до 5,2:1. Такая катушка будет хорошо работать с большинством типов приманок, встанет на любой лайт-медиум спиннинг, и обойдется в небольшую сумму денег.

Среди таких бюджетных катушек советуем обратить внимание не только на именитых Daiwa и Shimano , но и на амбициозных китайских производителей вроде Stinger и Ryobi – в этой ценовой категории они выступают почти на равных.

Виды катушек и как выбрать лучшую для спиннинга

Важную роль в удачной спиннинговой ловле играет качество катушки. Эта деталь подвержена постоянным нагрузкам, особенно они сильны во время вываживания крупной рыбы. Поэтому к выбору катушки надо подходить серьезно.

  • Виды катушек ↓
  • Безынерционные ↓
  • Инерционные ↓
  • Мультипликаторные ↓
  • Критерии выбора катушек ↓
  • Подбираем правильно ↓
  • Особенности выбора ↓
  • Блиц-советы ↓

Виды катушек

Катушки для спиннинга бывают 3 видов:

  1. Безынерционные.
  2. Инерционные.
  3. Мультипликаторные.

Каждая модель, имеет свою специфику применения, преимущества перед другими моделями и недостатки.

Безынерционные

Получили наибольшее распространение благодаря простоте использования и высокой надёжности механизмов, используемых при изготовлении таких моделей. Безынерционные устройства состоят из корпуса, в который установлена неподвижная шпуля. Лескоукладчик, приводимый в движение передаточным механизмом от ручки, наматывает леску на шпулю.

Безынерционные – бывают тяговые и скоростные. Тяговые модели предназначены для комфортного вываживания массивной рыбы, которая оказывает большое сопротивление рыболову. Передаточное соотношение таких катушек до 5,0:1.
Например, передаточное соотношение 4,0:1 позволит за один оборот ручки, намотать 4 оборота лески на шпулю.
Скоростными безынерционные устройства считаются, если передаточное соотношение больше 5,0:1.

Преимущества использования таких катушек заключаются в отсутствии инерции при забросе, а также возможности выбора катушки под определённый стиль ужения рыбы. Качественные безынерционные модели отличаются высокой степенью износостойкости и плавности хода.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость таких изделий и возможный выход из строя из-за использования в такой конструкции большого количества деталей.

Инерционные

Имеют более простую конструкцию и состоят из барабана, закреплённого на перпендикулярной оси корпуса такой катушки. При забросе приманки, катушка раскручивается и леска стравливается с барабана. Катушка оснащена трещоточным тормозом, который используется и в качестве сигнализатора поклёвки.

Инерционные устройства очень надёжны в эксплуатации, имеют некоторые особенности, которые неопытным рыболовам приносят большие неудобства при обращении с такими изделиями.

Такие случаи нередки при забросах приманки во время сильного ветра, поэтому многие рыболовы могут на раннем этапе освоения спиннинга с инерционной катушкой, отказаться от использования такой надёжной и недорогой модели.

В том случае, когда рыболов овладеет тонкостями рыболовного искусства с использованием инерционной катушки, можно не опасаться выхода из строя устройства, даже во время вываживания крупных рыб массой до 60 кг.

Мультипликаторные

Являются разновидностью инерционных моделей, но имеют существенные отличие от последних. Наличие передаточного механизма позволяет на стадии выбора катушки для спиннинга выбрать модель в зависимости от предположительной скорости подмотки лески.

Кроме этого, многие модели мультипликаторных устройств позволяют отключать катушку в момент заброса от передаточного механизма. Торможение барабана осуществляется с помощью встроенного механизма, когда приманка достигнет своей цели.

Существенными недостатком мультипликаторных катушек является высокая стоимость таких изделий. Даже для начального освоения рыбной ловли с использованием катушек таких моделей полный спиннинговый комплект обойдётся не менее 10 000 рублей. Другие недостатки практически отсутствуют по причине тщательно продуманной лучшими инженерами механики таких изделий, которая не даёт сбоев даже при ужении рыбы в экстремальных условиях.

Критерии выбора катушек

Существует несколько критериев выбора катушки для спиннинга:

Если осуществляется ловля хищной рыбы, которая ведёт засадную тактику охоты, катушка используется с минимальным передаточным числом, обеспечивающим плавное движение приманки на небольшой скорости

Стоимость изделия.

  • Место рыбной ловли.
  • Порода рыб, на которую осуществляется охота.
  • Личные предпочтения.
  • Наиболее дорогими изделиями являются мультипликаторные модели катушек. Стоимость устройств, предназначенных для морской рыбалки может доходить до 40 000 рублей. Такие модели имеют большой размер, барабан которых вмещает до 1000 метров толстого плетёного шнура.

    Безынерционные модели тоже стоят не дёшево. Инерционные модели можно приобрести за 500 рублей, и даже качественные и надёжные экземпляры таких устройств не слишком сильно ударят по бюджету рыболова.

    От места ужения рыбы, зависит и правильный выбор устройства. Нежелательно использовать инерционные модели при ловле с берега рядом с деревьями, ветви которых свисают низко над водой. Даже при использовании короткого удилища при забросе приманки, она может зацепиться и “борода” из лески в таком случае гарантирована.

    Безынерционную катушку использовать можно в любом водоёме, но размер устройства зависит от дальности заброса приманки. Небольшие устройства совершенно не подойдут для этой цели по причине невысокой лесоёмкости шпули.
    Мультипликаторные модели, когда используются для ловли крупной морской рыбы, также подбираются соответственного размера.

    Последняя категория выбора катушки для спиннинга является строго индивидуальной, и зависит от предпочтений рыбака, от его привычек и тактики рыбной ловли. Цвет, вес и наличие дополнительных функций этого устройства подбираются рыбаком лично, во время приобретения покупки в магазине.

    Нежелательно использовать инерционные модели при ловле с берега рядом с деревьями, ветви которых свисают низко над водой

    Подбираем правильно

    Правильно подобранное устройство для вываживания рыбы с удилищем составляет одно целое. Этот механизм должен быть сбалансирован, поэтому не рекомендуется использовать модели катушек, которые не подходят по классу и массе используемому спиннингу.

    Для установки на ультралайтовое удилище обычно используются безынерционные изделия размером 1000 – 1500. Во многих случаях вместимости шпули таких изделий достаточно для комфортной рыбалки. Вес катушек для ультралайтовой ловли должен быть минимален, идеальны для использования в этом качестве модели изготовленные из магниевого сплава.

    Для морской рыбалки применяются модели, внутренний механизм которых надёжно защищён от попадания солёной воды. Для морского троллинга используются мультипликаторные модели. Такие устройства изготовлены из материалов, способных выдержать высокие нагрузки при вываживании крупной морской рыбы. Барабан таких устройств позволяет намотать достаточное количество толстого шнура для ловли рыбы на большой глубине.

    Строение безынерционных катушек

    Особенности выбора

    В качественных моделях безынерционных катушек для изготовления корпуса применяются современные композитные материалы, позволяющие максимально облегчить вес изделия

    Безынерционные катушки являются наиболее универсальными устройствами, но при выборе следует обратить внимание на следующие детали этого изделия.

    Качественная шпуля должна быть изготовлена из лёгкого алюминиевого сплава. Размер шпули выбирается максимально большим, если спиннинг используется для дальних забросов приманки. Безынерционное устройство оснащается подшипниками из нержавеющей стали. От качества и количества этих элементов зависит лёгкость хода во время подмотки лески.

    Фрикционный тормоз должен иметь плавную регулировку, особенно эта функция важна для точной настройки спиннинга категории ультралайт. Если планируется ловить рыбу массой более 3 кг, то механизм устройства должен быть оснащён байтраннером, который позволяет стравливать леску во время сильных рывков рыбы.

    В качественных моделях безынерционных катушек для изготовления корпуса применяются современные композитные материалы, позволяющие максимально облегчить вес изделия.

    Рукоятка должна быть достаточно удобной для ловли рыб в различных режимах. При выборе безынерционных устройств следует изучить технический паспорт изделия, который поставляется вместе с катушкой и упаковкой. Большинство указанных в этом документе параметров можно проверить при осмотре изделия в магазине.

    Мультипликаторные изделия отличаются большим запасом прочности, имеют значительную лесоёмкость и элегантный внешний вид. При выборе этих моделей следует учитывать следующие особенности.

    Если изделие приобретается для морской рыбалки, то внутренние механизмы устройства должны быть надёжно защищены от попадания воды во внутреннюю часть изделия. Для троллинга следует выбирать модели, предназначенные именно для этого вида ловли рыбы. Такие устройства изготавливаются из нержавеющей стали и могут быть укомплектованы счётчиком.

    Читайте также:  Моторные лодки Прогресс, Прогресс-2, Прогресс-2М, Прогресс-3М и Прогресс-4

    Как и безынерционные устройства, мультипликатоные оснащаются подшипниками, благодаря которым достигается плавность хода. Количество подшипников в качественных устройствах не должно быть менее 3 шт.

    Передаточное число механизма, может быть от 3,2:1 до 6,2:1. Быстрые модели необходимы для спиннинговой ловли хищной рыбы, которая преследует свою добычу, медленные – для силового вываживания массивной добычи, и медленной проводки приманки. Наиболее долговечны и безупречны в эксплуатации являются мультипликаторные устройства, оснащённые противовибрационной системой вращения.

    Лучшие катушки для спиннинга 2021

    Рейтинг топ-10 по версии КП

    Японский производитель товаров для рыбалки представляет свою версию лучшей катушки для спиннинга. Упор делают на корпус из металла и повышенную надежность механизма. Основные узлы сделаны по фирменной технологии V-metal concept. Они монолитны, поэтому ломаться здесь нечему. Оборудована передним тормозом тонкой регулировки. Чтобы отрегулировать от максимума до нуля, нужно совершить всего четыре оборота. Шпуля — сердечник для намотки — также стальная. Покупатели отмечают, что местный механизм работает с леской максимально аккуратно, не допуская «провалов», которые присущи бюджетным изделиям. В катушку установлен бесконечный винт. На такой леска ложиться крест на крест на крест. Это положительно сказывается на дальности заброса и удобстве вываживания. Ручка у катушки складная. Все изделия предназначено под левую руку, однако ее вполне реально использовать и при хвате другой рукой.

    Характеристики

    Безынерционная под левую руку, передний фрикционный тормоз, корпус из алюминия, восемь шарикоподшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 4.9:1, вес 290 г.

    + Долговечность

    – Некоторые детали со временем начинают люфтить, но на работе это не сказывается

    Интересный яркий дизайн. Плетенка ложится ровно. Ручка вкручивается в корпус. Это означает, что не будет никакого люфта. Отметим, что подобная функция чаще присуща более дорогим моделям от 10-15 тысяч рублей. Большая часть комплектующих модели сделана из карбона. Душка толстая и пустая внутри. Это защищает ее от деформации при возможных ударах. Ролик лесоукладывателя как подобает лучшей катушке для спиннинга покрыт нитридом титана. Значит не будет стираться. Фрикцион обладает плавной регулировкой, механизм крепкий. Главная шестерня сделана из нержавейки. Обычно, производители ставят алюминиевую деталь. Они разного качества: есть так называемый авиационный, который обладает повышенной прочностью, есть более дешевые варианты.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, шесть шариковых подшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 5.2:1, вес 175 г.

    + Материалы и исполнение как в самых дорогих моделях

    – Не позволяет делать самый дальние забросы

    Как и самые популярные удилища этого бренда, их наиболее распространенные катушки для спиннинга идут под наименованием «Катана». Это также новая модель на рынке как для 2021 года. Изделие в лаконичном черном корпусе. Сделано из композита. Есть размеры на 3000 и 4000, так что можно использовать не только для спиннинга, но и с фидерами, и пикерами. Для поплавочных удилищ есть модели меньшего размера. Среди явных плюсов, ее прочность, плавность и надежность. Оборудована мощным фрикционным тормозом переднего типа. В механизме два шариковых подшипника и один роликовый. Детали стойки к коррозии, поэтому можно брать такую на рыбалку в соленой воде. В катушке вместительный ролик для лески, есть блокировка обратного хода. По соотношению цены и качества это одна из лучших доступных моделей. Поэтому если не хотите долго выбирать лучшую катушку для спиннинга, то можно просто взять «Шимано».

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, два шариковых подшипника, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 5.0:1, вес 260 г.

    + Достойная мощность

    – Присутствует погрешность при намотке лески

    Одна из самых новых моделей на рынке товаров для рыбалки в 2021 году. Серия Ninja у этого японского бренда была давно. В ее составе одна из самых популярных катушек среди рыболовов — A. Модель LT своего рода реинкарнация — доработка и улучшение известного аксессуара. Кстати, он до сих пор в продаже, стоит на 1000 рублей дешевле. Перед нами безинерционка. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Light & Tough — «легкость и прочность». Покупатели отмечают неимоверную гладкость хода наряду с большой мощностью. Вес у нее то что нужно — 240 грамм. Умеет работать с тонкими шнурами. Подойдет для походов за судаком, щукой, окунем и форелью. Радует наличие автоматического реверса, бесшумная работа и защита от скручивания лески.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, четыре шариковых подшипника, шпуля из алюминия, передаточное число 5.3:1, вес 240 г.

    + Легкий ход

    – Ни в комплекте, ни в продаже нет запасных шпуль

    Бюджетный вариант инерционной модели, достойный места в рейтинге лучших катушек для спиннинга. Делают в Китае. Рыбак, живший в советские годы, глядя на такую может вспомнить катушку «Невская». Такие модели называют «колесом» за их примитивную форму. Работает с поплавочной снастью и на спиннинговых удилищах. Конструкция здесь не монолитная, а сборная. Это означает с одной стороны большую хрупкость, а с другой возможность поправить что-то самому при выходе функции из строя. Стойки из алюминиевого сплава, а корпус из углепластика. Несмотря на явную бюджетность изделия, в нем отмечают неплохой баланс и равномерный ход. Тормозной системы здесь нет. Вместо этого вы останавливаете вращение ладонью. Отметим, что для такого нужна определенная сноровка и навык работы с аналогичными инерционными катушками.

    Характеристики

    Инерционная, пластиковый корпус, шпуля из алюминия.

    + Цена

    – Острые края царапают ладонь

    Одна из популярных недорогих катушек не только для спиннинга, а вообще для самых разных способов ловли. Она однозначно не может претендовать на первые строчки нашего рейтинга лучших. Но изделие все же неплохое. Из минусов прежде всего вес и габариты. Да, ее размер наибольший — 4000, но есть и более компактные аналоги. Производитель рекомендует такую любителям и опытным спиннингистам. Как и в более дорогих зарубежных моделях ролик лесоукладывателя покрыт нитридом титана — материал обладает повышенной прочностью. А вот к самому механизму укладывания шнурка есть претензии рыбаков. Иногда он схлопывается при забросе. Есть система, которая позволяет избежать закручивания лески. Блокировка заднего хода происходит мгновенной. Фрикционный тормоз обладает тонкой регулировкой.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, шесть шариковых подшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 5.14:1, вес 302 г.

    + Подойдет для многих способов ловли

    – Неоптимальные габариты

    Часть корпуса сделали из высокомодульного углерода, который также известен как графит. По задумке, это должно было положительно сказаться на весе. Но по сравнению с конкурентами он все равно довольно высок. Зато материал прочный. Все подвижные детали ходят как надо, не люфтят. Есть нарекания к плавности — ее явно недостаточно. Фрикционный тормоз чувствительный, удобно настраивать максимальное усилие, чтобы не допустить обрыва при вываживании крупных особей. Ротор легкий, обладает достойным балансом. Сзади катушки установлен флажок-переключатель. Это моментальный стопор обратного хода. Рукоятка усилена для удобства работы, ее можно переставлять. Приятно, что производитель, невзирая на небольшую цену, кладет запасную шпулю. Правда, она не алюминиевая, что считается наиболее предпочтительным материалом, а из графита. Катушкодержатель удобно расположен. Вращается очень быстро, при этом не допуская перегрева лески.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, корпус из графита, пять шариковых подшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 5.5:1, вес 293 г.

    + Полное отсутствие люфтов

    – Ход нельзя назвать плавным

    Это бюджетная серия. В первую очередь предназначена для оснащения спиннинговых удилищ. Корпус и ротор сделаны из карбопласта — высокоуглеродный пластик. Материал чаще всего встречается в недорогих моделях. Внутри детали из латуни и алюминия. Ход очень легкий и плавный. Есть система обратного стопора. Скошенный бортик алюминиевой шпули позволяет осуществлять дальние забросы. Плюс шпуля рифленая, чтобы не допускать прокрутки намотанного шнура. На ней также установлена фиксирующая клипса. Фрикционный тормоз выдерживает около 5 килограмм. Позади ротора есть рычаг реверса. По щелчку можно выбирать: будет крутиться ручка в одну стороны или в оба направления. Ручка складывается вполовину для транспортировки. Еще ее можно переставить на другую сторону. В комплекте есть запасная графитовая шпуля.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, корпус из пластика, шесть шариковых подшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 6.3:1, вес 289 г.

    + Хорошая укладка лески

    – Требует очень бережного обращения

    Глянцевый графитовый корпус смотрится стильно. Те, кто берет ее в руки, первым делом выделяют легкий ход. Рукоятки от изделия к изделию люфтят. Но с этим можно смириться. Есть фрикцион затянуть до предела, то шпуля все равно будет прокручиваться. Не сильно, но при мощных забросах вероятно это сыграет роль. Гайка небольшая, под большие руки будет неудобна. В комплекте две шпули из алюминия. Леска ложится практически идеально: мотки параллельно друг к другу. Иногда наблюдаются провалы, но для изделия в такой ценовой категории — это допустимо. Душку ролика сделали из анодированного алюминия. Положение четко фиксируется, так что даже при грубых забросах скакать она не будет. Ручку можно снимать и переставлять под удобную руку. Ротор легкий, но его минус — открытость. Уязвим для влаги и грязи.

    Характеристики

    Безынерционная, передний фрикционный тормоз, корпус из графита, семь шариковых подшипников, роликовый подшипник, шпуля из алюминия, передаточное число 5.0:1, вес 269 г.

    + Достойное исполнение всех деталей

    – Открытый ротор

    Это катушка для хэви-спиннингов, то есть тяжелых. Предназначена для охоты за очень крупной добычей. Поэтому сам аксессуар массивный и тяжелый. Это же благоволит механизм байтраннер. С его помощью в критичный момент можно сделать так, чтобы леска вообще не цеплялась за шпулю. Делается это по нажатию рычага. Такой трюк необходим для вываживания сомов, сазанов, толстых карпов или, например, массивных особей толстолобика. Сама по себе модель очень бюджетная. Поэтому можете взять что называется на пробу. Понять, нравиться ли вам байтраннер или это избыточная в вашем случае функция. В дальнейшем можно докупить и более дорогую модель. Это сделана из графита, подшипники — стальные. Есть антиреверс. Рукоять из алюминия двойная. Такое решение сейчас встречается редко, но есть его поклонники. В комплекте есть запасная карбоновая шпуля.

    Характеристики

    Безынерционная, байтраннер, корпус из графита, шпуля из алюминия, передаточное число 5.2:1, вес 360 г.

    + Шанс испытать новый аксессуар по доступной цене

    – Учиться пользоваться байтраннером

    Как выбрать катушку для спиннинга

    Типы катушек

    Наиболее широко известны три типа катушек это мультипликаторные, инерционные и безынерционные.

    Мультипликаторные. Компактная в габаритах катушка для спиннинга, которая проста в управлении, оснащена системой передач. Данная модель способна выдерживать до 60 кг, отличается высокой чувствительностью и долговечностью. За счет своих высоких эксплуатационных характеристик — дальность заброса, высокая скорость сматывания лески — мультипликаторные катушки используются в море опытными спиннингистами. К недостаткам стоит отнести высокую цену, вес и необходимость тонкой настройки механизма.

    Инерционные. Катушки данного вида хоть и выполнены из современных легких материалов, считаются устаревшими. Спиннингисты применяют их преимущественно при джиговой ловле, так как инерционные модели отличаются повышенной чувствительностью. Среди других ее достоинств отметим:

    • низкую цену;
    • простой механизм с большим барабаном;
    • поклевка сразу ощущается пальцами;
    • надежность и долговечность (в механизме нечему ломаться).

    Главный недостаток инерционных катушек — это отсутствие фрикционного тормоза, леска продолжает раскручиваться даже когда приманка попала на крючок. Спиннингисту придется приложить усилия, чтобы остановить вращение барабана и не дать леске запутаться.

    Безынерционные. Пользуются повышенной популярностью у рядовых спиннингистов, так как могут устанавливаться на разное рыболовное оборудование. Техника заброса легко осваивается, практически не нужна практика. Безынерционные катушки реализуются разных размеров, видов и материалов. Дальность броска лески зависит от веса приманки, при ее попадании в воду, скоба лесоукладчика возвращается в исходное положение. Достоинства:

    • плавный ход.
    • высокая скорость сматывания.
    • хороший фрикционный тормоз.
    • точная балансировка.
    • средняя ценовая категория.

    Недостатками является ограниченное тяговое усилие и достаточно сложный передаточный механизм.

    Характеристики любой катушки определяются следующими показателями: тип и емкость шпули, габариты, вес, количество подшипников, нагрузка на фрикцион. Выбирать следует исходя из вида рыбы, которую спиннингист собирается ловить. Нет смысла переплачивать за катушку из антикоррозионных материалов, если не планируется рыбалка в соленой воде.

    Катушки небольших размеров стоит выбирать для рыбалки в озерах и портах, средних — для ловли с лодки. Большие лучше использовать для скальной рыбалки, если планируется ловля форели, тунца или лосося.

    Корпус катушки производится из графитового материала или алюминиевого сплава. Алюминиевые модели прочнее, но графитовые катушки легче, выбор зависит от предпочтений рыбака.

    Катушки для спиннинга

    Спиннинговая рыбалка кардинально отличается от остальных видов рыбалки, так как ее результат зависит от умений спиннингиста, а также от элементов снасти. Эффект от рыбалки зависит от того, насколько правильно подобраны все элементы снасти. Только так можно получить от рыбалки максимум удовольствия, а в противном случае можно ожидать массу проблем и одни неудобства. Все дело в том, что спиннингист осуществляет очень много забросов, да и проходит он в поисках рыбы большие расстояния, а это нагрузки, как на руки, так и на другие мышцы. При этом, стоит обращать внимание, как на сам спиннинг, так и на катушку с леской, а также на приманку. Если все они будут соответствовать всем предъявленным требованиям, то спиннинг будет работать абсолютно безотказно, а главное — он будет ловить рыбу.

    Все элементы снасти важны, но наиболее ответственным узлом является катушка. Почему? Все очень просто. Катушка предназначена для выполнения некоторых функций. Ее устройство довольно сложное, так как ей приходится превращать поступательное движение лески во вращательное движение, для намотки на шпулю. От надежности этого механизма зависит исход всей рыбалки. Поэтому очень важно и правильно выбрать катушку, чтобы она работала тихо и без рывков. Особенно это актуально по отношению к начинающим спиннингистам, которые только начинают осваивать технику спиннинговой ловли рыбы.

    Какие бывают катушки для спиннинга

    Широкое распространение получили 3 вида катушек, которые на сегодня известны спиннингистам. Это такие катушки, как:

    Инерционные

    Этот вид катушек хотя и считается устаревшим, но некоторые спиннингисты все же их используют, при джиговой ловле. Они это объясняют тем, что инерционные катушки позволяют сделать снасть более чувствительной, что позволяет своевременно определять поклевки. Во время проводки, спиннингисты фиксируют леску пальцами, поэтому поклевки сразу же ощущаются ими. Конечно, инерционные катушки имеют один, но существенный минус: она раскручивается по инерции даже тогда, когда приманка оказалась в заданной точке. Поэтому задача спиннингиста — вовремя осуществить остановку ее вращения. Если этого не сделать, то леска легко запутывается, и рыбалка на этом может закончиться. Ловля с этой катушкой требует особого мастерства.

    Безынерционные

    Пользуются большой популярностью среди рыболовов, поскольку их устанавливают, как на спиннинги, так и на другие орудия ловли. Ее использование не требует особой практики: уже после первых забросов реально освоить технику заброса и осуществлять различные виды проводок. Выпускаются эти виды катушек для различных условий ловли, разных размеров и применяются при этом различные материалы. Безынерционной катушкой очень легко пользоваться. Перед забросом необходимо откинуть скобу лесоукладчика и прижать леску к удилищу указательным пальцем (зафиксировать). После этого осуществляется заброс приманки. Когда удилище окажется в определенной точке (где-то под углом в 45 градусов), леска отпускается, после чего она начинает разматываться из шпули под действием веса приманки и приданного ей ускорения. Чем больше вес приманки, тем дальше ее можно забросить. Когда приманка попадает в воду, скобу лесоукладчика возвращают в первоначальное положение. После этого осуществляется проводка. Спиннингист вращательными движениями рукоятки начинает наматывать леску на шпулю, а лесоукладчик позволяет сделать это аккуратно.

    Мультипликаторные

    Такие катушки еще называют морскими, поскольку они предназначены для ловли большой рыбы. Это достаточно мощные катушки с большой дальностью заброса и скоростью сматывания лески. В последнее время их все чаще начали устанавливать опытные спиннингисты на спиннинги. На сколько это правильно — решать им. Но этот вид катушек так же требует опыта и для новичков они не подходят. Когда осваиваешь технику проводок, не обязательно иметь крутую, дорогую катушку.

    На что следует обращать внимание при выборе катушки

    Чтобы правильно выбрать катушку для спиннинга необходимо знать, какими характеристиками они обладают.

    Если взять опытных рыболовов, то они уже знают, какую катушку следует подобрать для конкретных условий рыбалки, а вот для начинающих — это может оказаться настоящей проблемой. Как правило, они не понимают, почему их спиннинг не ловит рыбы. Не имея никакого опыта, они выбирают катушку по своему усмотрению, зачастую не обращая внимания на ее характеристики: они думают, что чем дороже катушка, тем она лучше.

    Выбирая катушку для спиннинга, следует обратить внимание:

    • На плавность и легкость вращения механизма.
    • На размер шпули, в зависимости от условий ловли.
    • На вес катушки, так как приходится все время держать снасть в руках.
    • На механизм укладки лески, от чего зависит качество и дальность забросов.
    • На материал изготовления, от чего зависит долговечность изделия.
    • На наличие фрикционного тормоза.
    • На форму и способ крепления рукоятки.
    • На дужку лесоукладывателя.

    Плавность и легкость хода катушки

    Подобные характеристики оказывают серьезное влияние на исход рыбалки, так как это позволяет легко и правильно управлять приманкой и равномерно укладывать леску на шпулю. Не правильная укладка создает проблемы во время рыбалки, так как возможно запутывание лески во время забросов, а это не даст возможности забросить приманку далеко и точно, что немаловажно.

    Механизм шпули во время работы не должен создавать посторонних шумов, так как они по леске передаются к приманке и могут насторожить рыбу. Гладкость шпули так же имеет важное значение, поэтому ее обязательно нужно проверить, проводя пальцем по ее бортику. Если имеются хоть малейшие зазубрины, такую катушку лучше не покупать.

    Размер катушки и шпули

    Размер шпули зависит от размера катушки и наоборот. Размер катушки указывает на ее способность выдерживать определенные виды нагрузок: чем больше катушка, тем больше ее мощность, а значит, с ее помощью можно поймать большую рыбу. На каждой катушке указывается, сколько лески и какой толщины вмещается на шпуле. Размер катушки помечается цифрами 1000, 2000, 3000 и т. д. При этом, можно легко, даже по этим цифрам определить, сколько и какой лески вмещается на катушке. Например: катушка с обозначением 3000 вмещает 100 метров лески, толщиной 0,3 мм или 300 метров — толщиной 0,1 мм.

    Для ловли не большой хищной рыбы, например, окуня, достаточно иметь катушку с обозначением 1000-2500. Только выбирать нужно качественные катушки. Размер катушки от 3000 до 5000 больше подходят для тяжелых условий рыбалки, когда ловить приходится крупные экземпляры рыбы. Катушки большего размера применяются редко, поскольку рыба больших размеров водится в морях и океанах.

    Вес катушки

    Вес катушки играет очень важную роль, поскольку спиннингисту приходится все время держать удилище в руках. Чем легче катушка, тем меньше нагрузка на руки, а значит комфортнее рыбалка. Но и здесь, как говорится, имеются подводные камни. Чем легче катушка, тем слабее она, так как делается такая катушка из легких не прочных материалов. Но если это материал легкий, но прочный, то такая катушка может стоить больших денег. Для непрофессионалов — это вопрос принципиальный, так как порой рыбалка превращается в достаточно дорогое увлечение. Что касается профессионалов, то они больше отдают предпочтение легким, дорогим, фирменным катушкам, чтобы они не подвели в самый решающий момент. Для любителей — это золотая середина: дешевую не стоит брать с принципиальных соображений, а дорогая просто не нужна.

    Механизм укладки лески

    Безынерционные катушки могут иметь один из двух механизмов укладки лески: с бесконечным винтом или с кулисой.

    Оба механизма, выполненные качественно, позволяют равномерно укладывать леску, без образования борозд и горбов.

    Существует 2 типа намотки лески: прямолинейная и перекрестная. Прямолинейная намотка обеспечивает плотную и ровную укладку, при этом на шпуле вмещается больше лески. Но эта намотка имеет свой недостаток: соседние витки часто цепляются друг за друга, от чего страдает качество заброса.

    Этого недостатка лишена перекрестная намотка, но на шпуле вмещается меньше лески.

    Кроме этого, прямолинейная намотка может быть цилиндрической, в виде прямого и обратного конуса. При цилиндрическом способе шнур укладывается параллельно шпуле, а в случае с обратным и прямым конусом — под некоторым углом.

    Материал изготовления основных элементов

    Материал изготовления влияет на качество и долговечность конструкции. Недорогие катушки в основном изготавливаются из таких же недорогих и некачественных материалов. В результате активной эксплуатации спиннинга, такой катушки хватит сезона на два, но если на рыбалку получается выбраться не часто, то серьезную катушку покупать просто не имеет смысла.

    Дорогие катушки изготавливаются из легких, но прочных сплавов, таких как титан, алюминий, бронза, латунь и прочных полимеров. Как правило, такие изделия служат долго, а работа механизма равномерная, легкая, без посторонних звуков, но и стоят они соответственно.

    Фрикционный тормоз

    Фрикционный тормоз — это элемент, который имеет место практически во всех конструкциях катушек, но не всегда спиннингисты им пользуются, так как не всегда удается поймать большую рыбу. При этом он может быть передним или задним.

    Считается, что передний фрикцион работает более плавно и он более чувствительный, по сравнению с задним фрикционом, но задний фрикцион удобнее регулировать. К тому же, катушка с задним фрикционом легко ремонтируется и его без проблем можно заменить новым, вместе со шпулей.

    Работа фрикционного тормоза оценивается по плавности стравливания лески.

    Типы крепления рукоятки

    Форма рукоятки в катушке может быть любой, поскольку этот фактор особого влияния на процесс рыбалки не оказывает. Несмотря на это, дизайнеры всегда работают и над внешней формой рукоятки. При этом, она может крепиться различными способами, например:

    • Рукоятка может просто ввинчиваться в каркас катушки.
    • Может крепиться с помощью винта.
    • Может крепиться заклепкой.

    Любой вид крепления имеет свои достоинства и свои недостатки, но это никак не влияет на процесс рыбалки. Если рукоятка крепится с помощью винта или ввинчивается, то лучше обратить внимание на размер резьбы: слишком мелкая резьба быстро изнашивается, так как ее легко сорвать.

    Дужка лескоукладывателя

    Особых требований к ее устройству не предъявляется, так как ее задача — обеспечение правильной намотки лески (а точнее, она должна обеспечить точное попадание лески на ролик) и правильная блокировка, и четкое открытие, и фиксация. Покупая катушку, дужку лесоукладывателя лучше обследовать на предмет наличия заусенцев. Заусенцы существенно влияют на долговечность и прочность лески.

    Другие характеристики

    Помимо основных данных, существуют и другие показатели, на которые следует обратить внимание. Например, передаточное число, которое указывает на количество оборотов шпули при одном повороте рукоятки. По этому признаку катушки делятся на три типа:

    • Силовые. С передаточным числом порядка 4.0-4.7.
    • Универсальные. С количеством оборотов от 5.0 до 5.5.
    • Скоростные, обеспечивающие количеством оборотов в пределах 6.0-7.2.

    На этот фактор следует обращать внимание, если условия ловли рыбы далеки от оптимальных. Как правило, силовые катушки предназначены для ловли крупных особей, а скоростные больше подходят для ультралайтовых спиннингов.

    Если говорить о начинающих спиннингистах, то для них больше подойдет универсальный тип. Пока спиннингист научится чувствовать снасть, пройдет немало времени, поэтому такими изделиями придется пользоваться долго.

    Количество подшипников — это не менее важный показатель, поскольку подшипники обеспечивают плавность хода, а также долговечность изделия. При этом, качественная катушка может иметь всего 4 подшипника, а некачественная — и все 12. Все зависит от добропорядочности производителя и его ответственности перед покупателями.

    Производитель. На это так же стоит обращать внимание, несмотря на то, что брендовые катушки стоят несколько дороже. Хотя и существуют подводные камни и здесь, но именитые, известные производители дорожат своей маркой. Как правило, такие катушки заметно отличаются качеством, плавностью хода и долговечностью, хотя можно запросто приобрести подделку. Особенно это касается китайских изделий, которые просто могут оказаться копией известной модели. Для новичков это не столь важно, поскольку они могут запросто испортить дорогую и качественную вещь.

    Выбор катушки по тесту

    Удилище и катушка покупаются либо вместе, либо по отдельности. И в том и в другом случае может оказаться, что выбор сделан не совсем правильно, и снасть работает не так, как хотелось бы. Поэтому, необходимо знать, как правильно подобрать катушку для удилища. Не секрет, что в зависимости от условий рыбалки, спиннинговое удилище выбирается по тесту.

    • Спиннинги с тестом 10-12 г требуют наличия катушки размера 2000, не более.
    • Если удилище с тестом 10-30 г, то подойдет катушка размера 2000-3500.
    • Для спиннинговых удилищ, имеющих тест больше 30г лучше взять катушки размера 4000-5000.

    Если ориентироваться в подобных характеристиках, то правильно выбрать катушку для спиннинга не составит труда. Особенно это актуально по отношению к начинающим спиннингистам.

    Аэросани для рыбалки своими руками

    Аэросани – это уникальное транспортное средство, по проходимости по снегу этому виду транспорта нет равных. Поэтому, они считаются незаменимым помощником для любого рыболова. С точки зрения конструкции, это транспортное средство с полозьями для движения по снегу, а передвигается оно с помощью авиационного пропеллера, который вращает бензиновый двигатель.

    Сани способны развивать скорость до 150 км/час, что является неоспоримым преимуществом перед снегоходами. При наличии кабины и мягкой подвески, аэросани могут оказаться наиболее комфортным транспортным средством после автомобиля. Но автомобиль по непроходимым просторам, засыпанным снегом, не поедет.

    На первый взгляд, все очень сложно, но если вникнуть, то никаких сложностей нет, и аэросани реально сделать самому из подручных средств, не затрачивая огромных усилий.

    Технические характеристики аэросаней

    Аэросани – это, по сути, бензопила, но при относительно не большой мощности удается развивать большую скорость. Например:

    • Обороты двигателя – 4700.
    • Мощность – 15 л.с.
    • Максимальное усилие пропеллера – 62 кг.
    • Диаметр винта – 1300 мм.
    • Наибольшее число оборотов винта – 2300.
    • Передаточное число редуктора – 1,85.
    • Площадь полозьев – 0,68 м квадратных.
    • Вместительность бака для топливного – 40-50 л.
    • Наибольшая скорость – 40-50 км/час.
    • Наибольшая скорость по твердому снегу – 50-70 км/час.
    • Наибольшая скорость по снегу, на просторах – 70-80 км/час.
    • Наибольшая скорость по снежному насту – 100-110 км/час.
    • Максимальный вес (без водителя) – 90,7 кг.
    • Максимальный вес с грузом – 183 кг.

    Грузоподъемность

    Грузоподъемность – это полный вес транспортного средства с пассажирами и амуницией. В аэросанях могут находиться до 5-ти человек. Поэтому, в полном снаряжении вес транспортного средства может достигать 300 кг.

    Другими словами, аэросани – это довольно вместительный вид транспорта, позволяющий перевозить людей и грузы на значительные расстояния в условиях тотальной заснеженности. Они так же могут оказаться не заменимыми в условиях рыбалки или охоты.

    Дальность передвижения

    Если на транспортном средстве установлен не мощный двигатель, то одного бака, емкостью в 40 литров хватает, чтобы проехать до 300 км.

    Запас топлива

    Как правило, устанавливается стандартный бак на 40-50 литров. Кроме этого, в дорогу нужно взять емкость с топливом, объемом в 20 литров. Этого топлива вполне достаточно, чтобы преодолеть значительное расстояние без дозаправки. В любом случае, нужно правильно рассчитывать запас топлива, так как в заснеженной глуши, вряд ли удастся дозаправиться.

    Скорость хода

    По обычному укатанному снегу аэросани можно разогнать до 50-ти км/час, а по нетронутому, давно лежащему снегу – до 80-ти км/час. Наличие твердого наста позволяет разогнать конструкцию до 110 км/час. При подобной скорости появляется опасность опрокидывания, поскольку устойчивость аэросаней снижается.

    Конструкция тормозов и пуска двигателя

    Поскольку аэросани являются эксклюзивным видом транспорта, то система тормозов имеет далеко не классическую конструкцию. Конструкция тормозов напоминает своеобразные скребки, которые монтируются на концах задних лыж. Приводятся они в действие с помощью тросов, идущих от педали тормоза. При нажатии на педали, скребки опускаются вниз, чем и замедляют ход аэросаней.

    Особенности аэросаней для рыбаков

    Аэросани для рыбаков зимой, настолько полезные, как и лодка летом, хотя на плавсредстве летом далеко не заедешь. И, тем не менее, на аэросанях можно смело добраться до центра любого водоема, при наличии прочного льда. Хотя, если сравнить с автомобилем, то на аэросанях можно добраться и по глубокому снегу, чего не сделаешь на автомобиле. К тому же, толщина льда требуется несколько меньше, поскольку аэросани значительно легче.

    Как сделать аэросани своими руками

    Как показывает практика, изготовить аэросани не так уж и сложно, хотя придется запастись временем, инструментом, материалами для работы и чертежами. При этом, необходимо соблюдать точность в изготовлении, поскольку здесь законы физики и аэродинамики выдвигаются на передний план. От подобных знаний будет зависеть качественная работа всех агрегатов, а значит – долговечность транспортного средства.

    Конструкция корпуса

    Начинают изготавливать аэросани с изготовления корпуса, который состоит из каркаса и обшивки. Чтобы каркас имел значительную прочность, в конструкции предусмотрено два лонжерона. Они имеют следующие размеры: 35х35х2350 мм. Кроме них, в конструкцию введены силовые стрингеры в количестве 5-ти штук, размерами 20х12х2100 мм. Плюс ко всему, корпус располагает передним отсеком и отсеком сзади, где должен расположиться двигатель. Корпус должен иметь аэродинамические формы, поэтому он имеет сужение в передней части.

    Весь корпус, на всем протяжении усилен четырьмя шпангоутами, расположенными на равном расстоянии один от другого. Они выполнены сплошными из фанеры, толщиной 10 мм. Шпангоуты, для большей надежности, особенно широкие, имеют поперечное усиление специальными балками.

    В первую очередь монтируется нижняя рама, на которую устанавливаются шпангоуты. Здесь же монтируются распорки, которые крепятся к шпангоутам уголками. После этого, закрепляются стрингеры. Каркас клеится казеиновым клеем. Места стыков фиксируются с помощью марли, после чего, эти места обильно пропитываются клеем. Возможен и другой вариант: сначала бинт пропитывается клеем, а потом им обматывают точки соединений.

    Корпус обшивается листами фанеры, а поверх монтируется обшивка из дюралюминия. Сидение для водителя может быть сделано так же из фанеры или установлено заводское пластиковое. В задней части, за сидением, располагается место для багажа, где могут храниться инструменты, запасные части, емкость с бензином, а также личные вещи рыболова.

    Винтомоторная система

    Винтомоторная установка требует более серьезного подхода, нежели сборка кабины и корпуса. Для вращения винта большей частью берут двигатель от мотоцикла ИЖ-56. Вал винта монтируется на подшипник, который располагается на каркасе.

    Двигатель крепится на деревянной плите, с помощью двух кронштейнов и четырех подкосов. Плита имеет размеры 385х215х40 мм. Плиту желательно обшить с двух сторон фанерой, толщиной 5 мм. К лапкам подкосов крепятся дюралюминиевые уголки.

    Чтобы можно было регулировать клиноременную передачу на винт, между швеллерами и плитой предусмотрена пластина из фанеры или текстолита. Охлаждение двигателя осуществляется вентилятором, который установлен на картере посредством кронштейна.

    Ходовая подвеска

    Монтаж ходовой части – это продолжение 2-х предыдущих этапов. В качестве лыж служит фанера, толщиной 10 мм. Для усиления их применяется более толстый брус, а верхняя часть лыжи обшивается нержавейкой. Весь механизм лыжи крепится к корпусу при помощи винтов М6.

    Конструкция лыжи состоит, так же из подреза, который сделан из трубы, диаметром 8 мм. На концах труба сплюснута. Труба крепится в средней части крепления под «кабанчиком». Подрезы позволяют аэросаням сохранять устойчивость на поворотах.

    Передняя часть лыж изгибается. Для этого, лыжа помещается в кипяток (только та часть, которую нужно изогнуть) и изгибается с помощью приспособления (стапеля). Чтобы передняя часть лыжи сохранила форму, устанавливается пластина из металла. Рессора лыжи сделана из дерева и имеет три части.

    Из березы делается нижняя часть, которая имеет размеры 25х130х1400 мм. К ней крепится полуось. Верхняя и средняя часть – сосновые. Вместе они соединяются болтами М8 и листами дюралюминия. В передней части лыжи предусмотрен специальный амортизатор, который не дает возможности лыже зарываться в снег при движении. Сделан он из резинового жгута. Задняя часть аэросаней и так тяжелее, а вместе со жгутом лыжа всегда направлена вверх.

    Ускорение движения аэросаней осуществляется за счет нажима на соответствующие педали, а изменение направления движения – посредством рулевой колонки.

    Чтобы не было никаких проблем с работой аэросаней, лучше взять готовый пропеллер, так как самостоятельно его изготовить весьма трудно, тем более, с первого раза.

    Как оборудовать аэросани?

    Любое транспортное средство должно иметь несколько обязательных приборов, таких, как спидометр, тахометр, амперметр и замок зажигания. Не помешает и указатель уровня топлива. Все основные приборы устанавливаются на передней панели, изготовленной из текстолита.

    Можно установить какие-то дополнительные приборы, но только, если имеется, хоть какой-то смысл. Ну, например, GPS-навигатор, который может понадобиться, если путь длинный и незнакомые места.

    В кабине так же должен находиться рычаг воздушной и дроссельной заслонки карбюратора. С левой стороны кабины желательно установить зеркало заднего вида, а сверху кабины – козырек.

    Аэросани на основе двигателя от бензопилы

    Подобная конструкция намного проще, чем вышеописанная конструкция. В качестве двигателя здесь используется мотор от бензопилы. Несмотря на свою простоту, на подобных аэросанях вряд — ли кто-нибудь решится поехать на рыбалку.

    Для передвижения на серьезные расстояния необходим мотор, мощностью около 12-ти л.с., а мощность мотора от бензопилы – всего лишь 4 л.с. Принцип монтажа такой же, как и в первом случае.

    Если водоем расположен не далеко, всего в нескольких километрах, то можно проехать на рыбалку и на таких аэросанях, обустроив их местом для перемещения рыболовных принадлежностей.

    Техника безопасности

    Такая конструкция, как аэросани, требует особого внимания, так как имеется вращающая деталь, которая несет в себе потенциальную опасность для окружающих. Этой деталью является вращающийся винт или, как его называют, пропеллер. Чтобы в область его вращения не попал человек и не получил травму, его необходимо спрятать в специальный кожух. Кроме того, что этот кожух защитит окружающих, он защитит и сам винт от инородных предметов, которые просто его могут сломать.

    В процессе работы следует строго соблюдать все размеры, данные на чертежах. Самостоятельное изготовление требует большой внимательности: необходимо проконтролировать каждое болтовое соединение, особенно на лыжах, так как они испытывают основную нагрузку.

    В процессе эксплуатации следует регулярно проверять места крепления, а также сам пропеллер на дефекты. Кроме этого, следует обращать внимание на нормальную работу двигателя, на наличие горючего и уровня масла. Только так можно рассчитывать на безотказную работу самодельного устройства, тем более, если оно рассчитано на длительную эксплуатацию.

    Как сделать аэросани своими руками

    Аэросани — мечта любого рыбака. Потому что зимой в поисках удачного места им приходится постоянно перемещаться по заснеженному водоёму. В этот период рыба собирается в ямах. Чтобы её найти, рыболовы нередко преодолевают значительные расстояния. На ходьбу пешком уходит основная часть светлого времени. Хорошо, если снежный покров на льду небольшой. Но когда он вырастает до колен, то путь становится настоящим мучением. В результате все шансы на удачную рыбалку автоматически исчезают. В такой ситуации сможет помочь только лёгкий транспорт, где лучший из всех — это сани с мотором.

    1. Изготовление аэросаней
    2. Выбор двигателя
    3. Воздушный винт
    4. Сборка рамы
    5. Установка двигателя
    6. Ограждения для воздушного винта
    7. Постройка лыж
    8. Управление аэросанями и комфорт

    Изготовление аэросаней

    Многие могут возразить и предложат купить фирменный снегоход. Однако у этого транспорта есть серьёзные недостатки. Главный из них — это слишком высокая цена, которая бывает не каждому по карману. А также снегоход для подлёдной рыбалки представляет опасность, особенно ранней осенью либо поздней весной. Его немалый вес не позволяет выезжать на тонкий лёд, где могут спокойно проехать лёгкие сани на лыжах. Нередко винтомоторный агрегат устанавливается на лодку. Этот вариант аэросаней считается самым надёжным, который можно безопасно использовать круглый год и по любому льду.

    Для постройки аэросаней потребуются следующие инструменты:

    1. Сварочный аппарат.
    2. Электроды.
    3. Маска.
    4. Болгарка.
    5. Дрель.
    6. Свёрла.
    7. Гаечные ключи.
    8. Молоток.

    Выбор двигателя

    Самый сложный и наиболее дорогостоящий агрегат — это мотор. Для лёгких саней на одного человека можно поставить небольшой мотор от пилы. Но его маленькая мощность не позволит ездить достаточно быстро. Кроме этого, у таких двигателей маленький рабочий ресурс по продолжительности эксплуатации. Лучше всего подобрать более мощный мотор от мотоцикла. На таком двигателе сани по снегу будут развивать очень хорошую скорость даже с дополнительным грузом.

    Воздушный винт

    Передвигаются аэросани с помощью пропеллера. Он должен соответствовать параметрам двигателя. Иначе мотор начнёт перегреваться либо не будет работать на полную мощность. Это довольно сложный агрегат, который очень трудно сделать в домашних условиях. Если строить его собственными руками, то на это уйдёт слишком много времени. Вдобавок ко всему здесь потребуются серьёзные знания в аэродинамике. Поэтому воздушный винт лучше приобрести в магазине.

    Сборка рамы

    Для строительства рамы потребуются такие материалы:

    1. трубы,
    2. хомуты,
    3. болты,
    4. гайки,
    5. шайбы.

    Проще всего сделать аэросани на трёх лыжах. Это самый распространённый способ, где затраты на материал и время постройки окажутся самыми минимальными по расчётам. Для этих целей делают треугольной раму, которая должна быть очень прочной. Потому что на неё будут крепиться все агрегаты. Конструкция будет лёгкой и прочной, если её выполнить из металлических труб. Нередко умельцы делают каркас из дерева. И хотя это не самый крепкий материал, но у него есть одно преимущество. Если по какой-либо причине аэросани провалятся под лёд, то они все равно останутся на плаву.

    Хотя это наиболее лёгкий вариант, но для надёжности и долговечности при строительстве саней лучше использовать железные трубы. Вначале необходимо начертить от руки чертёж и обозначить размеры деталей. В этом случае будет гораздо легче посчитать расход материала и правильно отрезать трубы для рамы. Сначала их раскладывают треугольником на ровном полу. И с помощью сварки соединяют концы, а все швы зачищают болгаркой. Затем отрезают из этой трубы небольшие втулки и приваривают к концам рамы. Сюда будут крепиться три лыжи. Две задние втулки устанавливают строго вертикально, а переднюю для рулевого механизма немного с наклоном.

    Установка двигателя

    Так как на аэросанях используется воздушный винт, то мотор придётся поднимать на значительное расстояние от рамы. Для этого вначале потребуется изготовить две дугообразные стойки. Их несложно сделать из тех же самых труб, которые использовались при прежней постройке. Одну стойку с помощью сварки прикрепляют к задней трубе рамы. А для второй делают дополнительную перекладину внутри рамы. Когда эта работа будет закончена, наверху нужно установить крепёжное седло под мотор. Его несложно вырезать болгаркой из старой рамы того мотоцикла, с которого был снят двигатель. Либо сконструировать подобное устройство своими руками.

    Ограждения для воздушного винта

    Чтобы пропеллер не задевал за прибрежные кусты или ветки деревьев, на аэросанях устанавливают ограждение. Его несложно сделать из того же материала, который использовался при строительстве рамы. Для этого вначале необходимо согнуть трубу в виде большого кольца. Затем с помощью сварочного аппарата прикрепить его к нижней части рамы, а боковые стороны к дугообразным стойкам мотора. Нередко на защитное кольцо устанавливают дополнительную решётку. Хотя такое решение снижает тягу пропеллера, но зато значительно повышает безопасность работы воздушного винта.

    Постройка лыж

    Почти все рыболовы при строительстве лыж предпочитают использовать самый простой материал — древесину. Это самый дешёвый и наиболее доступный вариант, который легко обработать. При изготовлении лыж на аэросани обычно используют деревянные доски из дуба или берёзы.

    Вначале их хорошо просушивают, а затем заостряют и загибают концы. Чтобы увеличить прочность, нижнюю плоскость лыж покрывают дюралем или железом. А на верхнюю часть устанавливают опорный шарнир, который несложно сделать самостоятельно. Для этого сначала вырезают квадратную пластину из листовой стали по ширине лыж. По краям сверлят отверстия под шурупы, а в центре приваривают большую гайку или толстую металлическую шайбу.

    Крепятся лыжи на стойки, которые изготавливаются из трубы меньшего диаметра. Она должна легко вставляться во втулки на раме. На одном конце сверлят отверстие под шплинт, а к другому приваривают параллельно две гайки, как на шарнире. Получится своеобразная вилка, которую вставляют во втулку рамы и сверху шплинтуют. Затем шарнир на лыже совмещают с гайками на конце стойки и фиксируют пальцем или штырём. Его можно изготовить из тонкого металлического стержня либо арматуры.

    Управление аэросанями и комфорт

    Для поворота саней обычно используют руль от мотоцикла. Его приваривают к передней стойке либо прикручивают на хомуты. Добавляют обороты двигателя с помощью стандартной ручки с торосом. Весь комплект несложно найти в любом автомагазине.

    Чтобы ездить с комфортом, необходимо сделать удобное и мягкое сидение. Для этого в среднюю часть треугольника рамы приваривают две параллельные трубки. На них вертикально устанавливают небольшие дугообразные стойки, а сверху крепят сиденье с пружинами. Нередко на стойки лыж надевают дополнительные пружины под раму. Это заметно смягчает ход и резко повышает комфорт при езде на санях с мотором.

    Не секрет, что на просторах водоёмов зимой всегда гуляет ветер. А пропеллер во время работы ещё сильнее увеличивает поток воздуха. Из-за этого зимой при передвижениях на аэросанях рыболовам становится очень холодно. Поэтому впереди на раме они всегда делают защитный козырёк со стеклом наверху. И тогда поездки на санях станут более комфортные. Когда все детали и агрегаты будут построены, то останется лишь прикрепить бак для горючего. Аэросани готовы, и теперь на рыбалке всегда будет сопутствовать только удача.

    Как изготовить аэросани своими руками

    Технология изготовления деревянного винта аэросаней

    Для изготовления блочных деревянных воздушных винтов применяют твердые прямослойные сорта древесины без, сучков и гнили — дуб, клен, ясень, бук и др. Не рекомендуется делать винт из целой болванки, так как он со временем может покоробиться и значительно исказить свою первоначальную форму. Лучше всего болванку для винта склеить из тонких (10—12 мм) досок — дрок. Чтобы предотвратить коробление такой болванки, доски до склейки должны быть хорошо высушены. Клеить их нужно внутренней стороной древесины друг к другу, веером (рис. 70, а).

    Склейку желательно производить казеиновым клеем с выдержкой болванки под прессом (можно под грузом или под затяжкой струбцинами) не менее двух-трех суток.

    Размеры болванки должны соответствовать габаритным размерам будущего винта с небольшим припуском.

    Болванку прежде всего опиливают по контурам винта. Для этого из фанеры вырезают в соответствии с размерами чертежа шаблоны контуров винта по его двум проекциям (рис. 70, б).

    По шаблонам размечают болванку, строго соблюдая совпадение осей на болванке и шаблонах. Размеченную болванку обрезают по контурам (рис. 70, в) и просверливают центральное отверстие, по которому в дальнейшем будут центрировать винт. Отверстие разделывают точно перпендикулярно плоскости болванки. Если уже изготовлена промежуточная деталь — втулка винта, посредством которой его будут крепить на ведущий вал, то окончательно обрабатывают торцы втулки и на нее устанавливают на болтах болванку винта.

    Для точной обработки лопастей необходимо изготовить стапель и шаблоны всех сечений (дужек) лопасти.

    Стапелем может служить толстая, сухая, хорошо отфугованная доска размером не меньше 2/3 длины винта. На ней размечают ось винта и наносят риски в местах установки контрольных сечений — дужек.

    На стапель необходимо установить точно по оси винта осевой штырь, который будет имитировать вал винта. На этот штырь надевают болванку винта так, чтобы она не легла вплотную на стапель. Для этого осевой штырь ставят на подкладку.

    На каждое контрольное сечение лопасти изготовляют шаблон, состоящий из двух частей — нижней 1 и верхней 2.

    Все нижние шаблоны должны рассчитываться по их высоте от плоскости стапеля с учетом толщины подкладки, подложенной под осееой штырь. Если этого не сделать, то изготовить винт с необходимой точностью не удастся.

    Верхний шаблон должен точно подходить и центрироваться по нижнему шаблону, для чего при изготовлении его припиливают по контрольным площадкам нижнего шаблона и на обоих шаблонах одновременно наносят контрольные риски. Устанавливают нижний шаблон на стапеле между деревянными брусками.

    Рис. 70. Технологическая схема изготовления блочного деревянного воздушного винта.

    Обработку лопастей ведут последовательно, контролируя правильность только одним шаблоном, то есть изготовленным в одном экземпляре для каждого сечения. Шаблоны для контроля сечения дужек желательно изготовить из толстого дюралюминия толщиной 3—5 мм.

    Перед началом обработки лопасти надо убедиться, что болванка винта на осевом штыре не имеет люфта. Одновременно следует проверить (по произвольно выбранным точкам на болванке) отсутствие перекоса болванки на стапеле.

    Грубо обработанный винт зачищают обломками стекла и шкуркой, добиваясь хорошего прилегания к его поверхности контрольных шаблонов сечений.

    Балансировка винта. Балансировка винта является одним из важных этапов его изготовления. Это особенно относится к винтам многооборотным и изменяемого шага. У последних лопасти и значительное количество деталей изменяют свое положение в пространстве во время работы, что может нарушать аэродинамическую и весовую симметрию винта.

    В эксплуатации плохо сбалансированный винт вызывает тряску и вибрацию моторной установки и корпуса. Это может привести к разбалтыванию крепежных деталей, появлению трещин в узлах и трубах силовых элементов конструкции и к преждевременному износу двигателя, оборудования и самого винта.

    Весовая несбалансированность характеризуется сдвигом центра тяжести винта с оси его вращения, благодаря чему центробежные силы на одной лопасти будут больше, чем на другой.

    Величина весовой несбалансированности выражается в граммах на радиусе винта в 1 м. Замеряют ее и устраняют на ножевом балансирном приспособлении.

    Несбалансированность весовых моментов определяется непараллельностью малой главной оси инерции винта с осью его вращения.

    Причины весовой несбалансированности: отклонение размеров деталей от нормальных (даже в случае их изготовления в пределах допусков) и искажение формы лопастей под нагрузкой центробежными силами. Весовую несбалансированность проверяют на балансировочном приспособлении, изготовленном из двух хорошо отфугованных досок и тщательно выверенных при установке по уровню.
    Несбалансированность аэродинамических сил определяется из условия, что силы сопротивления вращению отдельных лопастей неодинаковы, а несбалансированность моментов аэродинамических сил — из условия, что моменты силы тяги отдельных лопастей относительно оси вращения неодинаковы.

    Причиной аэродинамической несбалансированности является отклонение углов установки отдельных лопастей и их сечений, изменяющих аэродинамические характеристики отдельных участков на лопасти и лопасти в целом. Проверяют аэродинамическую несбалансированность на стапеле путем точной подгонки контрольных сечений лопасти по одному и тому же шаблону для всех лопастей.

    Балансировка при изготовлении винта проводится не менее трех-четырех раз (после изготовления винта и его зачистки, после шпаклевки и оклейки материей, после нанесения каждого слоя краски).

    Если винт дает весовые отклонения, их можно устранить нанесением дополнительного слоя краски на более легкую лопасть (для деревянного винта) или зачисткой шкуркой более тяжелой лопасти (для металлического винта)*

    Окрашивают винт масляной краской по слою грунтовки. После нанесения не менее двух тонких слоев краски винт полируют и покрывают масляным лаком.

    Концы деревянных лопастей для обеспечения прочности их рабочей кромки оковывают тонким металлическим листом латуни или нержавеющей стали.

    Оцените статью
    Добавить комментарий