Моторные лодки Прогресс, Прогресс-2, Прогресс-2М, Прогресс-3М и Прогресс-4

Моторная лодка Прогресс

Лодка “Прогресс” представляет собой корпус клепанной конструкции с использованием сплавов из дюралюминия, обводы остроскулые, глиссирующие. Багажный отсек расположен на верхней палубе в носовой части. На корме же расположен моторный отсек. Стандартный набор в дополнение: два бака по 20 литров каждый, запасные части и инструмент. Сверху отсека находится самоотливной рецесс. Клапан слива воды находится в транце, управление дистанционное, из кокпита.

Прогресс имеет съемные кресла, мягкие подушки к ним, ветровое стекло со стеклоочистителем, тент, складывающийся при необходимости, ходовыми огнями и реверсом при использовании подвесных моторов. В дополнение могут поставляться стойки с колесами, помогающие буксировать лодку на дальние дистанции. На стойках колес имеются пружинные амортизаторы.

Существует так же вариант моторной лодки с жесткой рубкой, сконструированной из легкого сплава, которую можно при желании установить самостоятельно. Для предыдущих моделей они не подходят по размерам кокпита. Масса рубки примерно 30 килограммов, а размеры – 1,8х 1,3 м. В крыше имеется специально открывающийся для водителя люк. Правда, эта рубка забирает практически все место в кокпите, оставляя открытой лишь незначительную часть.

Непотопляемость обеспечена прежде всего блоками пенопласта, крепящихся под палубой в носу и по бортам на корме. Лодка Прогресс, полностью заполненная водой, не пойдет ко дну, а запаса плавучести хватает максимум на 6 человек. На транце можно навесить до двух ПЛМ, правда, придется смонтировать штангу для соединения для синхронного поворота и дополнительный комплект дистанционного управления реверсом и газом.

У этой мотолодки высокая мореходность – вы можете выходить на ней в прибрежные зоны водохранилищ и морей с условием, что высота волны не превысит 0,75 м и удалится от берега не более чем на 3 километра. Во время плаванья при волнении «Прогресс» забрызгивается, а скорость снижается из-за перегрузок на днище. Грузоподъемность и внутренние объемы позволяют осуществлять на этой лодке туристические путешествия на два-три человека, а так же небольшие семейные плавания.

Моторная лодка “Прогресс” в первой серии производилась не долго, ей на смену пришли модели 2, 2М, затем 3М, а потом и 4. Спустя несколько лет был выполнен своеобразный “тюнинг” лодки “Прогресс”, в процессе которого были заменены килевые накладки, изготавливаемые из стали, дюралюминиевыми аналогами. Это решение улучшило характеристики лодки в отношении долговечности, теперь конструкция стала устойчивее к коррозии, соответственно, служит дольше.

Прогресс-1

Конструктивно “Прогресс-1” представляет собой лодку изготовленную полностью из дюралюминия. Соединения листов выполнялось клепкой. Днище лодки усилено 2мм листами. Борта имеют толщину 1,5 мм. Без мотора вся лодка весит порядка 180 кг.

Технические характеристики

Макс.длина (м.)4,65
Габаритная ширина (м.)1,7
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.)750/650/550
Килеватость днища у транца (град.)7
Высота транца (мм.)380
Снаряженная масса (кг.)180
Размер кокпита (м.)1,3*2,15
Пассажировместимость (чел.)5
Грузоподъемность (кг.)500
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.)30
Материал изготовления корпусаД16М и Д16Т

Для повышения плавучести на Прогрессе есть специальные воздушные отсеки, которые представляют собой герметические карманы в корме и на носу. На форпике есть рундук для вашего различного снаряжения и мелочи. Если вы идете на веслах, то на крышке багажника гребцу можно удобно разместиться, ногами упираясь в этот самый рундук. Такая конструкция обеспечивает устойчивый ход на веслах и удобство управления.

Моторная лодка Прогресс-1

Технические характеристики Прогресс-1 предполагают установку подвесного лодочного мотора в 30 л.с., но для движителя максимально допустимой мощности рекомендуется усилить стандартный транец. Под транцем есть специальный моторный отсек для хранения топливных баков.

В кокпите есть сидения обшитые рейками из сосны. Передние спинки съемные, их можно использовать для оборудования полноценных спальных мест. Под палубой вдоль бортов есть 2 полки для хранения мелких принадлежностей. Полезный размер кокпита составляет 130 на 215 см.

Среди недостатков лодки Прогресс-1 по отзывам её владельцев можно назвать сильное брызгообразование на ходу, в связи с чем в кокпит попадает много воды. В тоже самое время в Прогрессе-1 нет самоотливного рецесса. Также, в комплектациях с брезентовым тентом, качество этого самого тента было не очень хорошего качества и он достаточно быстро приходил в негодность. Из-за этих и других недостатков модель моторной лодки “Прогресс-1” не пользовалась большой популярностью и на заводе быстро выпустили следующую версию, поэтому первый вариант сейчас практически не реально найти в продаже.

Дальность удаления от берега этого судна не должна превышать 3 км., при высоте волн не более 75 см. волнении не превышающем 3 баллов.

Прогресс-2

Моторная лодка “Прогресс-2” практически не получила серьезных конструктивных изменений по сравнению с первой моделью. Отличия всего в нескольких элементах, правда часть из них очень важная.

Габаритные и технические характеристики “Прогресс-2” остались прежними. Корпус изменился незначительно, появились дюралевые килевые накладки. Общая снаряженная масса немного увеличилась.

Технические характеристики

Макс.длина (м.)4,65
Габаритная ширина (м.)1,7
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.)750/650/550
Килеватость днища у транца (град.)7
Высота транца (мм.)380
Снаряженная масса (кг.)223
Размер кокпита (м.)1,3*2,15
Пассажировместимость (чел.)5
Грузоподъемность (кг.)500
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.)30
Материал изготовления корпусаД16М и Д16Т

Основные отличия “Прогресс-2” от “Прогресс-1”.

  • Килевые накладки стали дюралевыми вместо стальных. Электрохимическая коррозия теперь исключена, что увеличило срок службы лодки.
  • Увеличился снаряженный вес до 223 кг.
  • Убраны герметичные отсеки непотопляемости. Вместо них теперь есть пенопластовые блоки.

Модель моторной лодки “Прогресс-2” выпускалась очень долго и сегодня широко распространена среди водномоторников. Её часто подвергают различному тюнингу, усиливают транец, ставят электроосвещение, дистанционное управление на мотор, меняют ветровое стекло на откидное или другое, более удобное.

Прогресс-2М

Конструкция и обводы корпуса лодки “Прогресс-2М” абсолютно не изменились. Технические характеристики так же остались прежними.

Основные отличия “Прогресс-2М” от “Прогресс-2”.

  • Появился самоотливной рецесс для установки одного подвесного мотора. По обоим краям рецесса есть крышки на шарнирах для доступа в полость под рецессом, в которую помещается топливный бак до 20 л. Если вы привыкли возить с собой несколько дополнительных баков большего объема, то их размещаться придется уже под задним сидением.
  • Носовой люк теперь закрывается на одну, а не на две защелки.
  • Убрал круглый люк на палубе для доступа в отсек с пенопластовыми блоками. попасть теперь в этот отсек можно через носовой люк.

Прогресс-3М

Модель “Прогресс-3М” опять не подверглась серьезным изменениям:

  • На носовой палубе и по бортам появились рейлинги.
  • Убраны крепления на водило и колеса.
  • Пайолы подняты до уровня настила.
  • Изменены сидения.

Прогресс-4

Прогресс-4 получил самые серьезные изменения из всей серии этих моторных лодок и именно поэтому эта модель на сегодня является самой распространенной и самой популярной. По характеристикам она отлично конкурирует с “Казанкой” или “Южанкой” и другими аналогичными моторками.

Технические характеристики

Макс.длина (м.)4,69
Габаритная ширина (м.)1,72
Высота бортов нос/мидель/корма (мм.)750/690/550
Килеватость днища у транца (град.)7
Высота транца (мм.)380
Снаряженная масса (кг.)до 280
Размер кокпита (м.)1,3*2,4
Пассажировместимость (чел.)5
Грузоподъемность (кг.)475
Макс.допустимая мощность мотора (л.с.)до 50
Материал изготовления корпусаД16М и Д16Т

Основные заметные изменения “Прогресс-4”.

  • В области форштевня скула приподнята, что повысило мореходные характеристики.
  • Увеличена килеватость днища, что также положительно сказалось на мореходных качествах лодки.
  • Увеличена ширина кокпита на 25 см. за счет уменьшения палубы.
  • Появился самоотливной рецесс на 3 мотора.
  • Ветровое стекло стало цельным, изогнутым.
  • Максимальная скорость по мотором 30 л.с. у “Прогресс-4” достигает 40 км/ч при умеренной нагрузке, и 32 км/ч при максимальной.

Прогресс-4М

Дополнительно выпускается вариант «Прогресс-4М», он же «Прогресс-4Л». Основное отличие – встроенная жёсткая рубка. Её габариты – 1,8х1,3 м, а вес – 30 кг. Сверху устанавливается открывающийся люк. Для рыбалки модель подходит с трудом, так как сильно урезан кокпит, открытая часть не приспособлена для охоты и рыбной ловли.

На вторичном рынке цена на моторку Прогресс ранних моделей составляет 5-7 тыс. рублей. Прогресс б/у в хорошем состоянии сейчас можно купить в пределах 30 000 руб. С двигателем в 30 л.с. стоимость может достигать и 200 тыс. рублей в зависимости от того японский стоит мотор или китайский и четырехтактный или двухтактный.

Скорость лодки

При полной нагрузке в пять человек и мотора, к примеру Ямаха 30, скорость «Прогресс-4» будет составлять 22 км/ч при использовании штатного гребного винта. Максимальная же скорость с одним человеком на борту составит 40 км/ч. Если же вы будете использовать ее в грузовых целях, вам понадобится грузовой гребной винт, повышающем скорость с полной нагрузкой до 32-34 км/ч. При двух 25-сильных ПЛМ максимальная скорость составит 52 км/ч.

Обзорную информацию по всем отечественным моторным лодка можно почитать в этой статье.

Моторные лодки “Прогресс”

Лодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении, в России эти лодки стали настоящей находкой, каждый любитель отдыха на воде и рыбалки считал своим долгом купить и испытать её. Теперь, когда лодкам “Прогресс” уже более 50 лет интерес к ним не угасает. Тюнинг, ремонт, новшества и креатив дают новую жизнь старым плавсредствам.

Лодки “Прогресс”

Технический проект моторной лодки “Прогресс” был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.

Первые версии “Прогрессов” выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки – “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3М”.

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

Характеристики мотолодок “Прогресс” (1, 2, 2М, 3М)

Длина наибольшая, мм4650
Ширина наибольшая, мм1700
Высота борта в носу, мм750
Высота борта на миделе, мм650
Высота борта на транце, мм550
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, мм380
Масса с оборудованием и снабжением, кг:180 – 223
Размер кокпита, мм1300X2150
Пассажировместимость, чел5
Допустимая мощность ПМ, л.с.30
Грузоподъемность, кг500
Материал корпусаД16Т и Д16М
Технология соединенияклепка

У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки “Прогресс” относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели “Прогресс-2М” самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки “Прогресс” допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Отличия “Прогресс-2” от “Прогресс-2М”

Обводы моторных лодок “Прогресс-2” и “Прогресс-2М” идентичны.

Основное отличие заключается в том, что у “Прогресса-2М” имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у “Прогресса-4”), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные мене 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр (в рундук входит 2 стандартные металлические 20 литровые канистры) и других крупных вещей.

“Прогресс-4”

“Прогресс-4” отличается от ранних модификаций “Прогрессов” более высокой скулой у форштевня, большей килеватостью днища, большей на 25 см длиной кокпита (за счет укорачивания палубы), наличием самоотливного рецесса позволяющем установить два мотора, цельное гнутое стекло “панорамного” типа у него заменено на прямое (составное).

Корпус лодки “Прогресс-4” клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части мотолодки оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 – литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце лодки установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом подвесным мотором типа “Вихрь”, ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной на не большие расстояния (не стоит рассматривать как прицеп для перевозки на большие расстояния). Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Характеристики мотолодок “Прогресс-4”

Длина наибольшая, мм4650
Ширина наибольшая, мм1700
Высота борта на миделе, мм650
Угол килеватости днища на транце
Высота транца под мотор, мм380
Масса с оборудованием и снабжением, кг:220

“Прогресс-4Л”

Выпускается также вариант мотолодки “Прогресс-4Л” с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей “Прогресс”, “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3” рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Однако рубка съедает большую часть места в кокпите, и открытой остается лишь малая его часть – это хорошо видно на одной из фото ниже.

Непотопляемость моторной лодки “Прогресс-4” обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце “Прогресса-4” может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении “Прогресс-4” забрызгивается, а перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам “Прогресс-4” пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки “Прогресс-4” — повышение её экономичности и скорости за счет применения “грузовых” гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

  • Скорость лодки “Прогресс-4” с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором “Вихрь-М”; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм.
  • Максимальная скорость лодки Прогресс-4 с мотором “Вихрь-М” — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке “Вихря-30” — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора “Вихрь-М” можно рекомендовать гребной винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для лодочного мотора “Вихрь-30” оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях

Достоинства “Прогрессов”

Основное достоинство “Прогрессов”, позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность – большая вместимость по сравнению со старой “Казанкой”, да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром “Прогресс” прозвали “семейной” лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов “Прогрессы” не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели “закрученные” обводы. “Прогресс-4”, имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.

Недостатки “Прогрессов”

До 1975г. “Прогрессы” выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших “Прогрессы” в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на “Прогрессы” устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.

Первые “Прогрессы” и “Прогрессы-2” не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы “Прогрессы” и “Прогрессы-2” зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации “Прогрессов” пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель “Прогресс-2М”, у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. “Прогресс-3М”, модель 80-х годов, отличается от “Прогресса-2М” наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.

Более мореходный “Прогресс-4” поначалу имел транец, рассчитанный на 2 мотора… но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 – сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия “Ветерков-15” не в счёт), любители ставили по два “Вихря”, в результате чего транец быстро приходил в негодность. Технология ремонта транца описана здесь. Затем заводом были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50 л.с.

Технические характеристики лодки Прогресс 4

Лодка «Прогресс 4» является хорошим выбором для рыбака. Успешному применению плавсредства способствуют такие преимущества и особенности изделия:

  • корпус из дюралюминиевых сплавов;
  • наличие выступающих обводов для глиссирования;
  • приподнятая «скула»;
  • улучшение мореходности благодаря высокой килеватости;
  • оптимизированное движение при попутной и встречной волне;
  • качественный и широкий моторный рецесс;
  • комфортный отсек для баков с топливом;
  • непотопляемость.

На некоторых особенностях лодки остановимся подробнее. Дюралюминиевые корпуса обеспечивают сохранение технических характеристик, если плавсредство серьезно загружено. Обводы для глиссирования были сделаны по образцу обводов американских торпедных катеров.

  • Технические характеристики «Прогресса 4» ↓
  • Стоимость лодки ↓
  • Правила и особенности эксплуатации ↓
  • Отзывы владельцев ↓
  • Блиц-советы ↓

Мотолодку используют и для плавания вдоль морских берегов. Но, если волна высокая, то вода забрызгивает транспортное средство и появляются перезагрузки, снижающие скорость.

Технические характеристики «Прогресса 4»

Лодка является продуктом Куйбышевского авиационного завода.

Ниже приводится список основных технических характеристик:

  • максимальная длина судна — 4,69 м;
  • максимальная ширина — 1,72 м;
  • высота борта — 0,69 м;
  • максимальная высота, не включая козырек – 0,8 м;
  • средняя осадка при условии полного водоизмещения- 0, 229 м;
  • вес катера при варианте комплекта 1У (см. ниже), включая оборудование и снабжение – 225 кгс;
  • полное водоизмещение- 0, 7 т;
  • сухой вес корпуса —190 кг;
  • грузоподъемность — 475 кг;
  • угол килеватости днища около транца — 7°;
  • глубина осадки изделия при максимальной загрузке людьми— 0,25 м;
  • высота транца в положении под мотором – 0, 38 м;
  • вес вместе с оборудованием и комплектующими – 220 кг;
  • размеры коклита – 1,3х2,4 м;
  • пассажировместимость по паспорту – 4 чел.;
  • допустимая мощность двигателя ПМ – от 30 до 50 л.с.;
  • материал корпуса – Д16Т и Д16М;
  • метод сборки – клепание;
  • ходовая скорость при полном водоизмещении с мощностью двигателя – 29,44 кВт. – 35 км/ч.

При полной загрузке и оснащенности мотором «Вихрь» со штатным гребным винтом модель движется на средней скорости 22 км/ч. Размеры винта должны равняться 240×300 мм. Она способна развить скорость до 37 км/ч, если используется вышеуказанный мотор.

Вот описание набора 1У:

  • корпус, на котором установлены несъемные элементы оборудования и единицы снабжения- 1 шт.;
  • козырек, снабженный сигнальными огнями и очистителем стекла- 1 шт.;
  • стойка с колесом – 2 шт.;
  • весло – 2 шт.;
  • водило – 1 шт.;
  • пожарная кошма – 1 шт.;
  • аптечка для ремонта- 1 шт.;
  • черпак – 1 шт.;
  • спасательный линь- 1 шт.;
  • набор сланей- 1 шт.;
  • руль, компл.- 1 шт.;
  • комплект средств дистанционного управления – 1 шт.;
  • паспорт изделия с эксплуатационной инструкцией – 1 шт.

Разборная рубка, предусмотренная в варианте 2У, состояла из таких частей:

  • крыша – 1 шт.;
  • левая боковая стенка – 1 шт.;
  • правая боковая стенка – 1 шт.;
  • левая задняя панель – 1 шт.;
  • правая задняя панель- 1 шт.;
  • профиль – 1 шт.;
  • косынка – 2 шт.;
  • левый профиль в комплекте- 1 шт.;
  • правый профиль в комплекте- 1 шт.;
  • набор крепежных элементов для монтажа рубки – 1 шт.

Стоимость лодки

Производство указанной модели прекращено и её нет в продаже. Поэтому изделие можно купить лишь у его владельцев. Мы проанализировали цены на «Прогресс 4» в Москве. Лодка продаётся по ценам от 50 до 270 тыс. рублей и выше. Цена обусловлена состоянием судна и его комплектацией.

За 50 тыс. рублей продадут только корпус изделия с латками. За 125 тыс. продается «Прогресс 4» с рубкой и прицепом. Транспортное средство покрыли специальным грунтом и перекрасили, поставили набор рулевого управления, который годится для применения японского мотора.

Плавсредство не течет. Латок нет. За 170 тыс. можно приобрести четвертый «Прогресс» в обычной комплектации 2У с транспортировочным и ходовым тентами, прицепом. За 250 тыс. продавец хочет продать товар с двигателем Yamaha – 40 2003 года выпуска. Товар с мотором Yamaha 55 Вам продадут за 270 тыс.

Правила и особенности эксплуатации

Для подготовки мотолодки к использованию следует:

  • поставить козырек;
  • установить тент;
  • закрепить штурвал;
  • расположить кресла;
  • смонтировать рубку;
  • поставить водило;
  • установить стойку с колесом;
  • разместить дистанционное управление мотором «Вихрь»;

Ключевые правила эксплуатации катера таковы:

  • Перед использованием необходимо тщательно осмотреть лодку. Не должно быть никаких неисправностей;
  • Размещать людей необходимо сохраняя центровку и высокую скорость движения;
  • Немедленно заделывать пробоины и устанавливать заплаты, выливая воду черпаком;
  • При полном заполнении судна водой пассажирам следует быть вне лодки, держась за неё;
  • Запрещается начинать движение, если сняты панели плавучести;
  • В случае пожара нужно закрывать очаг огня специальной тканью из комплекта и тушить огонь;
  • Во время стоянки ставить мотолодку так, чтобы избежать вреда для конструкции и разрушения лакокрасочного покрытия;
  • При непогоде рекомендуется поставить тент;
  • Желательно не оставлять изделие под открытым небом, если поднят тент, так как ткань может выцвести и лишиться водоотталкивающих качеств;
  • Ежемесячно осматривать всю мотолодку;
  • Закрепить 2 колесные стойки;
  • После окончания планируемого использования следует поставить «Прогресс 4» на суше, убрать все оборудование, которое можно снять. Помыть и высушить его. Затем сделать внимательный осмотр корпуса, оборудования и снабжения, устранить неисправности, восстановить покрытие краской.

Дистанционное управление мотором рекомендуется применять так:

  • Следовать рекомендациям производителя мотора;
  • Проверять правильность регулирования реверса и газа при включенном дистанционном управлении;
  • Тестировать проводку тросов на предмет дефектов и смазывать тросы и оболочки с помощью минерального масла;
  • Никогда не отбрасывать двигатель в сторону лодки на угол, который больше угла, который нужен чтобы установить дейдвуд опорной пластины;
  • При необходимости подтягивать тросы управления газом и реверсом с помощью боуденодержателей;
  • Смазывать все составляющие, которые трутся.

Во-вторых, допустимое количество людей для удобного путешествия зависит от целей плавания. Если при краткосрочном применении можно разместить до 6 человек, то для долгосрочных плаваний нужен экипаж в 2-3 человека.

Отзывы владельцев

Приведем отзывы пользователей:

Лодка потянет все, что не погрузи, с мотором 40-50.

Плаваю на данной моторке целых 2 года с наилучшими впечатлениями. Если взять двух человек и снаряжение, то можно развить скорость до 25 км/час. По речной воде может плыть при волне 1,5 м и катер не будет заливать, но придется намного снизить скорость, так как «Прогресс 4» крепко бьет о волну. Катер устойчив даже при хорошей загруженности. Штатные сиденья лучше заменить потому, что они неудобные и громоздкие. Лучше пользоваться фанерными пуфиками для водителя и пассажиров. Советую спать на сланях на надувной кровати. Но штатные слани лучше выбросить. По ним неудобно ходить. Мотор в 40 сил полностью оправдывает себя, если ходить на лодке вчетвером.

Плаваю 4 года. Великолепная лодка!! Она устойчива, много вмещает, у неё хорошая грузоподъемность, в ней даже можно ночевать! Но, если волна, то на волне трясет. Трясти будет не больше, чем на других моделях моторок. Лучше всего поставить мотор в 40 сил.

Использовались моторки «Казанка-5» и «Прогрессы». «Прогресс-4» хорош в эксплуатации, если попал в хорошие руки. Его сравнивали с упомянутыми «Казанками», поставив одинаковый мотор и обеспечив равную загрузку. При спокойной волне последние движутся чуть быстрее. Но, «Прогрессы» килеватые и выигрывают при сильной волне. Для хорошей работы «Прогресса» достаточно поставить мотор 40 сил. При таком моторе спокойно везет 6 человек с грузом примерно 120 кг. Его удается настроить на глиссирование. Приборы показывают скорость 30 км/час. Работа транспортного средства полностью зависит от гребного винта.

Думаю, что у четвертого «Прогресса» нет альтернативы по сочетанию цены и качества. Он не обладает какими-то сверхспособностями, но продается по классным, очень приемлемым ценам. Кроме того, если у вас есть талант дизайнера, который хотите раскрыть, то данная модель предоставит вам море возможностей для этого. Её и в наши дни можно найти почти не тронутой.

Мотолодка «Прогресс-2» и моторная лодка «Прогресс-4» — описание, технические характеристики

Моторная лодка «Прогресс-2»

Технический проект мотолодки разработан в 1966 г. Л. П. Зимаковым. Отличается от последней модели — «Прогресса-4» — меньшей килеватостью днища, более низкой скулой у форштевня, меньшей на 25 см длиной кокпита, гнутым стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми деталями оборудования.

Общее расположение мотолодки «Прогресс-2»


1 — водило для буксировки лодки за автомобилем; 2 — горловина для осмотра отсека непотопляемости; 3 — люк в носовой багажник; 4 — утка-подуключина; 5 — сиденье-рундук; 6 — колеса; 7 — съемный столик; 8 — складной тент; 9 — моторный отсек.

Ходовые качества и характер использования лодки в основном такие же, что и модели «Прогресс-4». Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Обводы мотолодки «Прогресс-2»

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли. У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен лодочный мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите размерами 1,3х2,15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое качество ткани тента. Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Мотолодка «Прогресс-4»

Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20-литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита. Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом ПМ типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс» и «Прогресс-2» прежних выпусков рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.

Каютный вариант моторной лодки «Прогресс-4»

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5-6 чел. На транце может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2-3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3-4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М» составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D=240, Н=300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32-34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч (см. статью «Потерянные силы» о подборе оптимального винта).

С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

Видео мотолодок «Прогресс»

Видео моторных лодок «Прогресс» всех выпускавшихся модификаций. Свыше 700 фотографий мотолодок «Прогресс» в виде слайд-шоу. Фото серийных лодок, переделанных и модернизированных, тюнинг лодок «Прогресс». Приятного просмотра!


Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Моторная лодка «Неман-2» — технические характеристики мотолодки «Неман 2»

Новая модель «Неман-2» представляет собой дальнейшее развитие серийной мотолодки типа «Неман» (см. описание лодки «Неман» на этой странице). Лишь незначительно увеличив размерения, конструкторы добились существенного повышения комфортабельности и безопасности эксплуатации, усовершенствовали конструкцию корпуса и сделали более современным внешний вид лодки. Таким образом, можно сказать, что это развитие — качественное. Добавим еще, что новая лодка — результат совместных усилий коллектива конструкторов и производственников, сотрудников ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, специалистов-дизайнеров ЦНИИ «Лот».

Сравнение основных технических характеристик
моторных лодок «Неман» и «Неман-2»
«Неман-2»«Неман»
Длина наибольшая, м3,803,60
Ширина наибольшая, м1,401,40 (по булям)
Высота борта на миделе, м0,750,55
Масса лодки с оборудованием и снабжением, кг130110
Грузоподъемность, кг300300
Пассажировместимость*, чел.44
Допустимая мощность мотора, л. с.26,520
Скорость**, км/ч:
с одним человеком43,2около 40
с полной нагрузкой37,9около 34
* При прогулочных выходах.
** Скорость указана для «Немана-2» — с «Нептуном-23», для «Немана» — с «Вихрем».

Какие же задачи ставили перед собой разработчики, какими техническими характеристиками должна была обладать новая лодка? С учетом накопленного опыта постройки и испытаний серийных лодок «Янтарь» и «Неман», а также подготовки ряда опытных образцов, так и не освоенных производством мотолодок «Серебрянка», «Мотылек» и т. д., надо было подготовить проект универсальной 4-местной прогулочно-туристской глиссирующей мотолодки минимальных размерений, возможно более технологичной, имеющей лишь обязательный минимум оборудования. Имелось в виду, что при практическом сохранении эксплуатационных качеств и технических характеристик более крупных лодок традиционного «4-метрового» класса новый «Неман» будет иметь меньший вес и обводы, позволяющие, в отличие от остальных «моторок», выходить на глиссирование с более экономичным и менее мощным, чем «Вихри» и «Нептуны», 14-сильным «Ветерком».

Специально оговаривалось, что конструкция мотолодки должна обеспечивать возможность выпуска лодки «Неман-2» на существующих конвейерных линиях, с использованием части той технологической оснастки, которая была изготовлена для производства мотолодки «Неман».

Теперь уже можно сказать, что поставленные перед создателями лодки задачи решены.

Архитектурное решение — традиционное: лодка имеет открытый кокпит и подмоторную нишу, носовую палубу с панорамным ветровым стеклом. Необычность внешнего вида «Немана-2» заключается в применении высоких бортовых комингсов — ограждения кокпита в виде фальшборта, плавно переходящего в округлое ветровое стекло. Такое решение позволило увеличить полезную площадь кокпита за счет отказа от бортовых потопчин, повысить безопасность эксплуатации лодки благодаря увеличению фактической высоты борта на миделе с 530 до 750 мм, придать ей современные черты. Получившиеся размеры кокпита (1,80х1,25) практически такие же, как на значительно более крупной (длиннее на 0,7 м) «Казанке-5», и лишь ненамного меньше, чем на «Крыме», «Днепре», «Ладоге» и т. п.

Общий вид моторной лодки «Неман-2»

Для размещения пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные двухместные банки; банки сделаны металлическими с соответствующими выштамповками. Кормовая банка служит одновременно и крышкой рундука. Для размещения багажа и снаряжения используется также пространство под носовой палубой и под носовой банкой. На краю палубы — под защитой стекла — выштампована ниша для хранения мелких предметов. Такие же углубления сделаны и на участках кормовой палубы; они будут удобны при работе с мотором.

Продольный разрез мотолодки «Неман-2» и вид сверху

Пайол на мотолодке «Неман-2» — деревянный, решетчатый. Непотопляемость обеспечивается закрепленными под носовой палубой и в районе подмоторной ниши блоками плавучести (пенопласт ПСБ-С; 0,26 м³). Лодка снабжается распашными веслами, черпаком, спасательным линем; имеются носовой рым и кормовые швартовные утки.

Вид на кормовую часть кокпитаВид на носовую часть кокпита

Корпус мотолодки имеет остроскулые обводы с разворачивающимися на плоскость поверхностями днища; килеватость на миделе составляет 16°, на транце — 8°. Продольных реданов нет, но сделаны по одному ребру-отсекателю, препятствующему поперечному растеканию потока (за днище выпущена нижняя часть стрингера, на котором выполнен стык секций). Отказавшись от бортовых булей, имевшихся в кормовой части «Немана», конструкторы новой лодки соответственно увеличили ширину корпуса в корме. Существенно (с 1,1 м до 1,25) возросла ширина на транце по скуле, хотя наибольшая ширина лодки не изменилась. Для повышения прочности транца, а также увеличения плавучести кормовой части лодки — уменьшения опасного дифферента, возникающего при работе с мотором, на транце, в надводной его части, выштампован 50-миллиметровый уступ на уровне дна подмоторной ниши.

Эскиз обводов моторной лодки «Неман-2» — корпус теоретического чертежа

Особое внимание уделялось выбору рациональной конструкции корпуса. В качестве материала, как и на предыдущих моделях тех же разработчиков, применен сваривающийся коррозионно-устойчивый алюминиево-магниевый сплав АМг-5, обладающий хорошими пластичными и приемлемыми прочностными качествами. Малые толщины обшивки (1,5—2,0 мм) и опасность появления значительных деформаций при приварке сплошным швом поперечного набора предопределили выбор смешанной системы набора днища, позволяющей существенно уменьшить протяженность сварных соединений и объем ручной — немеханизированной сварки. Скулы на кормовой половине длины корпуса выштамповываются на бортовых листах. Это позволило избавиться от выполнения сварки угловых соединений по скулам. К обшивке привариваются (механизированная контактная сварка) только днищевые продольные связи, служащие опорой для шести флоров с отогнутыми по кромкам фланцами.

Конструктивный мидель-шпангоут мотолодки «Неман 2»


1 — килевая накладка; 2 — днищевой стрингер из Z-образного профиля;
3 — флор с отогнутыми фланцами по нижней и верхней (горизонтальной) кромкам;
4, 5 — днищевой стрингер (полоса с фланцем) по стыку днищевого листа с бортовым; выступающая за поверхность днища часть играет роль скега — ребра-отсекателя;
6 — скуловой брызгоотбойник; 7 — скуловая кница; 8 — бортовой стрингер;
9 — привальный брус; 10 — бортовой комингс-фальшборт.

Напомним, что на серийном «Немане» была применена поперечная система набора с приваркой его к обшивке ручной аргонодуговой сваркой.

Второй отличительной особенностью новой модели является расчленение корпуса на отдельные секции, сборка которых будет производиться в специализированных сборочных кондукторах. Это и позволило широко применить контактную сварку при установке набора, а ручную аргонодуговую сварку по соединениям листов производить при жестком закреплении конструкций и достаточном отводе тепла, выделяемого при сварке. Благодаря принятым мерам удалось значительно уменьшить сварочные деформации и в результате получить хороший товарный вид корпуса.

Применены и такие передовые методы изготовления тонколистовых конструкций, как использование вытяжных, гибочных и вырубных штампов, придание деталям жесткости при помощи выштамповок и гофров, отбортовок, фланцев и т. д.

Заводские и межведомственные испытания опытных образцов «Немана-2», а также участие новой лодки в 1978 г. в традиционных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» показали, что надежды конструкторов и технологов оправдались.

Лодка под мотором «Нептун-23» легко выходит на глиссирование и показывает высокие скоростные качества как при полной, так и при минимальной нагрузке, легко управляется, устойчива на курсе не только на тихой воде, но и при встречно-боковом волнении. При высоте волны до 0,5 м лодка испытывает лишь умеренные ударные нагрузки и может идти без существенного снижения скорости. Это позволило увеличить предельную высоту волны, при которой разрешена эксплуатация мотолодки «Неман-2», до 0,5 м, тогда как соответствующее ограничение для «Немана» составляло 0,25 м.

Хорошая приемистость также является важным достоинством моторной лодки «Неман-2». При некотором снижении нагрузки ее с успехом можно эксплуатировать под «Ветерком-12»: при нагрузке 170 кг (два человека и минимум багажа) на мерной миле была достигнута скорость 27,0 км/ч.

Серьезные испытания, надо отметить — очень полезные для разработчиков, выпали на долю лодок, участвовавших в морской маршрутной гонке 1978 г. в Лиепае: два «Немана-2», выступавших в экспериментальном классе, заняли первые места в Т-350 и Т-500, успешно закончив гонку без единого нарушения прочности корпуса. Экипаж, выступавший с мотором «Нептун-23», по сумме результатов трех гонок (маршрутная, кольцевая, на эффективность) занял общее второе место среди экспериментальных судов, а экипаж, выступавший с «Вихрем-25», — третье.

В. П. Кашников, В. И. Белых, В. П. Неумоин, «Катера и яхты», 1979 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Неман серии ( 1, 2 )

Семидесятые годы прошлого века ознаменовались бумом в отечественном малом судопроизводстве. Каждая модель была лучше и интересней предыдущей. Одной из самых запоминающихся стала серия «Неман», которая состояла из двух модификаций: «1» и «2».

Первая подходит для рыбалки, прогулок или буксировки в небольших водоемах с малой высотой волн. Имеет були по бокам, стандартную для глиссирующих катеров внутреннюю планировку, без излишеств. С мощностью двигателя до 20 л.с. развивает хорошую скорость.

Вторая версия выполнена в более спортивном дизайне за счет фальшборта и стильного лобового стекла. Двигатель до 30 л .с. на порядок увеличивает скоростные показатели, а усиленная килеватость дна улучшила ходовые характеристики.

Достоинства

  • По сравнению с большинством глиссеров, данный мотобот имеет довольно компактные размеры и малый вес. Это позволяет транспортировать и ставить его на воду в одиночку или вдвоем, а также экономит личное время капитана
  • Все обладатели плавсредства сходятся в одном — производители сделали его «вечным». Толщина алюминия находится в диапазоне 1,5—2 мм, при этом деталям палубы, дна и бортов дополнительную жесткость создают штампованные гофры. Литой форштевень практически «неубиваемый», выдерживает столкновения с топляками и наезды на сушу
  • Алюминиево–магниевый сплав не корродирует и дает возможность свести к минимуму количество мест соединений
  • Конструктивное решение у 1–го серийного экземпляра добавить по внешним боковым сторонам були привело к улучшению ходовых качеств судна
  • Разработчики позаботились об отсутствии заливания водой транца и палубы: есть рецесс, а отбортовка по скуле отражает брызги, исходящие из–под форштевня, обратно
  • Вторая модификация усовершенствована большей килеватостью, имеет лучшую остойчивость и управляемость, комингсы и более вместительный кокпит
  • Моторка легко выходит в глисс при наличии ПМ средних скоростей

Недостатки

  • Следствие небольших габаритов обитаемого пространства — внутри недостаточно систем для хранения вещей. Рыбакам или охотникам это неудобно, кладь размещается прямо под ногами
  • Крайне низкая мореходность: волны, превышающие 25 см уже представляют опасность для пассажиров. Однако, следует понимать, что глиссер задумывался, как прогулочное речное судно и имеет соответствующее строение
  • Второй «Неман» обладает усиленным транцем. Данный нюанс приводит к появлению трещин в области соединения кокпита с подмоторной нишей. Это частая проблема, решить ее можно при помощи накладки на поврежденные места

Видео лодки Неман:

История и цели создания

Катер «Неман» имел честь появиться на одном из самых авторитетных производств в кораблестроительной отрасли. Калининградский судостроительный завод «Янтарь» за все время своего существования выпустил немало отечественных «бестселлеров»: военные и гражданские корабли, исследовательские суда, моторные катера. Так как он в те годы уже был оснащен наилучшим оборудованием и имел огромную производственную мощность, продукция с его конвейеров считалась эксклюзивом и чрезвычайно качественным товаром. Такие катера, как «Янтарь» и серия, описываемая здесь на странице, были в дефиците и раскупались с прилавков в максимально быстрые сроки.

Разработка глиссера базировалась на таких требованиях:

  • легкость
  • компактность
  • функциональность и технологичность при минимальном количестве оборудования
  • экономичность расхода топлива и менее мощный двигатель
  • гидродинамика на уровне мотоботов побольше и потяжелее
  • назначение — недлительные походы и поездки, буксировка воднолыжников, служебные цели

Поставленные цели были выполнены и с 1970 по 1974 гг. велись производство и выпуск первых модификаций. Они не имели недостатков «Янтаря», стоили недорого и были очень неприхотливы в уходе. Но в процессе использования владельцами были выявлены некоторые недостатки: недостаточно высокие борта, тесный кокпит и плохая сопротивляемость волнам.

Фото лодки Неман:

При создании модели «Неман–2» инженеры для большей безопасности эксплуатации усовершенствовали конструкцию корпуса, а в качестве бонуса придали спортивный шик, установив панорамное лобовое стекло, плавно переходящее в фальшборт. Проект подготовила и реализовала в жизнь команда ЦНИИ им. А. Н. Крылова. На прилавках магазинов модель появилась в 1979 году и выпускалась до 90–х гг., пока завод не испытал экономический кризис и не был вынужден закрыть линию.

Таблица характеристик

“1”“2”
Длина наибольшая, м3,63,8
Ширина наибольшая, м1,41,4
Высота борта на миделе, м0,550,75
Масса с оборудованием и снабжением, кг110130
Грузоподъемность, кг300350
Угол килеватости днища на транце
Допустимая мощность, л. с.2030
Пассажировместимость, чел.44
МатериалАМг5М
Технология соединениясварка

Внешний вид и особенности конструкции

Обзор характеристик лодки с названием «Неман» следует начать с того, что глиссер являет собой конструкцию из деформируемого алюминиево–магниевого сплава АМг5М, этот металл дал возможность вместо клепки применять сварку, в результате создавая цельносварной ударопрочный корпус. Детали его выштампованы на прессе, толщина обшивки палубы 1,5 мм, остальных частей — 2 мм.

Корпус собран из транца, 2 бортовых частей носа, форпика, планширей и рецесса. Днище выштамповано сразу с гофрами и кормовыми бортовыми элементами. Следствие такой компоновки и меньшего количества деталей — облегченная до 110 кг конструкция. Поперечный набор состоит из семи флоров, а вот продольный отсутствует, так как цельнолистовые детали в этом не нуждаются. Соединительные швы сварные.

Острые скуловые обводы, позволяющие в отличие от других моделей использовать менее мощный ПМ, перетекают в литой форштевень. Практически плоское к корме днище отличается небольшой килеватостью. Форпик запалубленный, не имеет бомболюка, на нем есть выдавленный на прессе элемент жесткости. Транец слегка наклонен, не самоотливной формы. Главная отличительная особенность — були с обеих сторон. Они работают при выполнении маневров и поворотов, зарываясь в воду и придавая устойчивость на курсе, а также повышая грузоподъемность мотосудна.

Кокпит вмещает в себя 4 пассажира на двух диванах: переднем и заднем. Под последним расположен рундук для топливных баков, под сиденьями есть небольшие отсеки для хранения. Ветрозащитное остекленение панорамного типа, рядом с ним есть места для установки ДУ мотором и рулевого управления. Пайолы на полу проложены из дерева, выполнены в виде решетки. Запас непотопляемости находится под запалубленной частью и в корме.

Технические характеристики моторной лодки «Неман–2» в целом схожи с ее предшественницей.

Отличия направлены на улучшение ее качеств:

  1. Обводы приобрели более выраженный угол наклона, соответственно у днища килеватость на миделе составляет 16°, в области двигателя 8°. Данное решение повысило мореходность судна и разрешило отказаться от ставших ненужными булей
  2. Высота бортов увеличена из–за надстроек–фальшбортов, соединенных со стеклом. Теперь вместо потопчин, занимавших пространство интерьера мотобота, появилось полезное место, а боковая стенка достигла показателя 75 см. Кокпит приобрел габариты 1,8х1,25 м
  3. Длина моторки увеличилась на 20 см, ширина транца в области скулы 1,25 м
  4. Транец снизу усилен 5 см профилем и оснащен самоотливным рецессом
  5. Продольные реданы разработчики проекта устранили
  6. Корпус собран из отдельных секций, соединенных между собой сваркой

Схема

Оборудование и комплектация

В изначальный набор входили пайолы, весла, жилеты, комплектующие и следующий перечень оборудования:

  • ветрозащитное стекло
  • рым, расположенный в носу, и 2 швартовные утки
  • запас плавучести
  • 2 дивана
  • багажный отсек под передним сиденьем
  • 2 подуключины
  • транцевая доска
  • подкрепление под ДУ
  • топливный отсек под задними сиденьями

Снабжение было стандартным:

  • уключины
  • черпак и штерт
  • спасательный линь с поплавком
  • съемные слани
  • ремонтная аптечка

Обитаемость

«Ничего лишнего» — девиз инженеров, проектирующих обитаемое пространство плавсредства. На двух жестких банкетках размещается по 2 человека. Для ночлега они не раскладываются, но могут откидываться, чтоб разместить под ними личные вещи или инструменты.

Сзади в рундуке помещается топливный бак. Под палубой находится открытый багажный отсек. Решетчатые пайолы не скользят в намокшем состоянии. Лобовое стекло не имеет калитки, состоит из одной целой части, изогнутой по бокам. ДУ владелец приобретает самостоятельно, как рулевое управление и освещение.

Перевозка лодки

Исходя из описания, параметры мотошлюпки не позволяют ее транспортировку на крыше авто. Для нее понадобится прицеп, рассчитанный на некрупное, достаточно легкое изделие. Тент в комплекте не продавался, поэтому покупкой его занимается приобретатель. Сегодня есть множество фирм, шьющих данные накидки под заказ, по индивидуальным меркам.

Непотопляемость

Помимо стандартных блоков плавучести , расположенных в форпике мотосудна и в корме, производители зашили пеноплекс по бортам. Благодаря этому эксплуатация мотоло дки достаточно безопасна: она не перевернется из–за установленных булей у первой модификации и приподнятых бортовых наделок у второй. Если вдруг появится течь — в затопленном состоянии глиссер продолжит оставаться на ровном киле, так как весь объем блоков плавучести равномерно распределен по всему периметру бортов.

Ходовые качества

Модификация «1» отличается худшей мореходностью, по сравнению с версией «2», по причине низкой килеватости в носу, а также в области миделя. На неспокойной воде появляется жесткость хода и заливание водой с боков. Однако, для озер, закрытых небольших водохранилищ, не полноводных рек мотосудно подходит превосходно, легко преодолевая мелководье и извилистые участки. Отдельно следует выделить свойство катера глиссировать при относительно небольших мощностях ПМ: от 8 до 20 л. с. В связи с этим экономичность расхода топлива у него лучше, чем у 4–х и 5–метровых глиссирующих лодок.

Таблица скоростей

“1”Название ПМКоличествоЗагрузкаСкорость
“Вихрь–20”112040
“Вихрь–20”130034
“2”Honda BF20112039—42
Honda BF20110045
Johnson 30112047
Suzuki DF30 A112045
120045—49
129041
138041
Suzuki DT30130039
Tohatsu (Nissan) 18112045
Tohatsu 30115043
Tohatsu 9123538
Yamaha 30 2,08112048
121047
Yamaha 5112027
Yamaha F20112043
121041
“Нептун–23”110040
135534

Под мотором

Проектируемый под родные моторы «Нептун», «Вихрь», «Ветерок» и «Москва» катер версии «1» хорошо работает с иностранными малосильными двигателями. «Вихрь–20» позволяет с полной загрузкой двигаться с 34 км/ч, а с единственным водителем — 40 км/ч. На Новгородских соревнованиях мотобот удивительным образом сумел с «Ветерком–12» дойти до финиша с 30 км/ч и занять 4 место. А в 78 году в Лиепае одновременно 2 бота из этой серии заняли призовые первые места. Вторая серийная модель мощнее. Скорость под мотором «Нептун–23» загруженного судна уже 37,9, наибольшая же — 43,2 км/ч. Глиссаж начинается с мощности мотора 14 л. с.

Под веслами

У первой модификации весла были алюминиевые, у второй — деревянные, с пластмассовыми лопастями. По отзывам владельцев, оба варианта были несовершенными: металлические гремели, а пластмасс оказался непрочным. При отталкивании от берега пластмассовые части сгибались, довольно скоро появлялись трещины, в них попадала вода. Длина весел 2,2 м. Можно заменить их полностью деревянными, удобными в эксплуатации.

На волне

Версия «2» показала большую устойчивость в поддержании курса и выполнении маневров, чем предыдущая. Также, она сносно переносит воздействие боковых волн. В инструкции запрещено отходить от береговой линии дальше 1 км и выходить на воду при волнении 25 см, а у модели «2» — 50 см.

Цена лодки “Неман” на Авито и других ресурсах дороговата. Купить моторку средний потребитель имеет возможность от 150 тысяч рублей до 700. Самые дешевые лоты представлены стоимостью 45, 70, 80 т. р. Продажа б/у версий современного производства происходит от 500 до 700 тысяч рублей. Выбор богатый и разнообразный, позволяет удовлетворить самого требовательного покупателя.

Отзывы

Отзывы обладателей данного мотобота большей частью положительные, в них отмечается превосходная долговечность изделия и отличная конструкция, продуманная и выверенная лучшими инженерами. Им нравятся эффективные скоростные характеристики, получаемые вследствие 20 – сильного ПМ. Есть на форумах и замечания владельцев по поводу дисбаланса в прочности остова и транца, а также неспособности преодолевать даже среднее волнение.

Тюнинг

Спортивная форма плавсредства не нуждается в основательных доработках . Модернизации требует корма — на стыке транца и бортов необходимо усилить обшивку. Кокпит рекомендуется оборудовать в соответствии с современными требованиями. Новая обшивка, слани и ветровое стекло также являются наиболее частыми изменениями своими руками.

Заключение

Данная серия — одна из самых удачных проектов малого кораблестроения. Превосходное качество моторок и внимание производителей к каждой детали, процессу изготовления, а также отличной функциональности оборудования стали эталоном для подражания последующих поколений конструкторов.

Совокупность вышеперечисленных факторов привела к необычайной долговечности суден. До наших дней дошло множество экземпляров с целым корпусом. Поэтому ценители ведут настоящую охоту за уцелевшими от влияния времени катерами этой марки.

Моторная лодка Неман

Малогабаритные моторные катера недорогой ценовой категории всегда привлекали внимание потребителей. Учитывая пожелания заказчиков, в семидесятых годах прошлого столетия конструкторами была разработана глиссирующая лодка «Неман». Она сразу завоевала симпатии благодаря отличным ходовым характеристикам, стремительным очертаниям, а также антикоррозионной стойкости корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава. Разработчики постарались создать комфортабельную и безопасную шлюпку с высокими эксплуатационными качествами. Рассмотрим ее детально.

Лодка «Неман»

Алюминиевая лодка «Неман» – общее описание

В модельную линейку недорогих глиссирующих мотолодок, отличающихся компактными размерами, входят следующие модификации:

  • моторная лодка «Неман». Внешне ее легко отличить по остроскулой конфигурации, уменьшенной килеватости, а также по бортовым стреловидным поплавкам – булям, обеспечивающим повышенную остойчивость при движении с подвесным двигателем мощностью до 15 кВт (20 л. с.);
  • лодка «Неман 2». Она представляет собой усовершенствованную модификацию базовой модели. При незначительном увеличении длины на 22 см и ширины на 10 см разработчикам удалось значительно повысить уровень комфортабельности и придать корпусу более современные и спортивные очертания.

Обе модели плавательного средства могут безопасно эксплуатироваться на следующих водоемах:

  • реках с быстрым и спокойным течением;
  • озерах и водохранилищах.

На вопрос, может ли эксплуатироваться в морской воде лодка «Неман», производитель отвечает утвердительно. Однако имеются определенные нюансы:

  • базовая модификация отличается низкими мореходными характеристиками. И хотя изготовитель регламентирует возможность удаления мотолодки на расстояние до одного километра от берега (при волнении до 25 см), ее проблематично использовать на открытых водоемах. Низкая высота борта в носовой части, уменьшенная ширина и малый угол килеватости вызывают опрокидывание, а также зарывание шлюпки в волны со значительными ударными перегрузками;

Мотолодка “Неман-2”

  • характеристики лодки «Неман 2» улучшились в результате модернизации. Плавательное средство обеспечивает безопасность движения при выходе на глиссирующий режим в тихих водах, а также при встречном и боковом морском волнении, не превышающем 50 см. Скорость движения мотолодки при этом не снижается, а ударные нагрузки легко воспринимаются корпусом судна. Пассажиры при этом чувствуют себя дискомфортно.

Алюминиевая лодка «Неман 2», аналогично предыдущей модели, предназначена для следующих целей:

  • водных прогулок;
  • рыболовства;
  • туристических плаваний;
  • перевозки пассажиров;
  • доставки грузов.

Корпуса обеих модификаций изготовлены из устойчивого к коррозионным процессам алюминиевого сплава, содержащего магний, и маркируемого АМг5м. Он достаточно пластичен и обладает необходимым запасом прочности. Технология сборки предусматривает использование штампованных заготовок толщиной 1,5-2 мм, которым придают необходимую форму путем прессования. Несмотря на одинаковый материал, имеются различия в технологии сборки:

  • корпус базовой модели собран на основе поперечной схемы набора. Она включает 7 флоров, которые сваркой соединены с обшивкой. Крепление элементов произведено с помощью аргоновой сварки, выполняемой вручную. Для кормовой части бортов и формовки днища используется одна штампованная заготовка. Функции ребер жесткости выполняют продольно расположенные гофры на поверхности днища;

Моторная лодка “Неман-2”

  • моторная лодка «Неман 2» имеет корпус, собранный по принципу смешанного набора элементов днища. Это позволило предотвратить значительные деформации и избежать напряжений, возникающих при ручной сварке непрерывным швом. Используется автоматизированная контактная сварка для соединения с обшивкой продольных связей, на которые опираются 6 флоров. При этом нет необходимости приваривать скулы, которые штампуются на бортовых заготовках.

Первая модель имеет характерную глиссирующую планировку со стремительным профилем и запалубленной носовой частью. Элементы конструкции:

  • цельносварной корпус. Он состоит из штампованной обшивки, прикрепленной к поперечным ребрам жесткости;
  • жесткие сиденья в количестве двух штук. Обеспечивают возможность размещения на борту четырех человек;
  • вместительные емкости. Они расположены под крышкой сиденья и предназначены для перевозки багажа;
  • багажник в кормовой части. Объем пространства позволяет разместить два бака для топлива;
  • лобовое стекло. Надежно защищает рулевого и пассажиров от встречного ветра и водяных брызг;
  • блоки плавучести. Расположены вдоль бортовой части под планширем, а также в носовой и кормовой части;
  • транец с подмоторной нишей. Конструкция предотвращает возможность заливания воды в кокпит с кормовой части.

Корпус предусматривает возможность крепления штурвала, а также системы дистанционного управления двигателем.

В комплект поставки каждой из двух модификаций входят:

  • дюралевые весла с уключинами;
  • съемные деревянные настилы (пайолы);
  • черпак;
  • спасательный линь.

Достоинства базовой модели:

  • уменьшенная масса;
  • коррозионная стойкость корпуса;
  • компактность;
  • остойчивость;
  • ходовые качества.

Однако имеются слабые стороны:

  • низкая мореходность;
  • недостаточная безопасность.

Моторная лодка “Неман-1”

Недостатки конструкции были устранены при разработке следующей модификации. Лодка «Неман» 2 превосходит базовый вариант мотолодки по следующим показателям:

  • степени комфорта;
  • габаритам;
  • уровню безопасности;
  • конструкции корпуса;
  • приемистости;
  • внешнему виду;
  • мореходности.

Мотошлюпка представляет многофункциональное глиссирующее плавсредство для прогулок и туризма, позволяющее перевозить четырех пассажиров. Небольшие габариты и оригинальная форма обводов позволяют выходить на глиссирующий режим с двигателем мощностью 10 кВт (14 лошадиных сил).

Заслуживает внимания спортивный стиль со стремительными очертаниями, а также следующие компоновочные решения:

  • вместительный кокпит открытого типа с габаритами 1250х1800 мм. Тент на лодку «Неман 2» производитель не поставляет, но при желании его несложно изготовить самому или использовать тент от другой модели;
  • боковые ограждения кокпита. Они выполнены в виде фальшборта увеличенной высоты, называются комингсами. Плоскость фальшборта плавно сопрягается с выгнутым лобовым стеклом.

Мотошлюпка “Неман 2”

Такое конструктивное решение обладает рядом достоинств. Оно позволило:

  • повысить полезный объем кокпита;
  • отказаться от потопчин в бортовой части;
  • обеспечить повышенный уровень безопасности;
  • увеличить бортовую высоту на миделе на 20 см;
  • придать мотолодке современные очертания.

Конфигурация обводов отличает корпус модернизированной шлюпки:

  • обращает на себя внимание остроскулый разворот поверхности днища;
  • килеватость на транце составляет 80°, а по миделю – в два раза больше;
  • вместо продольных реданов, выполнена отбортовка для рассекания потока воды;
  • отсутствуют стреловидные поплавки в кормовой части;
  • стыковой участок продольного ребра жесткости выпущен за днище.

Разобравшись с конструктивными особенностями, рассмотрим, какие имеют моторные лодки «Неман» характеристики.

Глиссирующая лодка “Неман-2”

Лодки «Неман 1» – технические характеристики

Первая модель имеет следующие параметры:

  • длина составляет 3580 мм;
  • ширина равна 1300 мм;
  • габарит по стреловидным поплавкам не превышает 1400 мм;
  • бортовая высота на миделе – 550 мм;
  • килеватость транцевой части – не более 2°;
  • снаряженный вес – 110 кг;
  • грузоподъемность – до 300 кг;
  • вместительность – 4 пассажира;
  • предельная мощность двигателя – 20 л. с.

Скорость с двигателем 14,7 кВт (20 л. с.) при полной загрузке составляет 34 км/час, а максимально возможная – 40 км/ч.

Лодки «Неман» 2 – технические характеристики

Рабочие параметры второй модификации следующие:

  • максимальный размер вдоль продольной оси равен 3800 мм;
  • ширина в наибольшем сечении составляет 1400 мм;
  • высота борта в средней части не превышает 750 мм;
  • угол килеватости в зоне транца – до 8°;
  • полная масса с оборудованием – 130 кг;
  • предельный вес груза – 350 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека;
  • рекомендуемая мощность мотора – 30 л. с.

Судно с двигателем 22 кВт (30 л. с.) с загрузкой способно развить скорость 37,9 км/ч. Максимально возможная скорость составляет 43,2 км/ч.

Лодка “Неман-2” развивает максимально возможную скорость 43,2 км/ч.

Цена лодки «Неман 2» и базовой модели

После поступления в торговую сеть, в конце 1979 года, вторую модификацию глиссирующей шлюпки можно было приобрести по утвержденной цене 450 руб. На момент изготовления базовая модель стоила незначительно дешевле. На порталах по продаже водной техники сегодня можно найти достойные экземпляры мотолодки, которые сохранены владельцами и находятся в отличном состоянии. Как и на всякий раритет, цена на них не будет дешевой.

Лодка «Неман 1» и лодка «Неман 2» – отзывы владельцев

За десятки лет активной эксплуатации технические параметры и рабочие характеристики мотолодок проверены в различных условиях. Положительные отзывы, предоставленные владельцами плавательных средств, основаны на опыте использования глиссирующих шлюпок. Люди разных возрастов и профессий, увлекающиеся рыбалкой и водным туризмом, отмечают главные преимущества:

  • коррозионную стойкость корпуса;
  • компактные габариты;
  • ходовые характеристики;
  • надежность.

После удачно выполненной реставрации катер сложно отличить от новой модели. Стремительные очертания мотошлюпки не потеряли актуальность и в настоящее время. Ей по-прежнему отдают предпочтение любители компактных и быстрых мотолодок.

Читайте также:  Рыболовные базы на Волге - в дельте и на нижней Волге - отзывы и цены
Оцените статью
Добавить комментарий